Опубликован: 09.12.2008 | Уровень: специалист | Доступ: платный | ВУЗ: Национальный исследовательский университет "Высшая Школа Экономики"
Лекция 8:

Управление качеством проекта

< Лекция 7 || Лекция 8: 12345 || Лекция 9 >
Аннотация: Концепция управления качеством. Стандарты управления качеством проектов в области ИТ. Три процесса управления качеством: планирование качества, обеспечение качества, контроль качества. Основные задачи и процедуры планирования качества; описание связей с другими процессами. Методы, средства и процедуры, используемые для планирования качества. Обеспечение качества проекта: аудиторские проверки качества, методы непрерывного улучшения качества будущих проектов. Контроль качества. Методы контроля качества. Процедуры анализа качества. Анализ состояния и обеспечения качества в проекте.

Согласно PMBOK, целью любого проекта является удовлетворение требований участников проекта [ 9 ] . Обеспечение данной цели достигается путем обеспечения качества проекта.

Качество - это целостная совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности. Примеры качества: готовность, безотказность, безопасность, надежность.

Управление качеством (в рамках управления проектом) - это система методов, средств и видов деятельности, направленных на выполнение требований участников проекта к качеству самого проекта и его продукции. Как самостоятельная область профессиональной деятельности, управление качеством имеет собственные стандарты, к которым относятся:

  • ISO9000 (в России ГОСТ Р ИСО 9001-96) - стандарт для обеспечения качества результатов проектов;
  • ISO10006 - стандарт регламентирует качество осуществления процессов управления проектами.

Стандарты ISO 9000 имеют самое широкое распространение в мире стандартов по системам качества. С 1 января 2002 года введена новая редакция стандартов ИСО 9000:2000:

  • ИСО 9001. Система менеджмента качества. Требования;
  • ИСО 9004. Система менеджмента качества. Руководство для улучшения характеристик СМК для повышения эффективности предприятия.

Основные принципы управления качеством по стандартам серии ISO 9000:2000:

  • ориентация деятельности Компании на клиента;
  • управляемость и наблюдаемость всех процессов Компании;
  • вовлечение и мотивация персонала;
  • процессное представление всех видов деятельности;
  • системный подход к управлению;
  • непрерывное совершенствование системы менеджмента качества (СМК);
  • достоверность информации для управленческих решений;
  • взаимовыгодные отношения с поставщиками.

Стандарт ISO10006 имеет название "Менеджмент качества. Руководство качеством при управлении проектами". Основные принципы управления качеством по стандартам серии ISO 10006:1997:

  • ориентация деятельности Компании на клиента;
  • ответственность руководства за создание благоприятной среды в отношении качества и непрерывное совершенствование СМК;
  • представление проекта как набора запланированных и взаимоувязанных процессов;
  • сфокусированность на качестве продуктов и услуг как на необходимом условии соответствия целям проекта;
  • процессное представление всех видов деятельности;
  • системный подход к управлению проекта в целом.

Основными процессами управления проектами по стандарту ISO 10006:1997 являются процессы определения стратегии, процессы управления взаимосвязями в проекте, процессы управления реализацией проекта, включающие управление предметной областью, управление сроками, управление затратами, управление ресурсами, управление персоналом, управление информацией, управление рисками, управление материально-техническим снабжением.

Управление качеством проекта осуществляется на протяжении всего жизненного цикла проекта. На рис. 8.1 представлены стадии управления качеством проекта.

Стадия "Концепция". На этой стадии определяется политика и стратегия для обеспечения качества разрабатываемого продукта, удовлетворяющего ожидаемым запросам потребителя. "Концепция" имеет следующие разделы:

  • Политика и стратегия качества;
  • Общие требования и принципы обеспечения качества;
  • Стандарты, нормы и правила;
  • Интеграция функций обеспечения качества;
  • Требования к системе управления качеством.

Стадия планирования. На стадии планирования качества определяются стандарты, которые следует использовать, чтобы содержание проекта оправдывало ожидания участников проекта. Планирование качества включает как идентификацию этих стандартов, так и поиск путей их реализации. Ниже перечислены основные задачи стадии планирования:

  • определение показателей оценки качества;
  • определение технических спецификаций;
  • описание процедур управления качеством;
  • составление списка объектов контроля;
  • выбор методов и средств оценки качества;
  • описание связей с другими процессами;
  • разработка плана управления качеством.

Стадия организации. Стадии организации контроля качества предполагает создание необходимых и достаточных организационных, технических, финансовых и др. условий для обеспечения выполнения требований к качеству проекта и продукции проекта и возможностей их удовлетворения.

Стадии процесса управления качеством

Рис. 8.1. Стадии процесса управления качеством

Стадия контроля. Контроль качества заключается в определении соответствия результатов проекта стандартам качества и причин нарушения такого соответствия.

Стадии регулирования и анализа. Стадия осуществления контроля качества предполагает регулярную проверку хода реализации проекта в целях установления фактического соответствия определенным ранее требованиям.

  • Сравнение фактических результатов проекта с требованиями.
  • Анализ прогресса качества в проекте на протяжении его жизненного цикла.
  • Формирование списка отклонений.
  • Корректирующие действия.
  • Документирование изменений.

Стадия завершения. На стадии завершения выполняются сводная оценка качества результатов проекта, завершающая приемка, составление списка претензий по качеству, разрешение конфликтов и споров, оформление документации, анализ опыта и полученных уроков по управлению качеством.

Основными процессами обеспечения качества проекта являются планирование качества, его обеспечение и контроль. Связь этих процессов, их входы и выходы представлены на рис. 8.2.

Связь процессов управления качеством проекта

увеличить изображение
Рис. 8.2. Связь процессов управления качеством проекта
< Лекция 7 || Лекция 8: 12345 || Лекция 9 >
Надежда Артюх
Надежда Артюх
Курс Методологии проектирования и внедрения корпоративных информационных систем
Олег Антонов
Олег Антонов
Вадим Жук
Вадим Жук
Беларусь, г.бобруйск
Владимир Гляделов
Владимир Гляделов
Россия, Набережные Челны