Инструментальные средства компьютерных технологий информационного обслуживания управленческой деятельности
Инструментальные средства компьютерных технологий, применяемые для разработки информационного обслуживания управленческой деятельности, можно делить на классы, в зависимости от:
- принадлежности к определенным этапам (фазам) жизненного цикла информационной системы;
- массовости использования - типовые решения различного уровня общности, имеющие обобщенное название "коробочные" (тиражные) программные продукты, и оригинальные ("под заказ") разработки программного обеспечения;
- охвата этапов процесса разработки программного обеспечения информационных систем - локальные (отдельные этапы) и комплексные инструментальные средства;
- методологии проектирования информационных систем и технологий - структурный анализ и проектирование (SADT - Structured Analysis and Design Technique) и (или) объектно-ориентированное проектирование (программирование) (OOPP - Object Oriented Program and Project);
- степени универсальности инструментальных средств (тип аппаратно-программной платформы для их применения).
Жизненный цикл информационных систем и технологий можно условно разбить на три этапа: проектирование; внедрение; эксплуатация.
Сформировался специализированный класс инструментальных средств под общим названием CASE (Computer Added System Engineering) - средства компьютерного проектирования, или CASE-технологий, которые также можно разделить на подклассы инструментальных средств поддержки жизненного цикла объекта:
- программное обеспечение (спецификация требований, алгоритмизация и программирование, отладка, документирование);
- база данных (моделирование данных, проектирование логической и физической модели базы данных, разработка технологии создания и администрирования базы данных);
- информационная система (анализ, моделирование и реализация бизнес-процессов и информационных технологий управления).
При проектировании информационных технологий для системы управления бизнес-процессами (Business-Process Management - BPM) большое значение имеет предварительное бизнес-моделирование, идентификация основных (ключевых) бизнес-процессов, их формализованное описание, анализ и моделирование эффективной реализации.
Для оценки эффективности затрат на информационные технологии аналитической компанией Gartner Group в конце 1980-х гг. была предложена методика совокупной стоимости владения (Total Cost Ownership - TCO), которая учитывает различного вида затраты (стоимость приобретения или разработки информационных технологий, стоимость аппаратно-программных средств для поддержки информационных технологий, затраты на подготовку объекта управления к внедрению информационных технологий, включая обучение и повышение квалификации сотрудников, реорганизацию бизнес-процессов и др.). Показатель ТСО может применяться на основных этапах жизненного цикла информационной системы, позволяет учесть как существующие, так и планируемые затраты на информационное обслуживание управленческой деятельности.
Мировой опыт внедрения КИС показывает, что вариант адаптации тиражных программных продуктов КИС минимизирует совокупную стоимость владения и обеспечивает гарантированный уровень качества проектных решений.
Коробочные программные продукты КИС имеют специальные настройки для предметных областей - отраслей народного хозяйства ("отраслевые решения"), определенного типа предприятий и организаций (банки, промышленные предприятия, корпорации, предприятия транспорта, связи, социальной сферы и т. п.). Практически все коробочные КИС построены по модульному принципу, что позволяет реализовать модульный подход к созданию КИС, предполагают методологию выполнения внедренческих работ.
7.1. Общие свойства КИС
Разработка и эксплуатация КИС, имеющей модульную структуру, позволяет обеспечить внедрение или модернизацию отдельных функциональных модулей при сохранении работоспособности "ядра" КИС. Функциональную полноту КИС можно выразить в виде формулы:
Ядро КИС + Набор функциональных модулей.
Функциональные модули КИС поддерживают стандартные интерфейсы взаимодействия с БД и другими функциональными модулями. Можно выделить общие свойства КИС:
1. Поддержка стандартов управления
1.1. MRP II - Manufacturing Resource Planning, планирование производственных ресурсов (материальных, трудовых, ресурсов оборудования);
1.2. ERP - Enterprise Resource Planning, полнофункциональное управление всеми видами ресурсов (материальными, трудовыми, ресурсами оборудования, финансовыми);
1.3. ERP II - Enterprise Resource Planning, полнофункциональное управление всеми видами ресурсов (материальными, трудовыми, ресурсами оборудования, финансовыми), реализация бизнес-процессов в среде Интернет.
1.4. ISO 9000 - международный стандарт качества и др.
2. Масштабирование КИС
К созданию КИС приступают, как правило, крупные предприятия и организации, для которых необходимо обеспечить "управляемость". Рост масштаба объекта управления в связи с ростом числа пользователей, увеличением интенсивности информационных потоков, ростом объемов хранимых данных, увеличением размерности решаемых задач и пр. выражается в изменении требований к информационным технологиям.
3. Корпоративные сетевые коммуникации
Все многообразие компьютерных сетей: локальные (ЛВС), ассоциации ЛВС, Интернет / интранет / экстранет обеспечивает поддержку совместной работы территориально распределенных пользователей, взаимодействие с удаленными информационными источниками, совместное использование сетевого оборудования, данных и программ.
4. Многоплатформенность технологий
Информационные технологии КИС ориентированы на использование вычислительной техники различных классов и разнородных операционных систем. В ряде случаев это многообразие является объективной основой эффективной реализации информационных технологий. КИС создаются как "открытые" системы, которые допускают дополнение программно-технических компонентов.
5. Специальные корпоративные информационные технологии
5.1. Бизнес-моделирование КИС.
Бизнес-процессы КИС обладают масштабом выполняемых функций, сложной организацией взаимодействия компонентов - процедур управления (действий). Для обеспечения эффективности бизнес-процессов КИС осуществляется реинжиниринг бизнес-процессов - BPR (Business Process Reengineering), который основан на описании, анализе, моделировании и проектировании бизнес-процессов. Идея BPR принадлежит М. Хамеру (1992 г.), который выдвинул ряд принципов:
- организация работы вокруг желаемого результата вместо решения разрозненных задач;
- передача контроля и принятия решений (в том числе и всей сопутствующей информации) в руки исполнителей;
- назначение заинтересованных лиц исполнителями;
- централизация информации о процессах.
Важнейшим результатом BPR является ориентированный на процессы подход к бизнесу. Проведение BPR основано на методологии реинжиниринга, которая включает следующие этапы:
- стратегическое планирование BPR;
- идентификация всех бизнес-процессов;
- отбор бизнес-процессов для BPR;
- создание карт бизнес-процессов (карт потока рабочих процессов, структуры сбоев в потоках рабочих процессов);
- анализ процессов значительных улучшений бизнес-процессов;
- новаторские улучшения бизнес-процессов;
- внедрение бизнес-процессов, прошедших BPR;
- измерение эффективности бизнес-процессов, прошедших BPR.
Среди наиболее популярных инструментальных средств описания и моделирования бизнес-процессов, моделирования данных бизнес-процессов: AllFusion Modeler (ERWin Data Modeler, BPWin Process Modeler); ARIS; Rational Rose; Casewise и др. Эти средства поддерживают большинство стандартов графического представления бизнес-процессов и структур БД:
- IDEF (функциональная декомпозиция бизнес-процесса);
- IDEF (динамическое соответствие процедур обработки);
- DFD (диаграммы потоков данных для разработки схемы документооборота, выбора мест хранения данных);
- IDEFX (представление структуры данных реляционной БД) и др.
В последнее время широко применяется объектно-ориентированный подход к проектированию информационных систем, универсальный язык моделирования UML (Universal Modeling Language). На основе языка XML реализуются решение задач по гарантированной доставке сообщений, шифрование и обеспечение безопасности, управление транзакциями и др.
5.2. Корпоративные сети.
Корпоративная сеть объединяет несколько рабочих станций и различные типы серверов: сервер БД; сервер приложений (бизнес-логики); сервер представлений (презентации); сервер факс-модем; сервер печати; прокси-сервер; шлюз межкорпоративных связей и др.
Специализация серверов и открытость архитектуры КИС обеспечивают высокую производительность обработки транзакций, возможность оперативной замены серверов, оптимизацию расхода вычислительных ресурсов и т. п.
5.3. Сервис-ориентированная архитектура приложений (SOA - Services-oriented architecture). Приложения функционируют как распределенные в сети Интернет / интранет.
5.4. Создание систем поддержки принятия решений (Decision Support System - DSS), применение методов интеллектуального анализа данных (извлечение знаний из информации - Data mining, интеллектуальный анализ бизнеса - Business Intelligence и др.).
6. Интеграция предприятий с внешней средой
Обработка данных в КИС реализована в виде потока бизнес-операций обработки бизнес-объектов, содержащих: Ядро - данные объекта; Бизнес-логику объекта - набор Правил и Ограничений; Интерфейс - независимое от платформы описание бизнес-объекта для его применения во внешних информационных системах. Для бизнес-объекта применяются разнообразные технологии доступа: компонентная модель объектов - COM, распределенная компонентная модель объектов - DCOM, удаленный вызов процедур - функций методов обработки объекта - RFC и др. Интерфейс программирования бизнес-приложений - Business Application Program Interface (BAPI) обеспечивает обработку бизнес-объектов, создание библиотек классов объектов и связанных с ними методов обработки.
7. Обеспечение высокого качества информации для принятий управленческих решений, надежность и защищенность КИС.
Отличительной особенностью КИС является комплексность, взаимосвязь автоматизируемых бизнес-процессов планирования, контроля, учета и анализа деятельности предприятия. КИС обладает открытостью и гибкостью компонентной архитектуры, состоит из ряда интегрированных модулей, объединенных в контуры (подсистемы) управления. Методы планирования и контроля выполнения производственных и снабженческих заказов во взаимосвязи с задачами сбыта, методы контроллинга затрат на продукт, функции регистрации выполнения заказов и контроля качества технологических процессов и продукции обеспечивают:
- увеличение объема производства (объема продаж);
- сокращение материальных запасов и незавершенного производства (оборотных средств);
- снижение издержек производства (себестоимости);
- повышение фондоотдачи технологического оборудования (рентабельности капитала) и сглаживание нагрузки производственных мощностей;
- повышение качества продукции и уменьшение брака и т. п.