Подскажите, пожалуйста, планируете ли вы возобновление программ высшего образования? Если да, есть ли какие-то примерные сроки? Спасибо! |
Информационное общество и информационный рынок
Информационное общество – общество, развивающееся на основе информационных потоков и ресурсов, общество, в котором ценность всех ресурсов определяется ценностью получения, хранения, использования информационного ресурса.
Отличительные стороны и особенности этого общества:
- информационная открытость;
- технологичность;
- интеллектуальность;
- компьютеризация;
- коммуникативность;
- безопасность;
- гибкость и самоорганизация.
В то время как основой индустриального общества являются капитал и труд, основой информационного общества становятся информация (информационный труд) и знания (информационный капитал).
В одной отдельно взятой стране построить информационное общество невозможно, так как этот процесс связан с интеграционными процедурами различного характера в глобальном масштабе. Тем не менее, актуальны задачи вхождения каждого государства в информационное общество.
Концепция государственной информационной политики выделяет следующие объекты и системы информационной сферы:
- система формирования и использования информационных ресурсов;
- информационно-телекоммуникационная инфраструктура;
- рынок телекоммуникационных средств, продуктов и услуг;
- бытовая компьютеризация;
- системы обеспечения информационной безопасности;
- правовая база информационных отношений.
Проблема информатизации общества тесно связана с электронным бизнесом и информационным рынком.
В современном обществе скорость и необходимость обмена информационными ресурсами растет по отношению к скорости и необходимости обмена материальными ресурсами, что приводит к высоким темпам роста ценности информации.
Информация определяет развитие производительных сил и производственных отношений в государстве, становится товаром.
Информация в современном обществе стала стратегическим ресурсом, ибо она определяет ключевые системы общества, системы, обеспечивающие жизнедеятельность, жизнеспособность общества.
На информационном рынке не так важны географическое положение и размеры, численность населения, важны, в первую очередь, наличие информационных сетей, развитие компьютерной индустрии и связи, полнота, скорость и надежность передачи и обработки информации.
Основные особенности информационного продукта как товара:
- информация не исчезает при потреблении;
- информация со временем подвергается "моральному износу";
- потребление информации должно быть адресным;
- информационные ресурсы часто доступны и бесплатно, минуя рыночные структуры и др.
Не полностью разработаны принципы собственности на информацию: она может быть общественной и частной, используемой многими пользователями, отображающей даже скрытые в ней (заложенные) знания, она не отчуждается полностью от производителя и т.п.
Нет, в принципе, свойства исчерпывания, расходования.
Сложны проблемы оценки стоимости информации, часто она не отражает классическое соотношение "стоимость – цена", используемое при производстве любых продуктов и часто цена определяется по прецедентам (уникальности), тарифам.
Цена часто не является денежным выражением стоимости и косвенным показателем затраченного общественно-необходимого труда: идентичные по потребительским возможностям программные продукты различных фирм-изготовителей могут значительно, на порядок, отличаться ценой.
Не работает и закон стоимости, согласно которому цена должна совпадать со стоимостью, а издержки производства должны определять эту цену. Цена информационного продукта резко снижается по мере увеличения числа пользователей, а с целью увеличения их и получения дополнительной прибыли производитель старается защитить продукт от несанкционированного использования (копирования), часто за счет рисковой надбавки при формировании цены.
Информационный товар может быть поставлен и бесплатно (условно-бесплатно), в надежде "привязать" потребителя к нему, к его дальнейшим модификациям.
Электронный бизнес – эффективная система ведения деловых процедур электронным способом, свободная от географических и других неэкономических, некоммерческих ограничений и позволяющая сочетать атрибуты классической экономики и атрибуты сетевого обслуживания.
Электронный бизнес – это больше, чем электронная коммерция. Он подразумевает не только электронную торговлю, но и деловые процессы. Электронный бизнес можно определить как комплекс бизнес-отношений.
Объем электронных сделок растет и связан с ростом приобщения людей к работе в компьютерных сетях и Интернет.
Важное преимущество электронных каналов ведения бизнеса – тесный контакт покупателей и компаний, при котором внимательное отношение к покупателю становится решающим фактором в конкурентной борьбе, поскольку конкуренты будут находиться на расстоянии одного щелчка мыши.
При этом практически утрачивается живое общение с клиентом, у менеджера отсутствует конкретное представление о потребностях клиента, его задачах, стратегическом поведении и т.д. Клиент общается, например, с банком путем совершения стандартных сделок в информационной системе и организация отношений с клиентом в электронном банкинге - достаточно важная задача, которая должна учитывать реальное удовлетворение спроса виртуального клиента. При этом следует учитывать, что клиенты не хотят иметь дело с большими безликими организациями (сказывается и боязнь пирамид), они стремятся установить взаимоотношения с "брэндами".
Необходимо сочетание бизнес-моделей финансовой организации, психолого-экономических моделей общения клиента с сотрудниками банка и принятия решений, которые будут упрощать, делать более удобным и экономящим время банковское обслуживание. Здесь есть главная опасность банка – организация неограниченного доступа к своим операционным системам для клиента, так как при совершении транзакций через Интернет клиенту невозможно отказать в совершении операции, если она удовлетворяет определенным на сайте банка условиям.
Информационные продукты и услуги порождают информационный рынок – систему экономических, правовых и организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда на коммерческой основе, с определенной номенклатурой продуктов и услуг, определенными рыночными условиями и ценами.
Поставщиками информационных продуктов и услуг могут быть как разработчики, так и распределители таких информационных товаров и услуг, например консалтинговые фирмы.
Потребителями информационных продуктов и услуг могут быть различные юридические и физические лица.
Инфраструктура информационного рынка – совокупность секторов, каждый из которых объединяет группу людей или организаций, предлагающих однородные информационные продукты и услуги.
Современный информационный рынок базируется на трех взаимодействующих категориях: информации в электронной форме, электронной сделке, электронной коммуникации.
Современный информационный рынок имеет ряд секторов, в частности, следующие:
- деловой информации – правовая, экономическая, статистическая, коммерческая, политическая, военная и др.;
- юридической (нормативной) информации;
- специальной, профессиональной, научно-технической информации;
- социально-бытовой (потребительской) информации;
- технической и программной информации.
Отличительной особенностью информационного рынка является и то, что там пока не действует основной принцип рыночной экономики: спрос рождает предложение.
Статистика во многих странах свидетельствует, что не потребитель и не его стремление приблизиться к товару, услугам, определяют объем электронных услуг, а напротив, поставщики и производители приходят к выводу о необходимости приблизиться к потребителю, обеспечить электронный контакт с ним, обеспечить его привязку к своему товару или услугам.
Еще одной особенностью информационного рынка является то, что наряду с его расширением происходит ликвидация лишних промежуточных звеньев в области взаимоотношений поставщиков и покупателей информации.
Это, с другой стороны, часто приводит к сокращению числа людей, занятых в сфере информационного бизнеса.
С помощью WWW-технологий развиваются сетевые применения:
- сетевая экономика;
- сетевые банковские расчеты;
- сетевое (дистанционное) обучение;
- сетевые биржевые торги и сделки;
- сетевое транспортное и туристическое обслуживание;
- сетевое страхование;
- сетевой консалтинг и контроллинг и др.
Развитие электронной коммерции государства упирается в консерватизм исполнительных структур, заставляя административную политику и коммерческую практику. В частности, это касается взаимоотношений провайдеров и держателей контента.
В 1997 г. ООН приняла "Типовой закон об электронной торговле", на основе которой большинство развитых стран приняли соответствующие правовые нормы.
В 2000 г. Европарламент одобрил директиву по правовым аспектам электронной торговли в Европе.
В России электронная торговля также развивается и достаточно быстро и объемно.
Отдельно остановимся на рынке программных (интеллектуальных) продуктов.
В связи с появлением все большего числа разработчиков, мощных инструментальных систем программирования (объектно-ориентированные и визуальные среды, например) становится все легче и быстрее (дешевле) создавать программные продукты, а затраты на тиражирование программ почти равны нулю, что существенно влияет на экономические отношения на рынке программных продуктов.
Производители часто применяют метод бесплатной (условно платной) поставки программ с целью дальнейших продаж услуг, ориентированных на них.
Законы об интеллектуальной собственности в современном виде часто не имеют должной силы в области программного обеспечения (следует, впрочем, отметить тенденцию к улучшению). Обычно используют либо жесткие механизмы программной, экономической или правовой защиты прав владельцев программных продуктов, которые не способствуют развитию рынка программных продуктов, технологий и услуг.
Многие достойные программные продукты (лицензионные версии которых стоят несколько сотен условных единиц) продаются в пиратских версиях дешево, не принося создателям прибыли.
Чем известней и популярней программный продукт, тем больше людей хотят получать новые его версии.
Кроме того, развивается аутсорсинг – продажа не программных продуктов и технологий, а услуг, основанных на них.
Развитые страны участвуют как в построении мирового информационного общества, так и региональных информационных сообществ.
Европейское сообщество с 1994 года реализует задачу построения информационного европейского общества (Europe and the global information society).
Стратегические цели этой задачи:
- либерализация телекоммуникационного сектора и улучшение условий для бизнеса;
- социальная ориентация, поддержка региональных инициатив достижения согласованного развития;
- общий план действий в области образования, обучение в течении всей жизни;
- поддержка европейской индустрии производства в результате которой будут созданы дополнительно около 1 млн. рабочих мест в течение 10 лет;
- общие программы научных разработок.
Вопросы для самоконтроля
- Что такое информационное общество?
- Каковы отличительные черты информационного общества?
- Каковы научно-технические предпосылки информационного общества?
- Каковы правовые предпосылки информационного общества?
- Каковы экономические предпосылки информационного общества?
- Что такое информационный рынок?
- Каковы отличительные черты информационного рынка?
- Что такое информационный товар?
- Чем отличается информационный товар от обычного товара?
- Что такое электронный бизнес?
- Каковы отличительные черты электронного бизнеса?
- Что такое сетевая коммерция?
- Каковы опасные последствия развития информационного общества?
- Каковы особенности рынка программных продуктов?
Задачи и упражнения
- Написать эссе на тему "В2В".
- Написать эссе на тему "С2С".
- Написать эссе на тему "Р2Р".