Кабардино-Балкарский государственный университет
Опубликован: 11.11.2008 | Доступ: свободный | Студентов: 6601 / 1843 | Оценка: 4.16 / 3.99 | Длительность: 04:36:00
Лекция 7:

Типовые ошибки разработки тестовых заданий

Аннотация: Рассматриваются и анализируются основные типовые ошибки составления тестовых заданий преимущественно закрытой формы и по информатике и основам информационно-коммуникационных технологий

Рассмотрим некоторые типовые ошибки составления тестовых заданий на основе тестовых заданий по информатике и новым информационным технологиям.

Они аналогичны (с точки зрения тестологии) ошибкам и в других предметных областях.

Обозначим здесь и ниже тестовое задание с ошибками (тестологии) через T–, ошибки – через О, а откорректированный тест – через Т+.

Т–. Каждый символ при кодировании кодируется одним байтом. Слово "Тестирование" в ЭВМ обычно кодируется комбинацией длины: а) 12 бит. б) 72 бит. в) 96 бит. г) 192 бит.

О. Наличие двух предложений. Неясно, следует ли включать кавычки (как символы) в длину слова. Нестрогое слово "обычно" недопустимо.

T+. "Тестирование" (без кавычек) кодируется по принципу "1 символ – 1 байт" битовой комбинацией длины: а) 12. б) 72. в) 96. г) 192.

Возможен вариант: T+. Слово "Тестирование" (без кавычек) кодируется в ASCII комбинацией длины: а) 12. б) 72. в) 96. г) 192.

Часто формулируют и так: слово Тестирование кодируется по принципу "символ – байт" комбинацией длины… а) 12. б) 72. в) 96. г) 192.

Последний вариант нам кажется менее удачным, как с позиции грамматики русского языка, так и с позиции информатики (пояснения принципа кодировки).

Обратим здесь внимание на необходимость слова "длины". Если убрать это слово, то ответ всегда – 2 бита: любое слово всегда кодируется комбинацией из двух бит (0 и 1).

Каждое слово в тесте – значащее. Лишних слов также не должно быть.

T–. Задуманное число до 500 можно отгадать односложными вопросами, задав их не более: а) 500. б) 50. в) 10. г) 9.

О. Условие не завершено функционально. Понятие "односложное" с точки зрения правил русского языка не требует дополнительного уточнения, но с точки зрения проверяемых знаний и умений (а это принцип бинарного поиска) – предпочтительно пояснить и уточнить.

T+. Задуманное натуральное число до 500 можно отгадать бинарным поиском, задав вопросов не более: а) 500. б) 50. в) 10. г) 9.

T–. Решение системы уравнений: 16^y (Mбайт)=8^x (бит), 32^x (Kбйт)=2^y (Mбайт) будет удовлетворять условию: а) x>0, y>0. б) x<0, y<0. в) x>0, у<0. г) x<0, у>0.

О. Ошибки преобразования единиц измерения сообщений или решения системы уравнений, допущенные на любом этапе решения, не всегда приводят к неправильному ответу. Задание не информативно. Неясна, например, причина и не видны некоторые следствия допущенных ошибок.

Т+. Решение системы уравнений: 16^y (Mбайт)=8^x (бит), 32^x (Kбйт)=2^y (Mбайт) имеет вид: а) x=1, у= –3. б) x=1, у=2. в) x= –2, у=5. г) x=1, у= –5. Этот тест рассчитан на знание не только единиц измерения сообщений, но и на умение их преобразовывать друг к другу, а на "заключительном участке" – на умение решать системы показательных уравнений. Ошибки, допущенные на любом из этих этапов – существенны и информативны.

Т–. Если рассматривается нижеследующий фрагмент таблицы истинности некоторой функции f(x,y,z)

х y z f
0 0 1 0
0 1 1 0
1 0 0 1

то из приведённых ниже функции f(x,y), этой искомой функции может соответствовать только функция, указанная в пункте: а) f=(x)\;\underline{или}\;(y)\;\underline{или}\;(\underline{не}(z)); б) f=(x)\; \underline{и}\; (y)\; \underline{и}\; (\underline{не}(z)); в) f=(x)\; \underline{и}\; (y)\; \underline{или}\; (z); г) f=(x)\; \underline{и}\; (y)\; \underline{или}\; (\underline{не}(z)).

О. Многословие, излишние слова, особенно это нежелательно в сочетание с таблицами, графиками и т.д.

T+. Фрагменту таблицы истинности вида:

x y z f
0 0 1 0
0 1 1 0
1 0 0 1

из приведенных ниже логических функции f(x,y,z) может соответствовать только функция: а) f=(x)\;\underline{или}\;(y)\;\underline{или}\;(\underline{не}(z)); б) f=(x)\;\underline{и}\;(y)\;\underline{и}\;(\underline{не}(z)); в) f=(x)\;\underline{и}\;(y)\;\underline{или}\;(z); г) f=(x)\;\underline{и}\;(y)\;\underline{или}\;(\underline{не}(z)).

Существенны слова "из приведенных ниже". Без них тест некорректен, допуская множество других функций, отличных от приведенных.

T–. Список основных устройств ввода-вывода персонального компьютера: процессор, сканер, дисплей, диск, плоттер, принтер, мышь, трекбол, клавиатура, регистр, содержит различных устройств ввода информации: а)1. б)3. в)4. г)5.

О. Много ключевых слов задания: "список", "основные", "устройства", "персональный компьютер", "ввод", "вывод", "информация".

T+. Список {сканер, дисплей, диск, плоттер, принтер, мышь, трекбол, клавиатура} содержит устройств ввода: а) 1. б) 3. в) 4. г) 5.

T–. Основные функции операционной системы: а) управление данными к обрабатываемым ЭВМ программам. б) управление программами. в) управление ресурсами.

О. Ответы – не одинаковой длины. Мало дистракторов. Слово "управление" нужно вынести в формулировку задания.

T+. Полный набор основных функций ОС – это управление: а) данными. б) программами. в) ресурсами. г) данными, программами и ресурсами.

Впрочем, нужно стараться избегать ответов типа г).

T–. Фрагмент: s:=0;\; x:=1;\; \underline{нц}\; \underline{пока}\; (x<5);\; s:=s+x;\; x:=x+1;\; \underline{кц}; вычисляет значение s равное: а) 10. б) 32. в) 31. г) 63.

О. Правильный ответ легко вычисляется и стоит первым в списке неупорядоченных по возрастанию или убыванию вариантов ответов.

T+. Фрагмент: s:=0;\; x:=1;\; \underline{нц}\; \underline{пока}\; (x<5);\; s:=s+x;\; x:=x+1;\; \underline{кц}; вычислит s равное: а) 63. б) 32. в) 31. г) 10.

T–. В синтаксической конструкции: \underline{нц}\; \underline{пока}\; <предикат>\; <команда>…; пропущено ключевое слово: а) \underline{до.} б) \underline{кц.} в) \underline{если.} г) \underline{все.}

О. Наличие в условии задания \underline{нц} подсказывает правильный ответ, даже если не понимется смысл этого ключевого слова и смысл самой конструкции, на что и направлено тестовое задание.

T+. В синтаксической конструкции: \underline{нц}\; …<предикат>\; <команда>\; \underline{кц}; пропущено ключевое слово: а) \underline{до.} б) \underline{пока.} в) \underline{если.} г) \underline{для.}

Здесь уже необходимо знание синтаксиса (и даже семантики) правильной конструкции.

T–. Графические файлы могут иметь все расширения, указанные в списке: а)*.rtf; *.bmp; *.bas. б) *.tif; *.exe; *.bmp. в) *.jpg; *.bmp; *.tif. г) *.rtf; *.bmp; *.tif; *.jpg.

О. В вариантах а), б) присутствуют достаточно широко известные всем (в том числе и тем, кто не знает расширений графических файлов) расширения *.bas, *.exe. Кроме того, ответ г) – длиннее. Эти ответы – менее привлекательны.

T+. Графические файлы могут иметь все типы расширений, указанные в списке: а)*.rtf; *.bmp; *.com. б) *.tif; *.zip; *.bmp. в) *.jpg; *.bmp; *.tif. г) *.rtf; *.bmp; *.jpg.

Форма задания Т+ без звездочек также возможна.

T–. Последовательное выполнение команд ШАЯ: a:=abs(–5)+ int(3.6)*mod(7,3);\; а:=max(mod(a,5),div(a,3))*int(a) даст значение а, равное: а) 24. б) 10. в) 9. г) 6.

О. Сокращение ШАЯ (школьный алгоритмический язык) – не вполне общепринятое и общеупотребительное, общеизвестное.

T+. Последовательное выполнение команд a:=abs(–5)+int(3.6)*mod(7,3);\; а:=max(mod(a,5),div(a,3))*int(a) школьного учебного алгоритмического языка даст значение а, равное: а) 24. б) 10. в) 9. г) 6.

При этом корректно следующее тестовое задание.

Т+. Windows - это: а) ОС. б) ППП. в) БД. г) СУБД.

T–. Значение выражения а=10,1_2+8F,4_{16}–6,2_8 в десятичной системе равно: а) 139,25. б) 139,5. в) 138,5. г) 140,5. д) 143,25. е) 147.

О. Много дистракторов. Последние дистракторы не рассчитаны на типовые ошибки, но остальные расчитаны на те или иные типовые ошибки. Поэтому последние два дистрактора можно "безболезненно" убрать.

T+. Значение выражения а=10,1_2+8F,4_{16}–6,2_8 в десятичной системе равно: а) 138,5. б) 139,25. в) 139,5. г) 140,5.

Заметим, что все эти дистракторы предполагают те или иные типовые ошибки перевода.

T–. Для предиката р="х\in X\text{ делится нацело на }5", где X=[1;30] область истинности равна: а) \{5,10,15,20,25,30\}. б) \{10,20,30\}. в) \{20,30\}. г) \{5,10,20,30\}.

Сергей Коротков
Сергей Коротков

В период ДО прошёл два Ваших бесплатных курса, по итогам получил сертификат и удостоверение. В июле завершил ещё один курс, оплатил документ, но сгенерирован только сертификат. Где можно (и можно ли вообще) получить  удостоверение?

Александр Докучаев
Александр Докучаев

Добрый день, если прошел половину лекций (пусть 6 с заданиями) и решил сдать экстерном-и не сдал.. то после этого то что по 6 лекциям задания выполнены-сохранится? то есть так же можно будет продолжить с 7й лекции?