Факторы эффективности менеджмента
19.1. Методика изучения фирм в менеджменте
При выработке и принятии управленческих решений важное значение имеет полнота и достоверность исходной информации о фирмах, с которыми приходится сталкиваться предприятию на рынке.
Изучаемые фирмы обычно подразделяются на три группы:
- действующая клиентура (контрагенты);
- предполагаемая (потенциальная) клиентура;
- фирмы-конкуренты.
Каждая интересующая фирма заносится в банк данных ЭВМ (родстер), соответствующий раздел картотеки либо досье. По каждой интересующей фирме собираются следующие сведения:
- Общие сведения (наименование, адрес, страна регистрации, номер регистрации, номер телекса или телефакса).
- Вид хозяйственной деятельности (промышленная, торговая, транспортно-экспедиторская, инжиниринговая и др.).
- Характер собственности (частная, государственная, полугосударственная, кооперативная).
- Показатели, характеризующие экономическое и финансовое положение (величина акционерного капитала, активов, продаж; число занятых; место среди ведущих компаний своего региона (отрасли), страны или мира).
- Правовое положение ( акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, индивидуальное частное предприятие).
- Принадлежность по капиталу и контролю (национальная, иностранная, смешанная).
- История образования и особенности развития (год создания; основные слияния, поглощения; изменения наименований).
- Тип объединения, в которое входит фирма и ее положение в нем (материнская компания, филиал, дочерняя, ассоциативная).
- Номенклатура производимой и реализуемой продукции (основные группы товаров, направление специализации, номенклатура экспорта и импорта).
- Место фирмы на мировом рынке по важнейшим выпускаемым товарам (удельный вес фирмы на соответствующем рынке в производстве (торговле) основными товарами; доля в экспорте и импорте страны).
- Значение и характер внешнеэкономической деятельности (число заграничных дочерних компаний, филиалов, представительств, их местоположение, виды деятельности; значение экспорта и импорта по основным группам товаров, их географическая направленность).
- Производительная и материально-техническая база (число и местоположение производственных предприятий и их мощность; число сбытовых предприятий, складов и станций технического обслуживания, их местоположение).
- Важнейшие фирмы-контрагенты и фирмы-конкуренты по основным видам выпускаемой или реализуемой продукции.
- Производственно-технические и другие хозяйственные связи.
- Структура аппарата управления (численность совета директоров; направленность деятельности производственных отделений, закрепленная за ними номенклатура продукции, степень хозяйственной самостоятельности).
- Акционерный капитал (распределение акций между собственниками; принадлежность и владельцы контрольного пакета акций).
- Связи фирмы с банками и органами власти, характер этих связей.
Источники изучения фирм представлены на рис. 19.1.
Периодическая печать публикует специализированную информацию о фирмах, в том числе данные об оборотах, активах, прибыли, числе занятых в фирмах. К информации, публикуемой самими фирмами относятся: годовые и балансовые отчеты, проспекты и каталоги фирмы, сайты в мировой сети Интернет.
Годовые отчеты, составляемые к ежегодному собранию акционеров и утверждаемые советом директоров, содержат: характеристику деятельности фирмы в целом и ее производственных отделений за истекший финансовый год, включая результаты производственной и торговой деятельности; размеры капиталовложений; расходы на научные исследования; общее число занятых; производственные и финансовые показатели деятельности фирмы за последние 5-10 лет; сведения о составе правления и наблюдательном совете фирмы.
Балансовые отчеты, публикуемые ежегодно или ежеквартально, содержащие сведения о: средствах, которыми располагает фирма; источниках финансирования; размере акционерного капитала; обязательствах компании по займам и т. п.
Проспекты фирмы содержат: подробную характеристику деятельности фирмы в целом и отдельных ее предприятий; описание технологических процессов и новых технических достижений; материалы об истории развитии фирмы ее связях с другими фирмами; сведения о составе правления; балансовый отчет или отдельные показатели финансовой деятельности фирмы.
Каталоги фирмы содержат характеристику фирмы и информацию о выпускаемой продукции для представления на выставках, ярмарках, презентациях, конференциях.
Информация о фирмах может быть получена от специализированных организаций: кредитно-справочных бюро, союзов предпринимателей, торговых палат, консультационных фирм, государственных организаций, международных банков данных.
Справки кредитно-справочных бюро выдаются за плату на основе заранее приобретенных абонементов и обычно содержат:
- неопубликованные сведения о финансовом положении фирмы, ее оборотах, акционерном капитале;
- краткую историю фирмы, этапы ее создания;
- перечень производственных предприятий и дочерних фирм;
- состав руководящих лиц и их краткую биографию;
- баланс и счета прибылей и убытков фирмы за предпоследний или последний отчетный год и т. д.
Материалы, содержащиеся в справках кредит-бюро, не подлежат публикации или разглашению. Частично они собираются на основе конфиденциальных сведений, получаемых в деловых кругах, близких к данной фирме.
Информацию о фирмах можно получить также в международных экономических организациях (например, ЮНИДО).
Большое значение имеет информация внутреннего пользования, содержащая постоянно обновляемые досье о деятельности фирм.
Концентрированная информация о деятельности фирм содержится в справочниках по фирмам, где систематизированы сведения, опубликованные в различных источниках самими фирмами.