Опубликован: 20.04.2009 | Уровень: для всех | Доступ: свободно | ВУЗ: Кабардино-Балкарский государственный университет
Лекция 14:

Правовые аспекты в компьютерных сетях и Интернет

< Лекция 13 || Лекция 14 || Лекция 15 >
Аннотация: В лекции рассмотрены некоторые правовые аспекты взаимодействий пользователя и компьютерных сетей, Интернет. Рассмотрены некоторые социально-экономические и гуманитарные проблемы Интернет.

Законы и правовые нормы реального мира нельзя просто переносить в виртуальный мир.

Правительства многих стран озабочены тем, что многие негативные явления в Интернет (детская порнография, несанкционированное размещение конфиденциальной информации, вредоносная пропаганда, анонимное вовлечение в преступный сговор и др.) не подпадают под действующее в этих странах уголовное право. Если они и подпадают, то какова мера ответственности провайдеров, которые только обеспечивают передачу сообщений и, не вникая в суть информации, обеспечивают связь между сетями? На повестке дня – проблема разработки международных законов, позволяющих классифицировать и расследовать преступления, совершаемые с помощью Интернет.

В настоящее время в РФ отсутствует правовое определение понятия "Интернет" и нормативные акты, регламентирующие ее работу и работу в ней, так как это осуществлено для СМИ и существует пока много "белых пятен" в этой сфере, которые постепенно решаются.

Законы РФ содержат определение информационных ресурсов как "документов и массивов документов в информационных системах", но ни один из них не содержит определения "Интернет" и не декларирует попадание Интернет под понятие информационной системы. Определяется, что "защите подлежит любая документированная информация, неправомерное обращение с которой может нанести ущерб ее собственнику, владельцу, пользователю и иному лицу", "режим защиты устанавливается: \dots в отношении конфиденциальной документированной информации – собственником информационных ресурсов \dots ; в отношении персональных данных – федеральным законом", а "собственник информационных ресурсов или уполномоченные им лица имеют право осуществлять контроль за выполнением требований по защите информации и запрещать или приостанавливать обработку информации в случае невыполнения этих требований".

Никто не может сейчас отрицать роль и значение Интернет как всемирной информационно-коммуникационной среды.

В то же время, его использование часто стало приходить в противоречие с нормами права, экономики, морали, этики, рекламы, собственности, безопасности, толерантности.

Если со многими компьютерными преступлениями еще можно бороться эффективно, то с нарушениями в системах актуализации информации и Интернет – пока нет эффективных норм и правил, что отрицательно влияет на системы электронной коммерции, обучения, политики, рекламы и т.д.

По мнению многих специалистов, компьютерные преступления сейчас совершаются, в основном, в сфере коммерции.

Типичны следующие нарушения в Интернет:

  • нарушение прав интеллектуальной собственности;
  • нарушение нормальной работы информационных систем;
  • пересылка спама и программ с вирусами;
  • кардинг – незаконное приобретение реквизитов владельцев банковских платежных карт и их использование;
  • фишинг – подмена легально существующих Интернет-сайтов фальшивыми с целью, например, последующего кардинга;
  • "нигерийский" – направление писем с поздравлениями о крупном выигрыше и т.п., с одновременной просьбой перечислить небольшую сумму автору письма;
  • реклама порносайтов, нарковеществ и т.д.

Многое из этих действий подпадают под ст. 159 УК РФ "Мошенничество", ст. 272 "Неправомерный доступ к компьютерной информации" ст. 273 "Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ", ст. 274 "Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети", ст. 210 "Организация преступного сообщества (преступной организации)".

Интернет находится вне юрисдикции какого-то отдельного государства, является самоорганизующейся системой информационного общества.

Право же носит характер государственно регулируемой системы. Это создает сложности применения юридических норм и законов отдельных государств.

Существуют три варианта правового регулирования в соответствии с правовой и законодательной системы пользователя, страны местонахождения информационного ресурса и страны собственника ресурса.

В конфликтных ситуациях необходимо определить: какое право применять, в чьем ведении находится информационной ресурс, юрисдикция какого государства распространяется на него?

Обычно судебная практика исходит из главенства национального законодательства над информационными отношениями и системами. Эта практика усиливается из-за растущей требовательности стран к своему суверенитету в Интернет и стремления некоторых развитых стран к "электронному (цифровому) превосходству".

Необходимы международные договоры и соглашения, адаптация национальных законодательств для эффективного использования ресурсов Интернет. Пока же существуют лишь отдельные меры ограничительного характера, например, некоторые страны требуют обязательной регистрации и (или лицензирования) размещаемых в Интернет ресурсов, другие – попросту запрещают доступ в Интернет.

На Международном саммите по кибербезопасности в Куала-Лумпуре создали международную группу по мониторингу кибертеррора для раннего реагирования на различные ИТ-угрозы для крупных деловых и правительственных информационных систем, а также пропаганды и обмена сведениями в целях безопасного использования Интернет.

Отметим следующие социально-экономические и гуманитарные проблемы Интернет (по материалам дискуссии на тему "Нужен ли нам Интернет в его сегодняшнем виде или Как нам реорганизовать Интернет?", проведенной в 2005 году на портале http://www.auditorium.ru под руководством автора данных лекции).

Наша цель – не дискредитация Интернет, а акцентирование его некоторых слабых мест.

Приведенные недостатки Интернет не являются основанием для его недооценки и приведены лишь с целью акцентирования актуальности совершенствования Интернет (особенно, контентного).

  1. О роли Интернет как источника знаний. Интернет не был изначально задуман как среда для получения, хранения, актуализации и распространения знаний, информации. Не является Интернет таковым и сейчас, хотя и обладает огромными запасами фрагментов разнородных сообщений (сознательно не употребляется термин "информация"). Об открытой, гармоничной, гуманной и гуманитарной (в широком смысле) среде говорить не приходиться. Наличие достаточно комфортных для широкого класса пользователей поисковых и сервисных систем не дает гарантий успешности, а главное, – достоверности поиска. Обычно используемый критерий поиска – релевантность, – часто лишь показатель того, насколько необходима такая информация. "Сайтостроение" бурно развивается, индустриализируется, но жизнеспособность большинства сайтов незначительна с позиций мировой среды. По данным некоторых исследований – менее года для большинства.
  2. О "роли" Интернет в расслоении общества. Информационные технологии, потоки, Интернет сознательно и несознательно приводят к расслоению общества. В виртуальных мирах, в отличие от реального, информационная составляющая вектора эволюции является доминантой. Особенно жестко это проявляется в случаях переноса виртуальных связей и отношений на реальность, использования виртуальных критериев адекватности переноса (практика – основной критерий истины). Отсюда – информационный психоз, невроз, стресс, Интернет-зависимость и другие, уже диагностируемые медиками и психологами, явления. В школах – "неформальные" объединения и стратификация по уровню доступа к возможностям Интернет и информационных технологий (ИТ). ИТ-корпоративные системы часто влияют на тип проявления и структуру власти. Возникают информационно-финансовые олигархии. Небольшая группа государств концентрирует и регулирует информационные потоки в мире. Эти привилегированные производители (в основном, относительно дорогих и "оборачиваемых" информационных товаров и услуг) привилегированно взаимодействуют с другой группой государств (производителей относительно дешевых овеществленных товаров и услуг, поставщиков сырья и рабочей силы).
  3. О роли Интернет в развитии экономики, бизнеса. Наряду с развитием бизнес-порталов и систем (е-биржи, е-консалтинг, е-банкинг, е-реклама, е-маркетинг, е-платежи и т.д.), что само по себе наиболее привлекательно в Интернет для серьезных и деловых взаимоотношений, в последнее время идет поток спама, мошеничества (от откровенно примитивного "нечистоплотного" до якобы "чистоплотного", например, предложений купить дешевый ноутбук, ввозимый в страну по кардингу; о последнем "честно" предупреждают). Антиспамовые системы слабо развиты. Они не в состоянии эффективно бороться со спамом (если это вообще в данной версии Интернет реально). Отметим и такие существенные негативные моменты е-бизнеса: ослабление реальных связей и возможностей в трудовых коллективах, индивидуализация и отсутствие достаточного человеческого общения; внутрикорпоративная стратификация; применение привычных, но часто неадекватных ориентиров производства, ценообразования, рекламирования и т.д.
  4. О роли Интернет в образовании и науке. Рано говорить о каких-то результатах. Все еще в зачаточном состоянии. Можно, видимо, сказать, что основное назначение образовательных Интернет-систем (особенно, дистанционного образования, точнее, обучения) – ускоренная (пока информация морально еще не устарела!) подготовка (переподготовка, самоподготовка) массы занятых или "уже совсем не занятых" людей. Чтобы Интернет-обучение стало одной из конкурентоспособных форм обучения, оно должно поддерживать современную парадигму открытого системно-синергетического образования. О роли Интернет в получении знаний уже упоминалось выше. Отдельного внимания заслуживает проблема троянских обучающих технологий, направленных на обучение тому, что невыгодно (вредно или даже опасно) для обучаемого, но выгодно организатору обучения. Низко пока влияние Интернет-коммуникаций и в фундаментальной науке, без которой нет ни прикладной науки, ни образования. Электронные научные журналы пока не могут заменить или да же конкурировать с их "бумажными собратьями" – из-за низкого рейтинга, качества публикаций, незащищенности авторских прав и др. Прогресс есть в деле проведения научных видео- и телеконференций и в организации самостоятельной и дополнительной работы обучаемых.
  5. О влиянии Интернет на национальное, социальное. Это очень сложная и многогранная проблема. Вот лишь одна сторона этой проблемы. Мы наблюдаем, как "двуязычие" (государственный язык + национальный язык) сменяется постепенно "триязычием" (английский язык, язык ИТ + государственный язык + национальный язык). Беды в этом нет. Чем больше – тем лучше и быстрее. Негатив начнется, если последует затем снова "двуязычие" (английский язык, язык ИТ + государственный язык). К этому есть предпосылки, так как в этой схеме наиболее "слабое звено" – национальный язык. Что происходит с исчезновением национального языка (языка этноса) с этносом хорошо всем известно. Ситуация с потерей и государственного языка в этой схеме (переход к "одноязычию") также вероятен, а это уже проблема государственной целостности. Если с развитием коммуникативного уровня "языка Интернет" будет ослабляться другой, не менее важный уровень языка – речевой, то языковая культур а будет деградировать. Можно для интереса проанализировать отзывы в различных гостевых книгах и общение в чатах, форумах и даже телеконференциях. Средневековые рыцари хвастались друг перед другом, что письмом и счетом у них занимаются слуги. У молодежи появляется такой вид слуг – компьютеры. Виртуализация связей и отношений может приводить к ослаблению национальных, социальных связей, деградации общества. В соответствии с принципами синергетики, накопление малых негативных факторов может приводить к необратимым процессам. Правовая безнаказанность, "обезличенность" в Интернет источника лжи, негатива, террора и т.д. усугубляют ситуацию. Традиционные реальные социальные факторы передачи информации, знаний на основе общения человека с человеком, социумом, природой (школа, семья, коллектив, музей, экскурсия и др.) подменяются виртуальными, из-за чего они сами (к сожалению, в первую очередь, семья) приобретают черты виртуального.
  6. Об устойчивости жизнедеятельности, выживаемости человека, социума, общества и Интернет. Приемлемое решение этой проблемы в условиях кризиса "новой экономики" предполагает наличие эволюционного потенциала для выживающей системы по отношению к окружению. Этот потенциал всегда определяется не виртуальными, а реальными (ресурсными) связями и отношениями, целеполагающей деятельностью человека, основанной на знаниях и рациональном (локально-оптимальном) поведении. Критерии типа "затраты-прибыль" в Интернет часто неприемлемы и неадекватны. Правовая защита информационной безопасности человека, системы – очень слабая.

Будущее, видимо, за Интернет следующего поколения – Интернет-2 или NGI (Next Generation Internet). Распространение широкополосных и оптоволоконных кабелей позволит увеличить производительность Интернет на один-два порядка.

Однако сама по себе производительность ничего не дает для решения задачи изоляции от нежелательного вмешательства. В частности, современный Интернет намного быстрее Интернет, существовавшего лет десять назад, а современные поисковые системы более мощны и быстры, но проблемы вмешательства в работающие приложения Интернет стали намного серьезнее. Скорость часто является необходимым условием обеспечения безопасности, но она редко оказывается достаточной. NGI будет обладать лучшими защитными свойствами, чем современный Интернет, особенно, в условиях поддержки IP-телефонии и других, требовательных к ресурсам мультимедиа-приложений.

Интернет должен быть не только программируемой, конфигурируемой, но и регулируемой системой.

Она должна защищать не только себя и "свои" компьютеры и информацию, но и человека. Правительства стран пока либеральны по отношению к поведению в Интернет различных людей и компаний. Но если последние не будут в состоянии самостоятельно вырабатывать и контролировать стандарты безопасности, поведения, этики и морали, то этим должны заняться правительственные органы (несмотря на афишируемую "надгосударственность" Интернет).

Вопросы для самоконтроля

  1. Каковы негативные явления в Интернет?
  2. Каково состояние правового обеспечения работы в Интернет?
  3. Каковы законы и документы РФ, которые могут регулировать деятельность в Интернет?
  4. Каковы типовые нарушения в Интернет?
  5. Каков юридический статус провайдера?
  6. Каков юридический статус пользователя сети?
  7. Каков Интернет следующего поколения – Интернет-2?

Задачи и упражнения

  1. Написать эссе на тему: "Движение Open Sourse". Осуществить релевантный и грамотный Интернет-поиск по поисковым системам.
  2. Написать эссе на тему: "Опыт зарубежных стран по правовому регулированию Интернет". Осуществить релевантный и грамотный Интернет-поиск по поисковым системам.
  3. Написать эссе на тему: "Правовые ресурсы Интернет". Осуществить релевантный и грамотный Интернет-поиск по поисковым системам.
< Лекция 13 || Лекция 14 || Лекция 15 >
Владислав Нагорный
Владислав Нагорный

Подскажите, пожалуйста, планируете ли вы возобновление программ высшего образования? Если да, есть ли какие-то примерные сроки?

Спасибо!

Лариса Парфенова
Лариса Парфенова

1) Можно ли экстерном получить второе высшее образование "Программная инженерия" ?

2) Трудоустраиваете ли Вы выпускников?

3) Можно ли с Вашим дипломом поступить в аспирантуру?