Исходя из текса понятно, что изображения должны быть цветными. |
Цифровая фотокамера и аксессуары
Hardware (оборудование)
Первое, что вам понадобится - цифровая фотокамера, поэтому ниже приводятся основные характеристики таких камер, исходя из которых, аппараты отличаются в цене и качестве. Итак, в мир цифрового фото – добро пожаловать!
Объектив
Объектив – система из линз, формирующая резкое изображение снимаемого объекта на плоскости матрицы цифрового фотоаппарата. Объектив является важнейшей частью любой фотокамеры, так как именно от него в наибольшей степени зависит качество получаемых изображений.
Важнейшей характеристикой любого объектива является его фокусное расстояние – расстояние от оптического центра объектива до плоскости светочувствительного сенсора. Именно фокусное расстояние определяет угол обзора камеры: чем больше фокусное расстояние, тем меньше угол обзора.
НОВЫЙ ТЕРМИН
Фокусное расстояние объектива измеряется в миллиметрах и представляет собой расстояние между оптическим центром объектива и элементом, на который записывается изображение. В обычных камерах роль такого элемента выполняет пленка, а в цифровых — светочувствительная матрица. Маленькое фокусное расстояние дает возможность запечатлеть более широкую область пространства, но объекты при этом получатся небольшими и будут располагаться в перспективе на значительном удалении друг от друга. При большом фокусном расстоянии все происходит ровно наоборот — охватывается узкий сектор пространства, зато объекты увеличиваются в размере и визуально сближаются.
Стандартным (нормальным, штатным) объективом обычно называют объектив с фокусным расстоянием, равным диагонали кадра. Нормальные объективы позволяют получать изображения с перспективой, близкой к восприятию человека и имеют фокусное расстояние около 50 мм. Подобный объектив позволяет решить любые задачи, если есть возможность подойти или отойти от объекта.
У широкоугольных (короткофокусных) объективов фокусное расстояние составляет 20-35 мм или менее, а у длиннофокусных (телеобъективов) – 90 мм или больше. Телеобъективы масштаб изображения увеличивают, а широкоугольные – уменьшают.
СОВЕТ
При попадании в объектив воды или пыли его можно очистить так: подышите на объектив, чтобы он запотел и протрите его ватой или продуйте пыль на объективе резиновой грушей.
Трансфокация
Можно классифицировать оптику фотоаппаратов на объективы с постоянным и переменным фокусными расстояниями (трансфокаторами), т.е. фокусное расстояние объективов или жёстко зафиксировано на конкретном значении или оно может изменяться в определенном диапазоне.
Отношение наибольшего фокусного расстояния к наименьшему является коэффициентом оптического увеличения объектива или его кратностью зума.
Чем выше Zoom (Увеличение) объектива, тем в большей степени можно приблизить удаленный предмет, тем большие возможности предоставляет камера для съемки крупных планов. При этом следует различать оптическое и цифровое приближение.
Режим оптического увеличения (приближения) использует механическое перемещение линз объектива и практически не ухудшает качество изображения.
Цифровое увеличение (приближение) относительно дешево, но связано с потерей четкости изображения. Принцип его прост: в центральной части ПЗС матрицы выделяется определенное количество активных элементов, а полученное с них изображение "программно растягивается" (интерполируется) на весь экран.
Из сказанного следует, что оптическое увеличение более важный и дорогостоящий параметр по сравнению с цифровым (интерполяционным) увеличением.
Зум-объектив, хорош тем, что позволяет фотографировать из одного и того же положения как нормальные сюжеты, так макро и теле съемку. Однако, платой за такую универсальность являются неизбежные потери в светосиле объектива и в качестве изображения за счет аберраций.
В прайс-листах вы можете встретить камеры с несменным вариообъективом большой кратностью (8-14X), позволяющим снимать с достаточно "длинной" выдержкой даже на максимуме фокусного расстояния. Конечно, для таких камер с большой кратностью объектива потребуется наличие системы оптической стабилизации или штатив.
Светосила объектива
Светоcила объектива характеризует его способность давать ту или иную яркость (освещенность) изображения. Чем выше светосила объектива, тем меньшая выдержка (продолжительность освещения матрицы) требуется при съемке. Светосила объектива зависит от двух величин: от размера отверстия объектива и от его фокусного расстояния.
Объектив тем светосильнее, чем больше его отверстие и чем короче его фокусное расстояние. Эта взаимосвязь выражается величиной относительного отверстия, которое представляет собой отношение диаметра полного действующего отверстия объектива к его главному фокусному расстоянию. При этом обе величины берутся в одинаковых линейных единицах.
Относительное отверстие обозначается отношением единицы к числу, показывающему, во сколько раз диаметр полного отверстия данного объектива меньше его фокусного расстояния. Например, диаметр отверстия 2 см относится к фокусному расстоянию 8 см, как 2:8. После сокращения дроби получаем 1:4 - это и есть числовое значение относительного отверстия.
НОВЫЙ ТЕРМИН
Под светосилой фотографического объектива понимают его способность создавать определенную освещенность изображения в соответствии с яркостью отдельных деталей объекта съемки. Большая светосила означает лучшее качество объектива, и наоборот.
Имеется упрощенный способ определения, во сколько раз один объектив светосильнее другого: больший из знаменателей относительного отверстия надо разделить на меньший знаменатель и полученное частное возвести в квадрат. Например, если сравнивается светосила объективов, имеющих относительные отверстия 1:4,5 и 1:1,5, то (4,5:1,5) в квадрате равно 9. Следовательно, второй объектив в 9 раз светосильнее первого и при полном отверстии в одинаковых съемочных условиях потребует выдержку в 9 раз меньшую (например, 1/100 секунды вместо 1/10 секунды).
Аберрации
В реальном мире лучи, исходящие из какой-либо точки в пространстве предметов при прохождении через линзы, не сходятся в одной точке в пространстве изображений. Это несхождение приводит к различным паразитным эффектам: окрашиванию контуров изображения, искажению геометрии картинки, нерезкости и так далее. При этом фотографы говорят об аберрации - искажении изображения, вызванные тем, что в реальных объективах невозможно обеспечить условия прохождения лучей, характерные для идеальных оптических систем.
НОВЫЙ ТЕРМИН
Аберрация – искажение изображения, формируемого оптической системой. Проявляются в понижении резкости изображения, нарушении подобия между объектом и его изображением (геометрические аберрации) либо окрашивании контуров изображения (хроматические аберрации).
Для компенсации аберраций на практике используют тот факт, что разные виды линз, выполненные из разных сортов стекла, обладают разными оптическими свойствами. Поэтому, если собрать несколько разных оптических элементов в одну систему, то они способны во многом компенсировать аберрации друг друга. Эта особенность широко используется в проектировании объективов, количество разных линз в которых доходит до 18 элементов.
Маркировка объектива
Отношение диаметра входного зрачка к фокусному расстоянию объектива называют относительным отверстием, а обратную величину – диафрагменным числом (диафрагмой) объектива. Обычно значения фокусного расстояния и диафрагменное число приведены на оправе объектива.
Предположим, что перед нами цифровая камера со следующими обозначениями, нанесенными на объектив: 7,2-50,8 мм и 1:2,8-3,5. Это означает, что объектив имеет переменное фокусное расстояние в диапазоне от 7,2 до 50,8 мм. Максимальное диафрагменное число (светосила) на расстоянии 7,2 мм составляет 2,8, а на расстоянии 50,8 мм – 3,5. Поделив 50,8 на 7,2 получаем кратность зума 7.
Глубина резко изображаемого пространства
Каждому объективу в той или иной степени свойственно: давать резкое изображение предметов, находящихся не только в той плоскости, на которую произведена наводка, но несколько ближе и дальше нее.
НОВЫЙ ТЕРМИН
Глубина резко изображаемого пространства – это расстояние, измеренное между двумя плоскостями в пространстве предметов, в пределах которого предметы изображаются на матрице цифрового фотоаппарата достаточно четко.
Глубина резко изображаемого пространства зависит от диафрагменного числа, фокусного расстояния объектива и расстояния до объекта съёмки.
Глубина резкости при полном отверстии объектива и небольшом расстоянии до точки наводки особенно мала она у очень светосильных объективов. Это означает, что если навести резкость на нос кошки, то ее уши могут получиться нерезкими.
Глубиной резко изображаемого пространства можно управлять при съёмке, создавая, таким образом, различные художественные эффекты. В частности, регулирование этого используется для того, чтобы акцентировать объект съёмки, находящийся в окружении других, второстепенных предметов. Пример резкого главного объекта и размытого фона показан на рис. 3.1.
При съемке и при выборе фотоаппарата полезно знать, что глубина резко изображаемого пространства тем больше: