Закон спроса
Что такое рынок? Типы рынков. Инфраструктура рынка
Рынок в обыденной жизни чаще всего ассоциируется с продуктовым рынком (базаром) или рынком, где можно купить одежду, мебель, дискеты, хозяйственную мелочевку. Это самая старая форма рынка - традиционное место, где покупатели и продавцы совершают сделки. В большинстве российских городов все еще существуют рыночные площади и рыночные помещения, где происходит купля-продажа, как это делалось в течение многих столетий.
В научной жизни рынок как макроэкономическая категория - это отношения между покупателями (предъявителями спроса) и продавцами (поставщиками) по поводу обмена всей массы произведенных товаров и услуг.
Рынки бывают разных типов. Их различают по критериям, или особым признакам.
- частного
- государственного секторов.
- рынок ресурсов: а) земли и природных богатств; б) капитала (оборудования, сырья и материалов, информации, энергии, транспорта, науки, патентов и лицензий, рекламы); в) труда;
- рынок потребительских товаров и услуг: а) товаров кратковременного пользования (хлеб, молоко, сигареты и т.д.); б) товаров долговременного пользования (автомобили, мебель, жилые дома и т.д.); в) предметов роскоши (яхты, алмазы и т.д.); г) социальной инфраструктуры, или потребительских услуг (образование, здравоохранение, бытовые услуги и т.д.);
- денежный рынок, рынок ценных бумаг, кредитный рынок, валютный рынок.
По территориальному признаку -
- национальный рынок - рынок одной страны (российский, китайский и т.д.);
- региональный - рынок стран, объединенных территориально (европейский, азиатский и т.д.);
- международный рынок - это рынок всех стран, вместе взятых.
Известны и другие критерии деления рынков. И мы даем вам право продолжить предложенный выше анализ.
Рыночная экономика нуждается в инфраструктуре рынка, т.е. общих условиях, обеспечивающих эффективное функционирование рыночных отношений. К ней относятся: товарные, товарно-сырьевые, фондовые биржи, биржи труда, предприятия оптовой и розничной торговли, ярмарки, аукционы, посреднические фирмы, банки, инвестиционные и страховые компании, а также информационные центры, юридические конторы, рекламные агентства, аудиторские и консалтинговые фирмы, система <Интернет>. В настоящее время покупатели и продавцы не обязательно должны встречаться лицом к лицу. Во многих случаях их разделяют тысячи миль. Современные средства связи дают им возможность точно знать, что происходит с ценами на продукты или иностранную валюту в различных частях земного шара. Лондонские дилеры могут столь же эффективно совершать сделки со своими коллегами в Нью-Йорке, как если бы они находились в одной комнате. Кто же <правит балом> в рыночной экономике? Чтобы ответить на этот вопрос, переходим к рассмотрению закона спроса и предложения - самой важной темы курса <Экономическая теория>.
Понятие спроса. Закон спроса. Кривая спроса
Спрос означает желание потребителей приобрести определенные товары и услуги за определенную цену.
Потребители будут покупать товары и услуги за определенную цену только в том случае, если они в них нуждаются.
Величина спроса - количество продукта, которое потребители готовы купить по определенной цене в течение определенного периода времени.
Например, можно сказать, что спрос на товар X по цене Y составляет 1000 ед. данного продукта в неделю.
Закон спроса гласит: при прочих равных условиях величина спроса будет больше при низких ценах и меньше при высоких.
<При прочих равных условиях> - это очень важная часть формулировки. Мы можем с некоторой уверенностью утверждать, что спрос на товар будет больше, когда его цена упадет, если (и только если) мы допустим, что другие факторы не изменятся.
Между ценой и величиной спроса существует отрицательная, или обратная, связь.
Обратную связь между ценой продукта и величиной спроса можно изобразить в виде графика, показывающего величину спроса на горизонтальной (Q), а цену на вертикальной оси (Р) ( рис. 4.1). Нисходящее направление кривой спроса означает: люди покупают большее количество продукта при низкой цене, чем при высокой.
Кривая спроса D показывает, какое количество продукции потребители готовы приобретать по каждой цене. Кривая идет вниз, потому что потребитель обычно предпочитает приобретать больше, если цена ниже. Например, более низкая цена позволит покупателям, приобретающим товар, покупать еще большее количество и даст возможность потребителям, которые ранее не могли позволить себе покупку, начать приобретать этот товар.