Кабардино-Балкарский государственный университет
Опубликован: 11.11.2008 | Доступ: свободный | Студентов: 7239 / 2126 | Оценка: 4.16 / 3.99 | Длительность: 04:36:00
Дополнительный материал 2:

Краткий толковый словарь по тестированию

Ключевые слова: автоматизированная система тестирования, адаптивное тестирование, АОС, АРМ тестолога, тестология, аттестация, балл, балл истинный, балл необработанный, банк тестовых заданий, тестовое задание, бланк ответа, валидность, варианты теста, верификация, верифицируемость, вес задания, время ответа на тестовое задание, время тестирования, гетерогенный тест, гипотеза тестирования, гомогенный тест, ГОС, дизайн теста, дискриминантность теста, дистрактор, задание закрытой формы, длина теста, достоверность теста, задание, задание на соответствие, задание на установление правильной последовательности, задание открытой формы, значимость теста, измерение педагогическое, инструментальная среда тестирования, интерактивность, испытуемый, КАТ, computerize, ключ к заданию, кодификатор, компьютерное тестовое испытание, контент, критериально-ориентированный тест, логит, матрица баллов, мера трудности, модель специалиста, модель раша однопараметрическая, мономорфный тест, Мотивация, надежность, нормативно-ориентированный тест, педагогический тест, ответ к тестовому заданию, оценивание учебных достижений, оценка, педагогическое тестирование, полиморфный тест, распределение баллов, результативность, рейтинг, репрезентативность теста, сертификат соответствия, сертификация теста, сложность, содержание тестового задания, спецификация теста, стандартизация теста, текущий контроль, тест, тест интеллекта, тестируемый, тестирование, тестолог, тьютор, трудность тестового задания, устойчивость теста, шкала, эффективный тест

  1. Автоматизированная система тестирования – интегрированный программно-технический комплекс для тестирования в автоматизированном (человеко-машинном) режиме.
  2. Адаптивное тестирование – вариант автоматизированной системы тестирования, в которой априори известны параметры трудности и дифференцирующая способность каждого задания.
  3. АОС – автоматизированная обучающая система.
  4. АРМ тестолога (автоматизированное рабочее место тестолога) – программная система, пакет программ, база данных и заданий обеспечивающих автоматизированное решение задачи тестирования.
  5. Аттестация – определение, проверка уровня и качества знаний обучаемых (сотрудников).
  6. Балл (индивидуальный балл, тестовый балл) – количественный эквивалент уровня учебных достижений конкретного тестируемого на некоторой шкале оценок при выполнении конкретного теста.
  7. Балл истинный – обычно гипотетический (абстрактный) балл, который получил бы тестируемый, если бы он полностью и качественно выполнил бы все задания конкретного теста.
  8. Балл необработанный (первичный, "сырой") – балл, полученный тестируемым по данному тесту, не подвергнутый обработке в некоторой шкале.
  9. Банк тестовых заданий – структура тестовых заданий, позволяющая быстро и надежно генерировать тесты в рамках некоторой предметной области, дидактической единицы.
  10. Бланк ответа – стандартная структурированная страница бумаги (или несколько страниц), куда по единым правилам записываются ответы к тестовым заданиям или обоснования выбора решения для задач в тестовой форме.
  11. Валидность – мера соответствия теста измеряемым знаниям, умениям и навыкам, для проверки которых был разработан тест, мера соответствия стандартам и программам обучения, а также результатам тестирования.
  12. Варианты теста – комплекс идентичных тестов.
  13. Верификация – способ эмпирического обоснования знаний, реализуемый соотнесением верифицирующей процедуры с верифицируемым утверждением и оценки результатов соотнесения.
  14. Вес задания – экспертная или математическая оценка меры трудности тестовой ситуации, выбора правильного ответа.
  15. Время ответа на тестовое задание – временной интервал между прочтением задания и ответом на него.
  16. Время тестирования – максимальный интервал времени, отводимый на выполнение теста.
  17. Гетерогенный тест – тест для оценки структуры и уровня учебных достижений тестируемых по нескольким взаимосвязанным учебным дисциплинам.
  18. Гипотеза тестирования – утверждение, подлежащее проверке в рамках некоторой педагогической проблемы.
  19. Гомогенный тест – тест для оценки уровня учебных достижений тестируемых по одной учебной дисциплине.
  20. ГОС – государственный образовательный стандарт.
  21. Дизайн теста – удобочитаемость заданий теста.
  22. Дискриминантность теста – мера дифференциации тестируемых, способность отдельных заданий (теста).
  23. Дистрактор – правдоподобный вариант ответа, предлагаемый в тестовом задании закрытой формы.
  24. Длина теста – количество тестовых заданий в тесте.
  25. Достоверность (научность, непротиворечивость) теста – мера истинности теста, согласованности, соответствия современному состоянию науки и технологии, методике обучения и основам тестологии.
  26. Задание (тестовое) – минимальная составляющая единица теста.
  27. Задание закрытой формы – тестовое задание, при выполнении которого испытуемый выбирает заключение из нескольких предложенных правдоподобных вариантов, из которых лишь один ответ является правильным (корректным).
  28. Задание на соответствие – тестовое задание, при выполнении которого необходимо установить правильное соответствие между элементами двух множеств: объектов (субъектов, процессов) и их атрибутов (свойств, характеристик, структур и т.п.).
  29. Задание на установление правильной последовательности – тестовое задание, при выполнении которого необходимо установить правильную последовательность операций, действий, событий (порядок среди однородных элементов некоторой группы операций, действий, событий).
  30. Задание открытой формы – тестовое задание, при выполнении которого испытуемый самостоятельно формулирует заключение или подставляет пропущенное слово, словосочетание или синтаксическую конструкцию в тексте (на место, отмеченное пропуском).
  31. Значимость теста – мера необходимости, актуальности включения в тест ключевых знаний.
  32. Измерение педагогическое – измерение уровня образовательных достижений испытуемого.
  33. Инструментальная среда тестирования – комплекс программных, информационных, методических и организационных средств, обеспечивающих создание и сопровождение банков и баз тестовых заданий, проведение тестовых испытаний и обработку их результатов в реальном режиме времени.
  34. Интерактивность – диалоговость, ведение диалога (человека и машины), в котором вопросы (ответы) могут генерироваться любым участником диалога, причем на каждом шаге диалога, в зависимости от ответов на предыдущем шаге.
  35. Испытуемый – образ, подвергаемый тестовым испытаниям и уровень обученности которого априорно был установлен.
  36. КАТ, САТ (Computerized Adaptive Testing) – компьютеризованное адаптивное тестирование.
  37. Ключ к заданию – правильный ответ (или правильные ответы) на тестовое задание; может отсутствовать в некоторых типах заданий, например, в заданиях с развернутым ответом, проверяемых без ключа экспертами.
  38. Кодификатор – обозначенный числовыми кодами перечень элементов содержания ГОС или программы учебного предмета, обязательного минимума содержания.
  39. Компьютерное тестовое испытание – экспериментальное вычисление оценки уровня учебных достижений индивида при моделировании его поведения тестирующей программой.
  40. Контент – представление учебного материала в электронном виде или содержание сайта.
  41. Критериально-ориентированный тест – тест, предназначенный для установления уровня обученности тестируемых относительно некоторого критерия.
  42. Логит – единица логарифмических шансов (логарифмической числовой оси).
  43. Матрица баллов (типа "тестируемый – задание") – таблица, связывающая результаты ответов, заключений выборки тестируемых на все задания теста, например, таблица, состоящая из нулей и единиц: 1 – если данное задание или дидактическую единицу тестируемый освоил, 0 – в противном случае.
  44. Мера трудности – характеристика тестового задания, выявляемая в период экспериментальной проверки тестов и определяемая процентом испытуемых, сумевших правильно выполнить конкретное тестовое задание.
  45. Модель (профиль) специалиста – перечень базовых знаний, умений и навыков задач, которыми должен обладать специалист по завершении обучения.
  46. Модель Раша (Раска) однопараметрическая – однопараметрическая логистическая модель, описывающая успешность тестирования в зависимости от разности между параметром \delta уровня подготовленности тестируемого и параметром \theta уровня трудности тестового задания: p(\delta ,\theta)=\frac{1}{1+e^{\delta -\theta}} (единица измерения \delta и \thetaлогит).
  47. Мономорфный тест – тест, объединяющий задания одной и той же формы.
  48. Мотивация – система взаимосвязанных сознательных побуждений к деятельности, наравленная на удовлетворение учебных потребностей субъекта.
  49. Надежность – мера правильности, адекватности отражения тестом уровня знаний обучаемых, обеспечивающая равные права каждой группе обучаемых и каждому обучаемому в группе ; обычно используется коэффициент надежности, изменяющийся от 0 до 1 и представляющий собой отношение дисперсии измеряемого объекта в выборке (истинного балла) к реально полученной полной дисперсии с учетом ошибок измерений (тестового балла).
  50. Нормативно-ориентированный тестпедагогический тест для определения сравнительного уровня обученности тестируемых между собой (относительно некоторой нормы обученности, образа обучаемого).
  51. Ответ к тестовому заданию – краткое алфавитно-цифровое или графическое суждение, связанное по содержанию и по форме с содержанием задания.
  52. Оценивание учебных достижений (тестируемого) – (косвенное) установление уровня обученности тестируемого путем обобщения результата качества его заключений на требования тестовых заданий.
  53. Оценка – эквивалент значимости заключений тестируемого.
  54. Педагогический тест – система тестовых заданий возрастающей трудности, позволяющая качественно и эффективно измерить уровень и оценить структуру подготовленности обучаемых, а также составителя тестов (тестологов).
  55. Педагогическое тестирование – подготовка качественных тестов, комфортных условий для тестирования, проведение тестирования и последующие, основанные на результатах тестирования, идентификация и анализ уровня подготовки (уровня знаний, умений и навыков) как отдельного тестируемого, так и всей группы тестируемых.
  56. Полиморфный тест – тест, содержащий различные формы заданий.
  57. Распределение баллов – дискретная функция: аргумент – балл по тесту, соответствующее значение функции – число испытуемых, получивших такой балл.
  58. Результативность – мера, степень достижения планируемого (желаемого) результата.
  59. Рейтинг – процедура установления индивидуального числового показателя оценки деятельности конкретного испытуемого на некотором временном промежутке.
  60. Репрезентативность теста (банка или базы тестов) – мера полноты охвата заданиями учебного материала, программы, отражения тестами различных уровней обучения.
  61. Сертификат соответствия – документ, изданный в соответствии с правилами сертификации органом сертификации.
  62. Сертификация теста – документальное подтверждение соответствия теста конкретным стандартам или утвержденным требованиям, устанавливающая его пригодность к применению.
  63. Сложность (задания, теста, тестирования) – мера умственных усилий, требуемых для выбора ответа, или количество операций, или время для выполнения процедуры тестирования.
  64. Содержание тестового задания – адекватное описание или представление тестовой ситуации тестовым заданием в соответствии с целями тестирования и гипотезой тестирования.
  65. Спецификация теста – подробное описание атрибутов теста (автор, дидактическая единица, трудность, описание процедуры тестирования, процент выполнения и т.д.).
  66. Стандартизация теста – применение процедуры получения распределения индивидуальных баллов по тесту для репрезентативной выборки испытуемых, с целью сопоставления результатов у разных групп испытуемых.
  67. Текущий контроль – непрерывный аудиторный контроль изменения знаний, умений, навыков в течение некоторого заданного промежутка времени (месяц, семестр, учебный год).
  68. Тест – система специально разработанных и структурированных кратких вопросов и заданий, с ограничением времени выполнения всего набора заданий и предназначенных для установления различного типа характеристик испытуемых.
  69. Тест интеллекта (IQ-тест)– тест, группа тестов для выяснения уровня интеллектуального развития.
  70. Тестируемый (испытуемый) – образ объекта или субъекта, подлежащего тестированию.
  71. Тестирование – процедура выдвижения гипотезы тестирования, определения ресурсов, подготовки теста, предъявления теста, приема результатов и анализа.
  72. Тестология – теория тестов и практика тестирования.
  73. Тестолог – специалист в области тестологии (теории и практики).
  74. Тьютор – научно-методический наставник или лицо, осуществляющее управленческие научно-методические функции при обучении (обычно дистанционном).
  75. Трудность тестового задания – основная статистическая характеристика тестового задания, определяемая относительной долей тестируемых из выборки, ответивших правильно на данное задание.
  76. Устойчивость теста – мера сохранения надежности и валидности при переносе теста в другую, аналогичную среду, мера равнозначности и однородности тестов для различных групп учащихся.
  77. Шкала – числовая система (ось координат или оси координат) для количественной и качественной оценки (фиксации) свойств изучаемого объекта, субъекта или явления.
  78. Эффективный тест – тест лишь из эффективных заданий, т.е. тест, который лучше, чем другие тесты, измеряет знания испытуемых интересующего уровня подготовленности, с меньшим числом заданий, качественнее, быстрее, дешевле и т.д.
Татьяна Кожушко
Татьяна Кожушко
Евгения Уразаева
Евгения Уразаева