Опубликован: 30.03.2012 | Уровень: для всех | Доступ: платный
Лекция 7:

Социальная культура

< Лекция 6 || Лекция 7 || Лекция 8 >
Аннотация: Цель лекции: показать сущность культуры как фактора стабильности и устойчивости общества, как фактора социальных изменений. Изложить специфику социальных норм, ценностей, и институтов как элементов социальной культуры. Раскрыть взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры.

Культура, речь, абстрактное мышление, интеллект, воображение – эти элементы социума характеризуют специфику человеческого сообщества в сравнении с сообществами животных . Природа имеет превосходство над обществом по признаку "естественность". Но природа нецивилизованна: в ней нет государства, освящённых традицией законов, философии, религии, содержанием которых является гуманизм и любовь к ближнему. В свою очередь цивилизация неестественна: нормы морали, исповедуемые цивилизованным обществом, невыводимы из законов природы, суть которых сводится к борьбе за существование.

Одно из самых больших заблуждений – считать, что человеческие коллективы изначально выше сообществ животных. Да, как показали этологи, у расовой и национальной неприязни есть врождённые корни. С другой стороны, межрасовые и межнациональные войны в животных коллективах невозможны, поскольку представляют собой, как это ни парадоксально, культурное достижение человечества. Все люди, независимо от религии, расы или этноса, относятся к одному виду - homo sapiens. Идеологи национализма, патриотизма и партия войны исказили биологическую инстинктивную программу, выдавая особей своего вида, отличающихся несущественными различиями, за чужих. Они находятся во власти животных импульсов, но чудовищно деформированных. Как видим , социальные патологии могут иметь культурные источники.

С другой стороны, и устойчивость общества обеспечивается его культурой. В культуре как системе выделяются экономическая, политическая, личностная, информационная, коммуникативная, духовная, интеллектуальная культура, которые упорядочивают соответствующие виды общественных отношений. В то же время можно выделить еще одну её разновидность - социальную культуру. Социальная культура - это система социальных норм, социальных ценностей и социальных институтов, обеспечивающая устойчивое функционирование и развитие общества как социальной системы. Понятие "социальное" в этом определении применяется в узком смысле слова. Речь идет о таких нормах, ценностях и институтах, которые регулируют взаимоотношения личности, сообществ людей и общества в целом.

Социальная культура обеспечивает устойчивость и упорядоченность социальных отношений (т.е. социальную структуру) при помощи таких регулирующих и контролирующих средств, как социальные нормы, социальные ценности и социальные институты.

Социальные нормы - это образцы, правила, стандарты, принятые в сфере социальных отношений. Они регулируют межличностные, групповые, организационные, классовые, профессиональные, национальные, половозрастные, бытовые, политические, экономические, семейные и иные отношения.

При этом социальные нормы подразделяются на два типа - "внутренние" и "внешние". К внутренним социальным нормам можно отнести стандарты взаимоотношений, например, среди женщин, среди мужчин, среди горожан, внутри наций, молодежи, классов, профессиональных групп, семьи и т.д. К внешним социальным нормам относятся стандарты отношений между мужчинами и женщинами, между поколениями, между нациями, между классами и т.д. При этом внешние и внутренние социальные нормы могут существенно отличаться друг от друга (например, так называемые двойные стандарты во взаимоотношениях мужчин и женщин, двойные стандарты во внешней политике российского государства и т.д.).

Социальные ценности – это смыслы, значения, придаваемые личности, общностям людей и обществу в целом как субъектам и объектам социальных отношений. В обществе определенным смыслом и значением наделяются собственная и другая личность, собственный и другой класс, клан, сословие, каста..Так же определяется ценности наций, расы, профессиональных и дружеских общностей, семьи и т.д. Конечно, при этом все они делятся на "свои" и "не свои". Таким образом, социальные ценности подразделяются на "ауто-ценности" (ценность собственной личности и своих общностей) и "альтер-ценности" (ценности другой личности и других общностей). К альтер-ценности, например, можно отнести оценивание крестьянами аристократов как людей с "голубой" кровью" и оценивание аристократами крестьян как "простолюдинов". Эти два типа социальных ценностей взаимообусловлены. Довольно часто ценность других людей и общностей определяется в преломлении через призму ауто-ценностей. Но и ценность собственной личности или "своих" общностей может определяться содержанием альтер-ценностей.

Социальные институты - это сложившиеся и общепринятые в обществе механизмы, технологии, способы социальных отношений. Под социальными институтами подразумеваются способы взаимосвязей, технологии отношений между личностью, общностями и обществом в различных сферах их жизнедеятельности.

Например, социальный институт семьи характеризует существующие в данном обществе технологии, способы семейных отношений (между мужем и женой, между родителями и детьми). Социальный институт образования характеризует технологии передачи социального опыта и знаний следующим поколениям. Социальный институт собственности характеризует способы взаимосвязей классов, организаций, семей и других общностей по поводу владения, распоряжения и использования средств производства или предметов потребления. Иначе говоря, взаимоотношения общностей людей упорядочиваются при помощи сложившихся технологий, которые воспринимаются людьми как "естественные", "само собою разумеющиеся".

Социальные нормы, социальные ценности и социальные институты не являются одинаковыми, универсальными для всех общностей и слоев общества; Несмотря на то, что существуют общие элементы культуры, присущие для всех общностей и слоев, тем не менее, в любом обществе обнаруживаюся глубокие социально-культурные различия.

Эти различия объясняются особенностями социальной структуры общества. С одной стороны, социальные нормы, ценности и институты определяются функциональной структурой, т.е. особенностями тех функций, которые выполняет личность и общность людей. Так, мы можем говорить о профессиональной культуре (нормы и ценности учёных, врачей, учителей, водителей, шахтеров, чиновников, способы взаимосвязей врачей и пациентов, учителей и учеников, водителей и пешеходов и т.д.). Инновационная функция молодого поколения и консервативная функция пожилого поколения определяют особенности культуры поколений. С другой стороны, особенности социальных норм, ценностей и институтов определяются вертикальной структурой общества, т.е. социальным положением общностей и слоев в системе социального неравенства. Нормы могут содержать в себе требования почитания, покровительства, подчинения одних общностей и слоев другим. Так, во многих обществах существуют нормы почитания пожилых людей и стариков, защиты детей, женщин и инвалидов. Во всех обществах приняты нормы, предписывающие подчинение исполнителей начальнику. Социальная иерархия определяет и специфику ценностей общностей и слоев. Нищенское существование определяет и соответствующий круг ценностей. У высших слоев - свои ценности, тесно связанные с престижем. Существуют и институциональные различия между общностями и слоями. Так, крестьяне-бедняки и середняки в дореволюционной России оказались более приверженными к традиционной общинной формы собственности на землю, чем зажиточные крестьяне, поскольку именно взаимопомощь позволяла им выживать. Можно обнаружить также и различные технологии воспитания среди "верхов", средних слоев и "низов".

Таким образом, каждая общность и каждый слой обладает своими специфическими социальными нормами, ценностями и институтами, т.е. своей специфической культурой. В социологии культурные особенности общностей и слоев общества принято называть субкультурой.

В обществе обнаруживается множество различных субкультур. Так, существует мужская и женская культура, культура поколений, профессиональная культура, городская и сельская культура, культура классов, культура аристократическая и народная (демократическая), православная и мусульманская, этнические культуры. Эти субкультуры закрепляются в особых формах жизнедеятельности людей, в их традициях и языке. Так, общности людей, говорящие на одном и том же языке, тем не менее, отличаются друг от друга и жаргоном (социальной разновидностью речи), и набором употребляемых понятий, и иногда даже произношением .

Каковы отношения субкультур? Правомерно ли утверждать, что культура общества представляет собой совокупность субкультур (например, сумму женской и мужской субкультур)? Очевидно, такое представление о культуре общества было бы не совсем правильным. Та или иная субкультура может быть доминирующей, быть центром культуры общества в целом и в значительной мере определять содержание других субкультур. Например, нормы поведения женщин во многом продиктованы мужчинами (женщина должна быть скромной, не оказывать первой знаки внимания мужчине и т.п.). Иными словами, субкультура мужчин – центральная, а женщин – периферийная. Так же среднее и пожилое поколение диктуют свои правила молодежи и детям. Если возьмем современную сельскую культуру, то нетрудно обнаружить в ней многое от городской культуры. Нормы и ценности многих этносов меняются под влиянием культуры тех этносов, язык которых превращается в средство межнационального общения. Таким образом, субкультуры имеют свою иерархию. Современная культура российского общества, определяется большим влиянием культуры Москвы, городской культуры, культуры мужчин, русской культуры. Подобная иерархия субкультур обеспечивает устойчивость социальных отношений и поддерживает социальную структуру общества, но может стать и источником раскола в обществе, если одна из социальных групп получает привелегии. Средствами социокультурной регуляции структуры общества являются традиции, обычаи, символы, которые закрепляют существующий социальный порядок.

Кроме субкультур, в обществе обнаруживается существование различных контркультур. Понятие контркультуры употребляется для обозначения специфических норм и ценностей, являющихся оппозиционными по отношению к господствующим в обществе нормам и ценностям. Различают два вида контркультуры. Первый вид – это совокупность криминальных норм и ценностей, всегда враждебных по отношению к культуре общества в целом. Находясь под запретом и подвергаясь преследованиям, преступный мир вырабатывал свой кодекс правил и комплекс ценностей. Если с точки зрения культуры общества воровство является нарушением принятых правил, то среди преступников оно превращается, наоборот, в норму. Ценностью среди воров является не труд, а незаконное присвоение результатов чужого труда. Второй разновидностью контркультуры является какая-либо субкультура, которая на определенным этапе развития общества вырабатывает новые нормы, ценности и институты, противоположные и оппозиционные господствующей культуре. Так, зародившаяся в начале нашей эры христианская культура в течение нескольких столетий оставалась контркультурой, пока не стала официальной религией Римской империи. Позже, в эпоху Реформации, появилась новая, протестантская, контркультура, ставшая оппозиционной господствовавшей католической культуре. В современном мусульманском мире развёртывается процесс исламской реформации, прогрессивные идеологи которой пытаются соединить позитивные ценности исламских и западных обществ на базе общечеловеческих ценностей. Понятие "контркультура" стало широко употребляться после так называемых "молодежных бунтов" и развертывания движения хиппи на Западе в конце 60-х годов. Значительная часть молодежи стала исповедывать совершенно противоположные экономические, политические, религиозные, нравственные, эстетические ценности. Хиппи провозгласили в корне отличающиеся от господствующих социальные нормы ("свободная любовь", отказ от "старых" нравственных, эстетических и других-норм). Контркультура может со временем интегрироваться в господствующую культуру или стать господствующей культурой. Так, криминальная контркультура может активно проникать в господствующую культуру во всех сферах - экономической, политической, информационно-научной и духовной. Криминализация культуры прослеживается в проникновении в обыденный язык специфического жаргона, в регулировании образовательных, экономических, духовных и политических процессов незаконными, преступными способами. Некриминальная контркультура, порождая новые нормы, ценности и институты, со временем может утвердить себя в качестве "нормальной", признанной культуры.

В составе социальной культуры общества выделяется также массовая культура. Данное понятие по своему содержанию многозначно. Во-первых, массовая культура отличается от субкультуры тем, что она практически не имеет четко очерченных социальных границ (она может характеризовать большую часть и низших, и средних слоев, а также часть социальных "верхов"). Таким образом, массовая культура имеет диффузный ("распыленный") характер. Во-вторых, под массовой культурой обычно понимают культуру потребителей тиражируемых массовой коммуникацией ценностей и норм (в отличие от культуры производителей норм и ценностей, рассчитанных на узкий круг общества). В этом смысле массовая культура ассоциируется со стандартизированными, упрощенными культурными стандартами. В-третьих, под массовой культурой понимается совокупность норм и ценностей, при помощи которых осуществляется манипулирование поведением людей (потребительским поведением при помощи рекламы, политическим поведением при помощи социальной мифологии и т.д.). В-четвертых, под массовой культурой понимается "любительская" культура (отличающаяся от профессиональной, специализированной культуры).

Противоположностью массовой культуры является элитарная культура. Она характеризуется закрытостью, недоступностью для широких масс. Элитарная культура отличается от массовой тем, что и творцами, и потребителями норм и ценностей является узкий круг общества. Примером элитарной культуры может быть усложнённое искусство, классическая музыка, высокая мода, эстетство, снобизм. Массовая культура складывается в ходе индустриального развития под влиянием технического прогресса, урбанизации, массовой миграции, средств массовой коммуникации. Массовая культура – это основная черта массового общества.

Субкультуры и массовая культура обеспечивают устойчивость социальной системы, выполняя свои основные социальные функции: демаркационную, идентификационную, интегративную и социального наследования.

Суть демаркационной функции социальной культуры заключается в том, при помощи различных социальных норм, ценностей и институтов поддерживается социальная дистанция между общностями и слоями. Например, снобизм как черта элитарной культуры проявляется в том, что социальные верхи, вырабатывая новые стандарты, образцы, ценности, стремятся постоянно дистанцироваться от средних слоев и низов. Снобизм является своеобразной защитой от проникновения в состав элиты людей с более низким социальным статусом. Культура постоянно очерчивает социальные границы между общностями. Так, "женские" и "мужские" нормы и ценности проводят невидимую границу между полами (что можно мужчинам и нельзя женщинам, к чему должны стремиться мужчины и женщины и т.д.). Так же культура обозначает социальные границы между поколениями, этносами, классами, горожанами и сельскими жителями, гражданами европейского сообщества и других стран.

Идентификационная функция социальной культуры тесно связана с демаркационной функцией. Если последняя функция проводит различие между общностями и слоями, то идентификационная функция, наоборот, обеспечивает чувство принадлежности людей к одной общности или слою, формирует чувство "Мы". Идентификация человека с какой-либо общностью или слоем осуществляется при помощи классовых, этнических, профессиональных, семейных и т.д. норм и ценностей. Бедные могут оценивать свой статус, утверждая, что бедность - не порок, сохраняя, таким образом, самоуважение. Элита идентифицирует себя при помощи символов, отражающих её ценности и нормы.

"Не убей своего" - первый запрет у многих видов животных. Для одних свои – это любые особи своего вида, для других – только члены своей группы. Только людские группы убивают себе подобных. В мире людей раньше всё было просто: свои – это наше стадо, а все остальные - чужие. Сейчас мир усложнился, глобализировался, а мы продолжаем делить людей на наших и не наших. Человек изобрёл оружие и оказался уникальным существом на земле: он убивает особей своего вида. В нас заложена культурная программа, которая посредством способности людей плодить иллюзии и мифы, превращает поверхностные внешние различия между нациями и расами в громадные по масштабу да ещё со знаком минус. Следовательно, негативная культура является тормозом социального прогресса, порождая деструктивные конфликты, терроризм и войны через постоянное воспроизводство разделения общечеловеческого и социального целого на " Мы" и " Они". Поэтому особую значимость приобретает следующая функция социальной культуры, которая выполняет объединяющую роль.

Интегративная функция социальной культуры реализуется в форме взаимопроникновения норм и ценностей различных субкультур. В результате социальных взаимосвязей формируются нормы и ценности, разделяемые не одной общностью или слоем, а большей частью общества. По своему содержанию эти нормы и ценности являются надгосударственными, надклассовыми, наднациональными, надпрофессиональными и т.д. Они обеспечивают определенное согласие, доверие и понимание в обществе, устойчивость и стабильность социальных отношений. С учётом многонациональной и многокультурной специфики России, интегративная функция объективно выходит на первый план.

Функция социального наследования характеризуется тем, что каждое поколение передает следующему поколению социальные нормы, ценности и институты. Таким образом, обеспечивается устойчивость и упорядоченность социальных отношений и во времени. Каждое поколение не начинает жизнь с отрицания социальных порядков, а воспринимает в той или иной мере социальное устройство общества как естественное и должное. В результате социальная структура при всех социальных изменениях сохраняет преемственность.

Итак, все функции культуры взаимодополнительны. Будучи фактором стабильности, устойчивости общества, культура выступает и в качестве своеобразного социального тормоза, без которого социальная машина может придти к самоуничтожению. Вместе с тем, под влиянием экономической и социальной динамики, национальная культура постепенно меняется. В качестве надстройки над социально-экономическим базисом культура может оказать обратное, корректирующее и компенсаторное влияние на социальные системы, выступив в роли фактора социальных реформ.

Краткие итоги:

  1. Культура – специфически человеческий образ жизни, который выделяет человеческое сообщество из животного мира
  2. Культура является фактором устойчивости социума, своеобразным тормозом общественного прогресса и стимулом для уничтожения естественной природы личности.
  3. Социальная культура – это совокупность норм, ценностей, символов и институтов, которые регулируют социальные отношения в различных сферах.
  4. Культурная специфика общностей и слоёв называется субкультурой.
  5. Контркультура - совокупность оппозиционных ценностей, норм и институтов.
  6. Массовая культура имеет диффузный (распылённый ) характер и ассоциируется с упрощёнными духовными стандартами, популярностью и доступностью для широких слоёв населения.
  7. Элитарная культура отличается закрытостью, недоступностью для широких масс.

Набор для практики

Вопросы:

  1. Как связаны между собой речевые различия в русском языке с социальной стратификацией?
  2. Какую культуру отражает молодёжный сленг?
  3. Как связаны понятия: речевая общность, речевой статус, социальный статус?
  4. Какие формы культуры вы можете выделить?
  5. Какие разновидности культуры вы можете назвать
  6. Как социальная культура воздействует на личную жизнь?

Темы для курсовых работ, рефератов, эссе:

  1. Функции и дисфункции социальных институтов
  2. Концепция социального контроля П.Бергера
  3. Культура как коллективное бессознательное ( архетипы К.Г. Юнга)
  4. Роль девиантного поведения в культурном прогрессе
  5. Социология культуры как отрасль социологической науки
  6. Критерии и показатели уровня развития культуры
  7. Культурная диффузия в современном российском обществе
  8. Соотношение социальной и культурной динамики
< Лекция 6 || Лекция 7 || Лекция 8 >
Юрий Филиппов
Юрий Филиппов
Указаны темы для курсовых, рефератов. Как сдавать?Сроки? Формат файла?
Александр Ефишев
Александр Ефишев
Эльмира Дементьева
Эльмира Дементьева
Россия, Тульская область
Любовь Боброва
Любовь Боброва
Россия