Материал катастрофически устарел (11 лет для цифровой техники), кроме того избыточна приверженность автора к пленке, что очень чувствуется в повествовании, материал часто субъективен. |
От пленки к "цифре"
Цель лекции - рассказ о принципиальных различиях между традиционной аналоговой и новой цифровой фототехнологиями. Здесь же приводятся сведения о строении светочувствительных материалов на основе галогенидов серебра и цифровых светочувствительных матриц.
В наше время фотоаппарат есть не только в каждом доме, но и просто у каждого человека (если, конечно, считать фотоаппаратом сотовый телефон со встроенной камерой). Причем, речь идет только о цифровых фотоаппаратах. Некогда повсеместно распространенная пленочная камера, пройдя почти двухсотлетний путь развития, сошла со сцены.
Нам казалось, что пленка еще будет жить - не как инструмент профессионала (а она в этом качестве просуществует очень долго), а как популярный, доступный, недорогой носитель информации. Но с момента выпуска на массовый рынок доступных цифровых камер прошло всего 6-7 лет. И уже в начале 2007 года мы с трудом отыщем в своем городе хорошую лабораторию по обработке и печати фотографий, работающую по традиционной технологии. А в магазинах почти нет хороших пленочных камер (под хорошими подразумеваются доступные зеркальные фотоаппараты любительского класса и более-менее совершенные в технологическом смысле "мыльницы"). И вообще, век пленки завершился. Наступил век "цифры"...
По этому поводу можно печалиться, а можно и радоваться. Если изобретение в конце 19 века Джорджем Истменом, основателем компании Kodak, мини-лабораторий и дешевых фотоаппаратов сделало фотографию доступной, то изобретение в конце 20 века цифровых камер сделало ее воистину массовой. При этом под словом "массовая" мы понимаем распространенность всеобъемлющую и даже абсолютную.
Действительно, что стоило увлечение фотографией обычному человеку, скажем, в 70-е годы прошлого века, когда выпускались пленочные камеры классической конструкции, на рынке появились интеллектуальные автоматические фотоаппараты, а по всему миру, как грибы после дождя, появлялись небольшие лаборатории проявки и печати снимков? Стоимость самой камеры в расчет можно не брать - это разовые затраты (даже если приобретается дорогой зеркальный фотоаппарат). Пленка, проявка, бумага, печать. Деньги вроде бы и небольшие, но - деньги.
А сегодня достаточно купить лишь фотоаппарат, а компьютер, цифровая "лаборатория" по обработке снимков, скоро будет в каждой семье. И затраты на ежедневную съемку (если, конечно, не распечатывать все кадры подряд на бумаге) получаются практически нулевые.
Вот где раздолье увлеченному фотографией человеку! Хотя, почему только увлеченному? Даже если мы снимаем лишь время от времени, по праздникам, в туристических поездках - мы тоже с полным на то правом можем называть себя фотолюбителями. Пусть светопись не находится в числе наших любимых занятий. Пусть фотоаппарат мы используем только в качестве регистратора событий, снимаем исключительно бытовые сюжеты и, как говорится, "звезд с неба не хватаем". В конце концов, обладатель хорошей ручки не обязан быть писателем, а владелец автомобиля - гонщиком. Точно так же человек, купивший цифровую камеру, волен снимать тогда, когда захочется или когда потребуется...
Отдельный разговор о камерофонах - о гибридах сотового телефона и цифрового фотоаппарата. Конечно, это не фотоаппараты в полном смысле слова. Это - необязательное мультимедийное дополнение к телефону (смартфону или коммуникатору). Большинство из нас уже знает - снимать камерофоном можно, но рассчитывать на хорошие в техническом плане (о творчестве здесь говорить не будем) результаты не стоит. Поэтому камерофон фотоаппарата не заменит. И даже так - очень хороший, самый дорогой камерофон не способен конкурировать по качеству снимков с самой недорогой цифровой "мыльницей". Во всяком случае - пока. А что будет дальше, посмотрим.
Так что же - жалко пленку? Жалко. И вместе с тем, бурный расцвет цифровой фотографии стал тем событием, которое способно изменить саму картину будничной жизни - так же, как изменила ее сотовая связь. И, честное слово, здесь нет ни малейшей причины для уныния. Напротив, все интересное только начинается...
Снова вернемся к истории.
Как это ни удивительно, родоначальницей цифровой фотографии стала не "фотографическая" компания, а электронный гигант Sony. Именно в недрах лабораторий Sony в начале восьмидесятых годов двадцатого века родился проект Mavica, в котором были сформулированы, а затем и реализованы основные принципы цифровой фотографии, в основе своей оставшиеся незыблемыми до сих пор.