Россия |
Государственная социальная политика в национальной экономике
3.1. Современная социальная политика государства
Социальная политика государства имеет несколько уровней:
- межгосударственный;
- федеральный;
- региональный;
- уровень видов деятельности и организационно-правовых форм хозяйствования;
- уровень общественных организаций и личностный (семейный) уровни.
Службы исполнительной власти занимаются разработкой и выполнением целевых социальных программ: "Продовольствие", "Жилище", "Совершенствование оказания скорой и неотложной медицинской помощи населению", "Безопасное материнство", "Дети России", "Развитие медицинской промышленности и улучшение обеспечения лекарственными средствами и медицинской техникой", "Социальная поддержка инвалидов", "Развитие государственной санитарно-эпидемиологической службы", "Взаимопрофилактика", "АнтиСПИД", "Развитие образования", "Сохранение и развитие культуры и искусства", "Развитие экономики малочисленных народов Севера", "Развитие особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавминвод", "Улучшение ритуального обслуживания населения".
В 2006 году предусмотрены расходы бюджета на следующие национальные проекты: "Здоровье", "Образование", "Доступность жилья", "Развитие АПК".
Необходимо различать государственную социальную политику активного и пассивного характеров. Пассивная политика предполагает меры помощи, поддержки, развития лишь в отношении отдельных категорий граждан, а активная осуществляется с помощью механизма стимулирования производства и роста доходов в стране.
По отношению к Российской Федерации можно отметить преимущественно пассивный характер социальной политики (например, повышение зарплаты участковых врачей и медсестер в 2006 году), низкую степень координации действий тех органов и служб, которые занимаются решением социальных проблем, неразработанность федеральных законодательных и нормативных актов, недостаточное количество квалифицированных кадров социальных работников и т.д.
3.2. Социальные нормы и нормативы, используемые в национальной экономике
Социальное нормирование, т.е. процесс разработки и применения социальных норм, нормативов и социальных стандартов, играет все возрастающую роль в реализации задач активной социальной политики государства. На основе данного метода достигается пропорциональность и сбалансированность воспроизводственного процесса, особенно рабочей силы, устанавливается приоритет социальных факторов экономического роста в стране. Социальные нормы, нормативы и стандарты, действуя в соответствующем хозяйственном периоде, отражают конкретные соотношения отдельных видов труда и потребления, дополняют информационную базу социальной политики государства, поскольку характеризуют объемы и структуру ресурсов социального развития, определяют уровень потребления населением материальных благ и услуг социального назначения.
Научно обоснованное социальное нормирование представляет собой процесс установления государственной меры затрат живого и овеществленного труда на производство единицы продукции, работ или услуг, удовлетворяющих общественные и личные социальные потребности. Одновременно это процесс установления государственной меры потребления различных видов материальных благ и услуг социального назначения по конкретным слоям и социально-демографическим группам населения страны и регионов, включая отдельных граждан и членов их семей. Это механизм обеспечения принципа социальной справедливости и равенства возможностей каждого в получении минимума социальных благ и услуг.
3.3. Понятие и показатели уровня жизни населения
Концепции уровня жизни в странах современного мира имеют свои национальные специфические черты. В основе каждой из них - такие показатели, как здоровье, потребление продуктов питания, образование, занятость и организация труда, жизненные удобства, социальное обеспечение, одежда, отдых и свободное время, права человека.
Поскольку уровень жизни населения является сложным образованием, для отражения его размеров и структуры разработана система показателей. При международном сопоставлении уровня жизни населения различных стран используется так называемый индекс развития человеческого потенциала, который рассчитывается на основании трех интегральных индикаторов:
- национального дохода в расчете на душу населения;
- продолжительности жизни населения и образовательного уровня (в 1993 году среди 173 стран мира Российская Федерация занимала 37-е, в 1997 году - 71-е место).
Уровень жизни населения оценивается на основе системы объемных (абсолютных) показателей - объем национального дохода, используемого на потребление и накопление, номинальные доходы населения, фонд зарплаты, доходы от предпринимательской деятельности, объем пенсионных фондов, объем розничного товарооборота, величина жилого фонда, численность занятых в отраслях экономики, сумма вкладов населения в банках, естественный прирост населения - и удельных (средних) - доля фонда потребления в национальном доходе страны, реальный доход на душу населения, средняя и минимальная зарплата, средний доход от предпринимательской деятельности на душу населения, средний и минимальный размер пенсии, товарооборот на душу населения, обеспеченность жильем на одного человека, доля безработных в экономически активном населении, средний размер вкладов в банках страны, средняя продолжительность жизни.
В качестве интегрального измерителя уровня доходов и потребления населения в советской централизованно планируемой и регулируемой экономике использовался показатель среднедушевого реального дохода. В показателе "реальные доходы населения", кроме денежных доходов, учитывались натуральные доходы в стоимостной оценке, доходы в виде материальных затрат учреждений социальной сферы, вклады населения в ценные бумаги, сбережения и т.д.
В условиях становления рыночных отношений в экономике России для характеристики уровня доходов и потребления населения страны стал использоваться (с 1992 года) термин "реально располагаемые доходы". Этот параметр рассчитывается как сумма всех денежных доходов, полученных населением страны в конкретный период хозяйствования, минус сумма налогов и обязательных платежей с учетом темпов инфляции. Отличие показателя "реально располагаемые доходы населения" от ранее использовавшегося "реальные доходы на душу населения" состоит в том, что реальные располагаемые доходы варьируют в пределах лишь денежных доходов, а реальные доходы представлены как сумма денежных, натуральных и материальных затрат непроизводственной сферы.
При расчетах показателя "реально располагаемые доходы населения" в состав денежных доходов населения в странах с экономикой социально ориентированного рыночного типа включаются следующие:
- оплата труда работников, занятых в отраслях производственной и непроизводственной сферы (в 2005 году среднемесячная начисленная заработная плата в Российской Федерации составляла 8550,2 руб. (в Республике Башкортостан - 6755,2 руб.; минимальное значение зафиксировано в Дагестане - 3789,4 руб.; максимальный уровень отмечен в Ямало-Ненецком автономном округе - 27 407,1 руб.; для Москвы данный показатель составлял 13 735,7 руб.; минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации с 1 мая 2006 года установлен в размере 1100 руб.);
- социальные трансферты;
- доходы от собственной предпринимательской деятельности и других источников.
Категория "бедность населения" внутренне присуща рыночной экономике. Ее социально-экономическое содержание можно отразить через следующие макросоциальные показатели:
- количество малообеспеченных граждан страны;
- эталон общественно необходимого потребления;
- черта (порог или граница) бедности;
- прожиточный минимум;
- социальный минимум;
- минимальный потребительский бюджет;
- минимально необходимый стандарт потребления.
Число показателей может быть увеличено. Например, можно включить сюда минимальную заработную плату, минимальную пенсию, стипендию, размер социальных выплат и пособий.
Понятия "черта (порог или граница) бедности", а также "прожиточный минимум" используются в мировой практике как равнозначные. Размеры этих показателей определяются величиной минимально допустимых границ потребления, ниже которых нормальное развитие человека (в физическом и социально-культурном смыслах) невозможно, так как не соответствует сложившемуся уровню производительных сил, а также социальным и другим ценностям.
Черту (порог, или границу) бедности можно измерить каждым из пяти методов расчета: статистическим, нормативным, комбинированным, субъективным, ресурсным.
-
Статистический метод рассматривает бедность как относительную категорию. Черта бедности устанавливается на уровне доходов, которыми располагает определенная доля самых малоимущих граждан страны (10-20%).
Европейская статистическая комиссия определяет черту бедности как величину, равную половине минимального дохода в стране.
-
Нормативный метод опирается на специально разработанные нормативы - наборы товаров (рациональный гардероб, рациональный потребительский бюджет и т.д.) для удовлетворения основных физиологических и социальных потребностей человека. Нормативы устанавливаются в разрезе отдельных половозрастных групп. В основе определения прожиточного минимума нормативным методом лежат так называемые потребительские корзины товаров и услуг. Нормы и нормативы развития отраслей сферы обслуживания представлены в табл. 3.1.
Таблица 3.1. Нормы и нормативы развития отраслей сферы обслуживания населения Отрасль обслуживания Единица измерения Города и райпоселения Сельская местность Жилой фонд м2 общей площади на 1 человека 17,6 17,6 Водоснабжение л на человекав сутки 410 145 Канализация % отведения 88 88 Газоснабжение сетевой газ, м3 на человека в год 100 - при наличии центрального водоснабжения 200 - при горячем водоснабжении от газовых водонагревателей 145 - при отсутствии источников газоснабжения 165 - в сельской местности Гостиницы и дома отдыха для приезжих мест на 1000 жителей 3-6 Пассажирский транспорт метров путей на км2 1 500-2 000 - Прачечные (производственные мощности) кг сухого белья в смену на 1000 жителей 120 40 Бани (единовременная вместимость) мест на 1000 жителей 2 7 Предприятия бытового обслуживания населения раб. мест на 1000 жителей 8 4 Детские дошкольные учреждения Ясельные:
детей на 1000 жителей младшая: 8 мес. - 1 год 15 15 средняя: 1-2 года 20 20 старшая: 2-3 года 20 20 Дошкольные группы: детей на 1000 жителей младшая:3-4 года 25 25 средняя: 4-5 лет 25 25 старшая: 5-6 лет 25 25 Больницы мест на 1000 жителей 138,6 138,6 Врачебные кадры человек на 1000 жителей 45,84 45,84 Торговая сеть Магазины, в том числе:
торговая площадь, м2 на 1000 жителей 230 255 продовольственные 90 непродовольственные 40 Общественное питание: при общеобразовательных школах
посадочных мест на 1000 жителей 250 250 - Комбинированный метод расчета прожиточного минимума сочетает в себе элементы двух первых методов и поэтому его называют еще нормативно-статистическим методом.
- Субъективный метод расчетов прожиточного минимума базируется на анализе результатов социологических исследований среди населения.
- Ресурсный метод предполагает учет возможностей национальной экономики в обеспечении материальных и духовных потребностей населения.