Опубликован: 30.03.2012 | Доступ: платный | Студентов: 127 / 5 | Оценка: 4.13 / 3.87 | Длительность: 20:46:00
Специальности: Социолог
Лекция 6:

Социальная группа

< Лекция 5 || Лекция 6: 123 || Лекция 7 >
Аннотация: Цель лекции: описать основные характеристики групп показать роль малых групп в социальной жизни, раскрыть типологию групп, поставить проблему малой группы как объекта микросоциологии.

Люди всегда живут в группах. Человек, оказавшийся за пределами своей деревни, общины, рода, племени, города, может утратить человеческий облик и превратиться в животное. Самые уникальные поступки и оригинальные мысли, если их подвергнуть анализу, вытекают из потребностей группы, ориентированы на нее. Человек заимствует от группы способы действия, мышления, язык, культуру. Отдельно взятый индивид –социальная фикция, и вне своей группы его нельзя назвать человеком, личностью.

Социальная группа и ее типы

Наиболее широким понятием выступает социальная общность, включающая в себя объединения людей, скрепленные социальной связью. Однако общности бывают неустойчивыми, кратковременными, как, например, пассажиры в троллейбусе. Каковы же признаки социальной группы? Я. Щепанский называет в числе главных такие:

  1. не менее трех человек;
  2. внутренняя организация;
  3. собственные ценности;
  4. отличия от других общностей.

К названным признакам следует добавить групповое самосознание ("мы-группа"). Главные черты групп - взаимодействие, членство и единство. Следовательно, группой называется совокупность людей, которые взаимодействуют друг с другом, чувствуют свою принадлежность к данной общности и воспринимаются другими как специфическое объединение.

Группа воспринимается наблюдателем не просто как совокупность людей, а как целостный организм.

Группа оказывает влияние на личность, и многие поступки совершаются под давлением других членов группы. Социальная группа – определенное количество людей, взаимодействующих друг с другом на основе регулярных связей. Членам группы присуще одинаковое поведение. Регулярные взаимодействия людей предполагают членство в данной группе. Группы различаются по своим размерам. Примером малой социальной группы является семья, а примером большой социальной группы – коллектив университета или спортивный клуб. Социальную группу надо отличать от скопления людей (толпы) и от неустойчивых (кратковременных) событий.

Неустойчивые группы не имеют ни организации, ни определенного типа культуры. К таким кратковременным объединениям можно отнести случайные встречи людей. Следующий уровень - социальные круги (постоянные посетители библиотек, дискотек и т.д.). Социальные круги не обладают ни четким принципом обособления, ни выкристаллизованной внутренней организацией. Круг людей оказывает меньшее воздействие на своих членов. Выделяются также общности, основанные на сходстве поведения (толпы, публика, пассажиры на железнодорожном вокзале или аудитория в кинотеатре). Это относительно свободные социальные образования, могущие развивать исключительную способность к деятельности. Сходство поведения членов таких скоплений сочетается с отсутствием институционализированной внутренней связи. Таким образом, речь идет о множестве людей, которые находятся в одном и том же месте, но не имеют определенных связей друг с другом. Другой тип короткоживущих групп - толпа. Польский социолог Я. Щепанский дает следующее определение данной общности: "Толпа – это временное скопление большого числа людей на территории, допускающей непосредственный контакт, спонтанно реагирующих на одни и те же стимулы сходным или идентичным образом" По мнению некоторых ученых (например, ГЛсбона) толпа является первоначальной формой человеческого объединения. Действительно, можно усмотреть общие черты у толпы и первобытной общины. В первобытной общине отсутствуют конфликты между индивидом и группой, желаниями и возможностями, ибо она, образно говоря, представляет собой общность, вылитую из единого куска стали. Как и всякая примитивная группа, первобытная община представляет из себя единую массу. Ни в первобытном обществе, патриархальном, ни при феодальном или азиатских формах человеческой организации не было личности (по крайней мере, в современном ее понимании). Отдельный человек растворялся в общей массе, люди были чем то единым вместе с производимыми им вещами, а формы общения были намертво запечатлены в структуре индивида.

В феномене толпы мы также видим явление деиндивидуализации, т.е. частичного исчезновения индивидуальных черт личности. Это такая группа, где действует масса возбужденных, неорганизованных людей, существует групповая психика и взаимодействие настроений. Толпа свободна от организационных или моральных норм, в ней проявляются примитивные, но сильные эмоции и импульсы. Однако в толпе жить невозможно, ибо она является временным скоплением людей. Поэтому толпа никак не может быть названа ранней формой социального объединения. Но до уровня толпы могут отпуститься многие группы. Юрий Левада совершенно правильно квалифицировал толпу как самый неразумный вид группы.

Концепция социальных групп может быть рассмотрена и с точки зрения понятия "социальная категория" (или общность людей). Это статистическая группа, классифицируемая на основе каких-либо общих черт, например, по уровню образования, дохода или одинаковой профессии. Общность людей более простое понятие по сравнению с понятием "социальная общность". С его помощью определяют объединения людей, не обусловленные экономическими, политическими и культурными связями. Можно сказать, что люди одного пола или возраста составляют одну социальную группу. Люди, включенные в социальную категорию, никогда не взаимодействуют друг с другом, равно как и никогда не собираются вместе.

И, наконец, еще об одном термине - "социальный слой". Социальный слой – это группа людей, отграниченная от других групп некоторой дистанцией. Эта дистанция определяется имущественным состоянием, культурным уровнем, стилем жизни. Слои также называются стратами. Отсюда возникло понятие "стратификация", означающее структурированные неравенства между различными группами людей. Общество может рассматриваться как состоящее из слоев с наиболее привилегированными слоями на вершине и наименее привилегированными у основания. Деление на "высшие" и "низшие" слои (старты) основывается не только на возможностях, выражающихся в понятиях богатства, собственности, доступа к материальным ценностям и продуктам культуры. Критерии могут быть мнимыми ("голубая кровь", "высокое рождение", "чернь") и субъективными. Субъективные представления о "высших" или "низших" слоях закрепляются идеологией, которая обосновывает разделение на лучших и аутсайдеров.

Исторически известны национальные группы, которые считали, что они достигли совершенства и поэтому призваны передать это совершенство другим общностям (немцы, ангичане, евреи, русские). После распада СССР миссионерски-цивилизаторская инициатива перешла к американцам. Однако неверно было бы рассматривать подобные устремления односторонне. Чувством собственного превосходства, чувством собственного совершенства должна обладать любая группа (по крайней мере, в определенной области). Если общность стремится отличиться, приобрести неповторимый блеск, тогда принадлежность к группе служит поводом для гордости. А без чувства собственного превосходства группа быстро дезорганизуется. (Щепанский Я.).

Важно также подчеркнуть, что социальная группа - такого рода реальность, которая существует независимо от стремления и воли отдельных индивидов. Так, родители не спрашивают согласия своих детей на их рождение и совместное проживание. Иначе говоря, дети входят в группу (семью) родителей вопреки своей воле. Выбор детского сада, школы, класса, учителя - все это из области утопии на большей территории земного шара. Вот характерный пример группы со знаком минус. "Члены городских банд оказывают настойчивое давление на живущих поблизости подростков, чтобы те присоединялись к бандам... Иногда для того, чтобы стать полноправным членом банды юноша... должен совершить акт насилия по отношению к враждующей банде. Часто какой-то внешний знак символизирует членство в банде – золотое кольцо в ухе, шелковый платок. Члены банды должны проявлять непоколебимую верность своей группе и в той же мере ненавидеть представителей враждебной группы". (Смелзер Н. Дж.)

З. Фрейд считал, что люди образуют социальные группы и остаются в них отчасти потому, что у них формируются чувства преданности и покорности лидерам групп. Согласно Фрейду, это происходит не потому, что лидеры обладают какими-то особыми чертами. Это обусловлено тем, что мы отождествляем лидеров с могущественными богоподобными личностями, какими в детстве казались нам наши отцы. История и современная действительность дают нам, достаточно свидетельств в пользу этой точки зрения. По-видимому, здесь проявляется влияние коллективного бессознательного, по терминологии К. Г. Юнга. Вера в идола — вера в бога - вера в царя вера в авторитарного лидера (на уровне организации или общества в целом). Однако лидер цементирует группу лишь в том случае, если он персонифицирует объективные ценности, традиции, менталитет общества. К тому же существуют группы равных (различные добровольные союзы и клубы), которые не имеют иерархической структуры.

Образование групп – средство выживания людей. Главная функция группы – социализация ее членов. Инструментальная группа создается с целью выполнения определенных работ. Экспрессивная группа призвана удовлетворять эмоциональные потребности ее членов. В одиночку выжить невозможно – это аксиома. Однако еще Омар Хайям советовал: "Ты лучше будь один, чем вместе с кем попало". Эксперименты ученых показали, что объединение беспокойных людей в группу приводит не к ослаблению, а к усилению их тревожности. Поэтому испытуемые, чувствовавшие беспокойство, предпочитали одиночество. Под воздействием группы происходит ослабление страха. Однако, некоторые отрицательные эмоции, переживаемые членами группы, усиливались. Поэтому сегодня на первый план выходят проблемы комплектования групп в учебных заведениях, предприятиях и фирмах. Величина группы также имеет определенное значение. Группы с четным числом членов и нечетным числом членов функционируют, как установили ученые, неодинаково. Диады, триады, группы, состоящие из 5 человек, имеют свои специфические проблемы, не свойственные образованиям с большим числом участников.

Н. Дж. Смелзер отмечает, что в группах с четным числом членов в большей мере проявляются разногласия, чем в группах с нечетным числом членов. Группы с четным числом членов могут распадаться на фракции с равным числом членов. Члены же больших групп часто страдают из-за ' низкого морального духа, господствующего в группе, равнодушия и безразличия к общим делам. В больших сообществах легче ослабляются связи отдельных членов со всей группой.

В социологии существует множество классификаций групп. Наиболее часто называют объективные и субъективные, формальные и неформальные, малые и большие группы. Критерий различения групп - качество взаимосвязи членов, а не количественный признак. Так, малой группой обозначают такую, которая держится благодаря непосредственному контакту людей (небольшое предприятие, фирма, студенческая группа, друзья, рабочая бригада). Группы. взаимосвязь в которых осуществляется посредством различных организаций и официальных представителей, называются большими. Общество в целом - пример очень большой группы.

По другому основанию выделяют четыре типа групп:

  1. Группы номинальные - их объединяет общее имя, общее название. Они числятся на бумаге, но не действуют как единое целое. Объединение производит ученый. Так, К.Г.Юнг разделил всех людей на экстравертов (обращенных вовне или, буквально, вывернутых наизнанку) и интравертов (обращенных внутрь). Большинство людей не осознает своего единства по этому признаку.
  2. Типологическая группа – объединение людей по признаку, который осознается ("мы – юристы", "мы – экономисты", "мы – педагоги" и т.д.). Номинальная группа может перерасти в типологическую. Так, рост социологической и психологической культуры людей приводит к их самосознанию как экстравертов или интравертов, выполняющих разные социальные роли и дополняющих друг друга.
  3. Ассоциация – специфическая социальная группа, которая характеризуется отсутствием жесткого (институциализированного) контроля за поведением людей. Ассоциация – это тип группы, в которой существует взаимодействие людей (например, студенческий союз, политическая партия, общественное движение, малые группы). Ассоциация характеризуется отсутствием стандартизации действий и сравнительно малой ролью социальных санкций за не одобряемое поведение. Речь идет уже о действующем объединении.
  4. Организация – тип группы, в которой правила строго регулируют отношения между ролями, а значительная часть целей и ролей формализована. Организация – элемент социальной структуры, объединяющий множество индивидов на основе общности целей и интересов. Формальная организация имеет специальный административный аппарат, применяющий санкции за отклонения от групповых стандартов. Человек в организации объективно становится участником определенного взаимодействия людей по определенным правилам.

Еще один способ деления групп – на первичные и вторичные. Первичная группа – это, как правило, малая группа, объединяющая людей глубокими эмоциональными отношениями (семья, группы друзей). К первичным "группам можно отнести неформальные и социально-психологические (субъективные) образования. Вторичная группа - объединение людей, взаимодействие которых подчинено достижению определенной цели. В отличие от первичной группы, во вторичной группе нивелируются неповторимые индивидуальные особенности личности, а роль эмоциональных отношений снижается. Примерами вторичных групп являются большие формальные, объективные группы, а также ассоциации и организации. Как верно замечает Смелзер, "несмотря на господство вторичной группы в современном обществе, первичная группа продолжает оставаться важным связующим звеном между человеком и более формальным, организационным аспектом жизни" (Смелзер Н.Дж., 1991.) . Поэтому обратимся к феномену малой группы.

< Лекция 5 || Лекция 6: 123 || Лекция 7 >
Юрий Филиппов
Юрий Филиппов
Указаны темы для курсовых, рефератов. Как сдавать?Сроки? Формат файла?
Александр Ефишев
Александр Ефишев