Опубликован: 19.11.2012 | Уровень: для всех | Доступ: платный | ВУЗ: Национальный исследовательский университет "Высшая Школа Экономики"
В курсе даются теоретические и практические аспекты современной информатики.
Подробно описаны формы представления информации, основы информационной культуры, библиотечные и электронные ресурсы информации, инструменты информационного поиска, проблемы информационного общества, информационные технологии передачи и обработки информации, сведения об экономических информационных системах и технических средствах информационных технологий –компьютерах и локальных и глобальных сетях ЭВМ.

План занятий

ЗанятиеЗаголовок <<Дата изучения
-
Лекция 1
30 минут
Основы информационной культуры
Умение управлять информационными ресурсами необходимо в наше время любому специалисту и руководителю. Оно не сводится к набору правил и навыков, а предполагает владение общей культурой обращения с информацией. Поскольку в течение, по крайней мере, пяти тысячелетий эта культура была тесно связана с библиотекой, мы называем ее также информационно-библиотечной.
Оглавление
    -
    Лекция 2
    1 час 15 минут
    Документальные потоки и коммуникация
    Интеллектуальной коммуникацией называют обмен информацией между индивидами посредством общей для них знаковой системы при помощи жестов, устной речи, письменности и т.п. Различают сферы массовой коммуникации (основными средствами которой являются печать, радио, телевидение) и научной коммуникации.
    Оглавление
      -
      Тест 1
      30 минут
      -
      Лекция 3
      43 минуты
      Инструменты традиционного и сетевого информационного поиска
      Понятие информационного поиска появилось только в середине прошлого века. Оно объединило такие, казалось бы, разные виды деятельности, как составление библиотечных каталогов и библиографических указателей, организация библиотек и справочно-информационного обслуживания, архивное дело, создание словарей, справочников, энциклопедий, вспомогательных указателей к монографиям и сборникам.
      Оглавление
        -
        Тест 2
        33 минуты
        -
        Лекция 4
        30 минут
        Электронные ресурсы информации
        Электронные издания, как и печатные, типизируются по целевому назначению, по периодичности и структуре, но, в отличие от печатных, по технологии распространения могут быть локальными и сетевыми, могут иметь печатные аналоги, быть мультимедийными и интерактивными.
        Оглавление
          -
          Лекция 5
          2 часа 21 минута
          Информатизация и информационное общество
          Любое изменение условий жизни человека, обусловленное развитием общества и изменением социально-экономических условий, влечет за собой необходимость адаптации человека к ним. История развития цивилизации показывает, что увеличение объемов знания повлекло за собой появление письменности, а следовательно, появилась необходимость умения писать и читать для того, чтобы не оказаться изгоем общества. Возникновение развитого промышленного производства потребовало от большинства населения определенных навыков работы с техническими устройствами, как в быту, так и в условиях производства.
          Оглавление
            -
            Тест 3
            36 минут
            -
            Лекция 6
            2 часа 4 минуты
            Информационные технологии
            Одно из (специфических) свойств информации заключается в том, что она существует в виде различных материальных форм. Форма представления информации может меняться в процессе ее обработки или использования.
            Оглавление
              -
              Тест 4
              36 минут
              -
              Лекция 7
              1 час 29 минут
              Передача информации
              Передача информации является одним из основных информационных процессов. Передача информационных сообщений происходит при устном общении людей, при разговоре по телефону, при использовании визуальных сигналов (жесты, специальные сигналы с использованием флажков, световых приборов), а также с применением различных технических средств связи (телеграф, радио и т.п.).
              Оглавление
                -
                Тест 5
                30 минут
                -
                Лекция 8
                1 час 51 минута
                Обработка данных
                Обработка - широкое понятие, которое относится не только к данным, но и к другим объектам (сущностям) материального мира. Обработку можно считать преобразованием объектов обработки, которое придает им новые, необходимые свойства. Это преобразование осуществляется в форме процесса, протекающего во времени.
                Оглавление
                  -
                  Тест 6
                  36 минут
                  -
                  Лекция 9
                  11 минут
                  Экономические информационные системы
                  Информационную инфраструктуру любой организации можно представить в виде нескольких иерархических уровней, каждый из которых характеризуется степенью агрегированности информации и своей ролью в процессе управления. В частности, можно выделить такие укрупненные уровни, как уровень трансакционных систем, уровень систем бизнес-интеллекта и уровень аналитических приложений.
                  Оглавление
                    -
                    Лекция 10
                    46 минут
                    Системы управления ресурсами предприятия (ERP-системы)
                    Информационные системы, охватывающие управление всеми видами ресурсов предприятия (материальными, трудовыми, финансовыми), получили название ERP-систем (Enterprise Resource Planning). Именно такие системы позволяют объединить в единый управленческий контур функции текущего планирования и учета, а также соответствующие службы предприятия - маркетинг, продажи, производство, снабжение, учет, финансы [43].
                    Оглавление
                      -
                      Тест 7
                      30 минут
                      -
                      Лекция 11
                      18 минут
                      Системы бизнес-интеллекта (BI-системы)
                      Типичная ситуация, характерная для практически любой достаточно крупной организации, - наличие множества систем автоматизации для решения разных задач, разрозненное хранение данных и, как следствие, - отсутствие единого взгляда на управленческую информацию.
                      Оглавление
                        -
                        Лекция 12
                        3 часа 24 минуты
                        Аналитические приложения
                        Подробно рассмотрен ряд примеров аналитических приложений.
                        Оглавление
                          -
                          Тест 8
                          48 минут
                          -
                          Лекция 13
                          1 час 4 минуты
                          Технические средства информационных технологий
                          За прошедшее время вычислительная техника, микроэлектроника и вся индустрия информатики стали одной из основных составляющих мирового научно-технического прогресса. Их развитие осуществлялось темпами, которых не знала ни одна отрасль де-ятельности человека. Влияние вычислительной техники на все сферы деятельности человека продолжает расширяться. В настоящее время компьютеры используются не только для автоматизации сложных расчетов, но и в управлении производственными процессами, в образовании, здравоохранении, экологии и т.п.
                          Оглавление
                            -
                            Тест 9
                            24 минуты
                            -
                            Лекция 14
                            1 час 23 минуты
                            Информационно-логические основы ЭВМ
                            Рассмотрены основные системы счисления.
                            Оглавление
                              -
                              Тест 10
                              36 минут
                              -
                              Лекция 15
                              1 час 15 минут
                              Устройства ЭВМ
                              Подробно описаны основные составляющие ЭВМ.
                              Оглавление
                                -
                                Тест 11
                                27 минут
                                -
                                Лекция 16
                                50 минут
                                Структурно-функциональная организация ЭВМ
                                ЭВМ представляет собой совокупность устройств, выполненных на больших интегральных схемах, каждая из которых имеет свое функциональное назначение. Комплект интегральных схем (чипсет), из которых состоит ЭВМ, называется микропроцессорным комплектом. В состав микропроцессорных комплектов входят микросхемы, обеспечивающие совместную работу всех функциональных узлов ЭВМ.
                                Оглавление
                                  -
                                  Тест 12
                                  27 минут
                                  -
                                  Лекция 17
                                  1 час 25 минут
                                  Локальные компьютерные сети
                                  Локальная компьютерная сеть представляет собой систему обмена информацией и распределенной обработки данных, охватывающую небольшую территорию (этаж, здание, несколько соседних зданий) внутри предприятий и организаций.
                                  Оглавление
                                    -
                                    Тест 13
                                    36 минут
                                    -
                                    Лекция 18
                                    1 час 2 минуты
                                    Глобальные сети. Сетевые услуги (сервисы)
                                    Рассмотрены глобальные сети, отдельным пунктом выделены сети в России.
                                    Оглавление
                                      -
                                      Тест 14
                                      24 минуты
                                      -
                                      5 часов
                                      -
                                      Фахруддин хемракулыев
                                      Фахруддин хемракулыев
                                      Шерхон Давлатов
                                      Шерхон Давлатов

                                      Почему тесты (1,2,3..) не работают. Хочу пройти тест но не получается

                                      Денис Шаяхметов
                                      Денис Шаяхметов
                                      Россия, г. Нижневартовск
                                      Кирилл Коршук
                                      Кирилл Коршук
                                      Беларусь, Минск, Международный университет МИТСО