Аукционы с зависимыми ценностями
Введение
Отныне и до конца курса мы будем рассматривать аукционы в том виде, в котором мы это делали в лекциях "3" - "5" . Напомним вкратце классическую постановку задачи дизайна аукционов. Имеется некоторый лот, который выставляется на торги продавцом. В торгах участвуют агентов, каждый из которых хочет приобрести лот за как можно меньшую цену. При этом победа в аукционе приносит агенту пользу — это так называемая внутренняя ценность для агента . В лекциях "3" - "5" внутренняя ценность была функцией исключительно от его собственной полезности , распределенной по некоторому заранее известному распределению , а также от цены, которую ему нужно было заплатить (и уже эта цена зависела от ставок, а значит, и от внутренних ценностей других агентов).
В лекции "5" мы доказали теорему об эквивалентности доходности (теорему 4.1): если скрытые значения агентов распределены одинаково и независимо и все агенты нейтральны к риску, то любое симметричное равновесие любого аукциона дает продавцу один и тот же доход. Иначе говоря, продавцу можно не затруднять себя сложным выбором между, скажем, аукционом второй цены, первой цены и английским аукционом: все равно его доход от формы аукциона не изменится. Конечно, в разделе 4.5 мы немножко оговорились, что могут появиться психологические причины предпочесть один формат другому, да и просто — в аукционе второй цены оптимальная стратегия самоочевидна, а в аукционе первой цены ее нужно вычислять сложным образом, поэтому аукцион второй цены можно применять шире. Но все-таки математически все аукционы были для продавца одинаковы.
Однако в реальной жизни далеко не всегда скрытые значения агентов представляют собой независимые случайные величины. Рассмотрим следующее обобщение: пусть теперь каждый агент не знает точного значения своей ценности, но знает ее примерно. А именно, агент теперь знает значение некоторого случайного неточного сигнала (noisy signal) из диапазона . Ценность лота для агента является некоторой функцией от сигналов всех агентов:
При этом она также является случайной величиной (так как случайными являются все сигналы ).
Таким образом, теперь цености всех агентов оказываются связанными друг с другом посредством неточных сигналов. Такая постановка задачи называется аукционом с зависимыми ценностями. Существует также модификация аукциона с зависимыми ценностями, в которой кроме неточных сигналов агентов есть еще неточный сигнал , известный только продавцу (у продавца есть уникальная информация об объекте продажи). При этом
В таком случае интересен вопрос о том, имеет ли смысл (для увеличения матожидания своего дохода) продавцу сообщать известный ему неточный сигнал агентам или нет.
Далее мы будем рассматривать первый, более простой случай. Будем по умолчанию полагать, что и что . Кроме того, будем считать, что агенты нейтральны к риску, то есть каждый из них хочет максимизировать матожидание величины , где - цена, которую придется заплатить за обладание лотом.
Частным случаем аукционов с зависимыми ценностями являются аукционы, в которых существует некоторая общечеловеческая ценность , а сигналы отдельных агентов распределены вокруг нее (то есть ). Типичный жизненный пример такой ситуации — аукционы по разработке месторождений: точный доход от разработки некоторого месторождения примерно одинаковый для всех и никому заранее не известен, но у потенциальных покупателей могут быть примерные его оценки. Поэтому такая модель часто называется "mineral rights model".
К чему приводят зависимые ценности
Рассмотрим для примера модель с общечеловеческой ценностью (mineral rights model). В описанной выше ситуации возникает так называемое проклятие победителя (winner' curse; вспомните раздел "2.2" ). Так как — это, грубо говоря, среднее значение среди всех , то наибольшее из неизбежно будет переоценивать !
Возьмем для примера аукцион первой цены. Как только агенту сообщают, что он выиграл аукцион, он понимает, что скорее всего переоценивал значение (так как остальные агенты в таком случае, очевидно, оценивали его меньшим значением). Возможно, что стоимость, которую заплатит агент-победитель, будет даже превышать значение , то есть в итоге он останется в убытке.
Пример 9.1. Рассмотрим простейшую (и самую, наверное, разумную для моделирования реальности) ситуацию, когда оценки агентов распределены нормально и независимо вокруг общечеловеческой ценности . Может показаться, что здесь оценки агентов распределены независимо, и мы возвращаемся в ситуацию аукционов с независимыми ценностями. Но на самом деле это не так: они независимы только при условии известной ценности , а вся соль ситуации как раз в том, что никто эту ценность не знает.
Так вот, предположим, что агентов участвуют в аукционе первой цены, и оценка стоимости лота у каждого агента представляет собой нормальное распределение со средним, равным истинной ценности и дисперсией . Тогда функция распределения наивысшей оценки стоимости из агентов будет равна не
а ее -й степени , что, конечно, гораздо меньше. Вот как растет математическое ожидание максимальной оценки из десяти участвующих агентов для вещи с ценностью и дисперсией :
В аукционе с тысячей участников победитель рискует переплатить более чем вчетверо!
Конец примера 9.1.
По этой причине в аукционе первой цены участники должны делать определенную поправку и немного занижать заявляемую стоимость лота. Мы ниже обсудим этот вопрос подробнее и покажем конкретные стратегии для различных типов аукционов.
Стоит также отметить, что "проклятие победителя" зависит от количества участников . Чем больше агентов участвуют в аукционе, тем больше ожидание максимума среди всех оценок стоимости лота, и тем хуже в среднем приходится победителю.
Но это не единственный (и даже не главный) эффект, который появляется в аукционах с зависимыми ценностями. Главным для нас следствием зависимости сигналов является тот факт, что теперь теорема об эквивалентности доходности перестает работать. Причем не просто перестает работать доказательство, а теорема становится по сути неверной. Мы будем обсуждать, как подправить теорему, чтобы суметь хоть что-то сказать в случае зависимых ценностей.
Более того, в 3.2 мы рассказывали о том, каким образом различные модели аукционов оказываются эквивалентными друг другу. Для двух основных моделей аукционов с открытыми ставками — голландского и английского — мы нашли их эквиваленты в терминах закрытых ставок — аукционы первой и второй цены соответственно.
Так вот, в ситуации с зависимыми ценностями аукцион второй цены и английский (восходящий) аукцион перестают быть эквивалентными! Это связано с тем, что в восходящем аукционе у участников, которые остаются активными, по ходу проведения аукциона появляется новая информация — ставки участников, выходящих из аукциона (точнее говоря, значения стоимости лота в те моменты времени, когда эти участники говорили "пас"). Исходя из этих ставок, активные участники могут пытаться оценить скрытые сигналы пасующих агентов. Если в случае аукциона с частными независимыми ценностями они не играли никакой роли, то теперь эти значения могут повлиять на собственные оценки ценности лота оставшихся в игре агентов.
Замечание. С голландским (нисходящим) аукционом все остается эквивалентным: поскольку лот отдают тому агенту, который первым поднял руку, у него по определению не появляется никакой дополнительной информации от ставок других агентов (он ничего не узнает о них).
В дальнейшем мы проведем подробный анализ двух аукционов с закрытыми ставками — первой и второй цены — и английского аукциона с открытыми ставками. Этот анализ позволит нам установить, какой из них лучше с точки зрения продавца и с точки зрения агентов-покупателей. Иными словами, раз уж эквивалентность не выполняется, нужно хотя бы понять, в какую сторону тут все неэквивалентно. Но сначала нам предстоит рассмотреть несколько важных понятий из теории вероятностей, без которых ничего у нас насчет аукционов с зависимыми ценностями доказать не получится.