Опубликован: 29.10.2013 | Доступ: свободный | Студентов: 4904 / 2495 | Длительность: 05:02:00
Авторские права: UNESCO, 2013; НОУ "ИНТУИТ" (задания), 2013
Специальности: Преподаватель, Журналист
Лекция 3:

ООР и права интеллектуальной собственности

< Лекция 2 || Лекция 3: 123 || Лекция 4 >
Аннотация: В лекции обсуждаются вопросы, связанные с формами доступа к ООР, способами и технологиями их распространения. Отмечается, что особенностью ООР является то, что они размещены в свободном доступе, либо выпущены под лицензией, разрешающей их свободное использование или переработку. Приводится понятие открытой лицензии и описание лицензий Creative Commons – широко используемого в мире бесплатного пакета лицензий, определяющих условия, на которых авторы могут распространять образовательный контент или передать его в общественное достояние, а потребители – простым и легким способом использовать эти произведения.

2.1. Открытые ресурсы и интеллектуальная собственность

Понятие интеллектуальной собственности основано на том, что право определять формы, способы и технологии ее распространения и использования принадлежит ее обладателю. Предоставление прав на интеллектуальную собственность третьим лицам и уведомление об этом регулируется соответствующими лицензиями или документами (соглашение), дающими право на выполнение определенных действий. Однако в стремительно развивающемся информационном обществе получает все более широкое распространение практика предоставления интеллектуально собственности в открытый доступ.

Одним из основных компонентов определения открытых образовательных ресурсов является следующий тезис: ООР должны быть "размещены в свободном доступе, либо выпущены под лицензией, разрешающей их свободное использование и модификацию". Открытые формы лицензирования способствуют продвижению ООР и открывают путь для их коллективного использования и переработки. Сегодня материалы в цифровом формате доступны через Интернет. Публикация ООР должна сопровождаться четким заявлением правообладателя об условиях использования этих ресурсов, а также о том, что их повторное использование, переработка и дальнешее распространение ими приветствуются[2].

Как отмечают эксперты [11] система авторского права, регулирующего отношения, связанные с созданием и использованием авторских произведений в сфере образования, науки и культуры, сложилась в условиях, когда для организации доступа к этим произведениям было необходимо тиражирование их физических копий (копирование) и распределение этих копий с использованием системы логистики и сбыта (распространение). В настоящее время система авторского права защищает прежде всего права тех лиц, которые занимаются этими двумя видами деятельности, а не авторов произведений. В новых условиях, складывающихся благодаря переходу на цифровые формы представления произведений и распространению широкополосного доступа в интернет, традиционная система авторского права стремительно устаревает и становится препятствием для развития образования и науки.

Современное общество требует изменения модели реализации авторского права, создания набора эффективных механизмов передачи и распространения результатов интеллектуальной деятельности, в минимальной степени ограничивающего возможности правообладателя самостоятельно определять правовой режим передачи авторских и смежных прав от правообладателя к пользователю, включая вопрос его коммерциализации.

Идея открытых ресурсов, предложенная Уили (Wiley, 1998), заключается в использовании "открытой лицензии для публикации" с тем, чтобы объекты интеллектуально собственности "...можно было воспроизводить и распространять как целиком, так и частично...".

2.2. Открытые лицензии

Тезис о том, что открытые образовательные ресурсы – это ресурсы размещенные в свободном доступе, либо выпущенные под лицензией, разрешающей их свободное использование или переработку, несомненно, способствует продвижению ООР и открывает путь для коллективного использования и переработки образовательных ресурсов. Исторически концепции создания и использования ООР предшествовала идея разработки свободного программного обеспечения.

Свободное программное обеспечение

Свободное программное обеспечение (СПО) — программное обеспечение, в отношении которого пользователь получает права на неограниченную установку, запуск, а также использование, изучение, распространение и изменение (совершенствование). Права пользователей СПО обеспечиваются при помощи свободных лицензий. Автором идеи СПО принято считать Ричарда Столлмана, который в 1983 году обосновал необходимость наделить пользователей определенной свободой. В 1985 году Столлман основал Фонд свободного программного обеспечения, чтобы обеспечить организационную структуру для продвижения своей идеи. Возможность исправления ошибок и улучшения программ — самая важная особенность свободного и открытого программного обеспечения, что просто невозможно для пользователей закрытых частных программ даже при обнаружении в них ошибок и дефектов, количество которых, как правило, неизвестно никому [12]. Столлманом были сформулированы принципы свободного программного обеспечения, которые определяют спектр прав, которые авторы свободных программ передают пользователям. Принципы Столлмана заключаются в следующем:

  • "нулевая свобода" — программу можно свободно использовать независимо от цели использования
  • "первая свобода" — программу можно изучать и адаптировать её для своих целей при условии доступности исходного текста программы
  • "вторая свобода" — можно свободно распространять копии программы
  • "третья свобода" — программу можно свободно улучшать и публиковать свою улучшенную версию при условии доступности исходного текста программы и возможность внесения в него модификаций и исправлений.

Только удовлетворяющая всем четырём перечисленным принципам программа может считаться свободной программой, то есть гарантированно открытой и доступной для модернизации и исправления ошибок и дефектов, и не имеющей ограничений на использование и распространение. Нужно подчеркнуть, что эти принципы оговаривают только доступность исходных текстов программ для всеобщего использования, критики и улучшения, и права пользователя, получившего исполнимый или исходный код программы, но никак не оговаривают связанные с распространением программ денежные отношения, в том числе не предполагают и бесплатности. СПО вполне можно распространять на платной основе, однако соблюдая при этом критерии свободы: каждому пользователю предоставляется право получить исходные тексты программ без дополнительной платы (за исключением цены носителя), изменять их и распространять далее. Всякое программное обеспечение, пользователям которого не предоставляется такого права, является несвободным — "проприетарным" (от англ. proprietary) независимо от любых других условий.

Открытый доступ к исходным текстам программ является ключевым признаком свободного ПО, поэтому предложенный несколько позднее Эриком Реймондом термин open source software (ПО с открытым исходным текстом) некоторым представляется даже более удачным для обозначения данного феномена.

Отличие между движениями открытого ПО и свободного ПО заключается в основном в приоритетах. Сторонники термина "открытый ресурс" делают упор на эффективность открытых исходников как метода разработки, модернизации и сопровождения программ. Сторонники термина "свободный ресурс" считают, что именно права на свободное распространение, модификацию и изучение программ являются главным достоинством свободного открытого ПО.

Программы с открытым исходным кодом, как правило, выпускаются под свободной лицензией.

Ярким примером эффективности СПО служит история развития операционной системы Linux. В 1991 году Линус Торвальдс (Linus Torvalds), студент Хельсинского университета, разработал новую операционную систему Linux, производную от Unix и выложил ее в открытый доступ под открытым лицензионным соглашением GNU General Public License. Тем самым Торвальдс произвел настоящую революцию в сфере программного обеспечения. Множество людей по всему миру загрузили Linux и улучшали программу. В течение следующих трех лет Торвальдс получал модифицированные версии от других программистов, на основе которых в 1994 году выпустил Linux версии 1.0. Разработчики программного обеспечения, поддерживающие концепцию создания программ с открытым исходным кодом, полагают, что их программа станет со временем более полезной и избавится от многих ошибок, если разрешить редактирование исходного кода всем заинтересованным лицам. Однако отсутствие гарантии и технической поддержки вызывает проблемы в использовании программного обеспечения с открытым исходным кодом. Поддерживать такое программное обеспечение почти невозможно, поскольку лицензия этого программного обеспечения поощряет изменение и усовершенствование программ. Вот почему основанной в 1994 году компании Red Hat Software, создавшей "Официальный Red Hat Linux" ("Official Red Hat Linux") удается продавать свой продукт, в общем-то бесплатное программное обеспечение. Наиболее ценной особенностью, которую Red Hat добавляет к пакету программ, является наличие гарантии и технической поддержки. Для большинства предприятий обеспечение технической поддержки является ключевым фактором при принятии решения о покупке Linux вместо того, чтобы просто загрузить его бесплатно. Помимо Red Hat, некоторые другие компании также создали пакеты с Linux, предназначенные для продажи, причем такие пакеты обычно комплектуются дополнительным программным обеспечением. Кроме Linux, Mozilla (ядро браузера Netscape), Apache (Web-сервер), PERL (язык подготовки Web-сценариев) и PNG (формат графических файлов), существует еще множество примеров очень популярного программного обеспечения, которое базируется на использовании открытых исходных кодов.

< Лекция 2 || Лекция 3: 123 || Лекция 4 >
Анджелика Шарапова
Анджелика Шарапова

Оценки по каким дисциплинам идут в приложение к диплому по профессиональной переподготовке "Современные образовательные технологии"?

Дмитрий Соболев
Дмитрий Соболев

Я заввершаю обучение по программе "Современные образовтетельные технологии". Прошу прислать задание для итоговой работы.Мой адрес resoluteness@yandex/ru

Спасибо!