Национальный исследовательский университет "Высшая Школа Экономики"
Опубликован: 25.01.2011 | Доступ: свободный | Студентов: 7918 / 2695 | Оценка: 4.32 / 4.06 | Длительность: 14:47:00
ISBN: 978-5-9963-0466-0
Лекция 13:

Управление проектом на фазе разработки и внедрения

Аннотация: Детальное планирование стадии разработки и внедрения. Подготовка инфраструктуры для фазы эксплуатации. Осуществление итогов контроля качества проекта. Управление рисками настройки и внедрения. Подготовка персонала к завершению проекта. Организация тестирования. Реализация цикла тестирования. Тестирование процессов, документов и отчетов. Переход к продуктивной эксплуатации. Завершение проекта (фазы). Пример процедуры приемки результатов проекта. Пример процедуры согласования. Пример процедуры управления открытыми вопросами. Управление открытыми вопросами и проблемами осуществляется на двух уровнях. Порядок работы с открытыми вопросами и проблемами уровня проекта в целом.

Детальное планирование стадии разработки и внедрения

Задачи планирования стадии разработки и внедрения совпадают с задачами предыдущей стадии. Дополнительной задачей является подготовка персонала к завершению проекта. Решение этой задачи включает следующие действия:

  • извещение менеджмента проекта, заказчика и персонал;
  • подготовка оценки работы персонала;
  • документирование результатов процесса управления персоналом.

Извещение менеджмента проекта заказчика и персонал подразумевает информирование менеджеров проекта о планах высвобождения их персонала, проверке исполнения договорных обязательств, обсуждении планов высвобождения с персоналом проекта.

Для выполнения оценки работы персонала используют методики и процедуры, принятые компанией. Пример методики оценки персонала предложен В.Ильиным и изложен в книге "Руководство качеством проектов. Практический опыт" [13].

Все накопленные знания, приобретенные во время проекта, должны быть документированы и могут включать в себя:

  • организационные диаграммы проекта, описания позиций и планы управления обеспечением проекта персоналом;
  • принципы, методы урегулирования конфликтов и процедуры поощрения;
  • специальные навыки и квалификацию определенных членов команды, обнаруженные в процессе исполнения проекта;
  • проблемы и способы их решения, зафиксированные в журнале регистрации проблем проекта.

Подготовка инфраструктуры для фазы эксплуатации

На фазе разработки и внедрения выполняется проверка соответствия результатов проекта требованиям проекта и завершение процесса управления конфигурации. Результатом данного этапа является обеспечение готовности управления конфигурацией заказчиком.

Для проверки соответствия выполняется аудит ключевых результатов.

В рамках аудита ключевых результатов менеджер по управлению конфигурацией демонстрирует руководителю проекта и заказчику соответствие полученных и запланированных результатов и наличие адекватного контроля результатов. Результаты данного подпроцесса в дальнейшем используются менеджером проекта при подписании заказчиком акта о приемке ключевых результатов проекта.

Менеджер по управлению конфигурацией готовит и согласовывает требования к аудиту и ключевым результатам проекта и обеспечивает проведение аудита. Администратор проекта обеспечивает подготовку отчетов о состоянии конфигурации, необходимых для проведения аудита.

Завершение процесса управления конфигурацией заключается в передаче заказчику ответственности за процесс конфигурации проекта, а также в подготовке и передачи архива с материалами проекта.

Менеджер проекта со стороны заказчика разрабатывает требования к завершению процесса управления конфигурацией, причем рекомендуется это выполнять на стадии планирования. Менеджер проекта от исполнителя согласовывает с заказчиком процедуру передачи инструментальных средств управления конфигурацией. Менеджер по управлению конфигурацией архивирует информацию по конфигурации проекта и организует процесс передачи архива.

Передача заказчику результатов процесса УК должна быть согласована с передачей результатов, связанных с разработкой и тестированием ИС. Для передачи архивных копий рекомендуется на этапе планирования разработать и согласовать с заказчиком соответствующую процедуру.

Осуществление итогов контроля качества проекта

На фазе разработки и внедрения в рамках процесса управления качеством проводится работа проверки соответствия результатов этапа установленным критериям качества и стандартам.

К задачам этого этапа относится:

  • проведение оценки организации контроля качества проектных работ;
  • проведение аудита ключевых показателей.

Критическим фактором успеха на данной стадии является точное соответствие процедуры приемки этапа плану качества работ по проекту.

Исходной информацией являются отчеты по аудиту и комментарии к обзору качества.

Управление рисками настройки и внедрения

Идентификация рисков данной стадии выполняется аналогично процессу идентификации рисков на предыдущих стадиях.

Оценка реализуемости рисков, контроль статуса идентифицированных рисков происходит аналогично процессу на предыдущих стадиях.

Обновление журнала управления рисками делается аналогично процессу на предыдущих стадиях.

Управление рисками на данной стадии осуществляется аналогично процессу на предыдущих стадиях.

Подготовка персонала к завершению проекта

Методы и инструменты управления персоналом на данной фазе аналогичны ранее рассмотренным, тем не менее необходимо учитывать одну ключевую особенность - близкое завершение проекта и важность проверки готовности персонала к этому. Решение этой задачи включает следующие действия:

  1. извещение менеджмента проекта, заказчика и персонала.

    Извещение менеджмента проекта, заказчика и персонала подразумевает информирование менеджеров проекта о планах высвобождения их персонала, проверке исполнения договорных обязательств, обсуждении планов высвобождения с персоналом проекта;

  2. подготовка оценки работы персонала.

    Для выполнения оценки работы персонала используют методики и процедуры, принятые компанией;

  3. документирование результатов процесса управления персоналом. Все накопленные знания, приобретенные во время проекта, должны быть документированы и могут включать в себя:
    • организационные диаграммы проекта, описания позиций и планы управления обеспечением проекта персоналом;
    • принципы, методы урегулирования конфликтов и процедуры поощрения;
    • специальные навыки и квалификацию определенных членов команды, обнаруженные в процессе исполнения проекта;
    • проблемы и способы их решения, зафиксированные в журнале регистрации проблем проекта.

Организация тестирования

На данной стадии ключевым процессом управления качеством является тестирование, однако оно должно сопровождаться рядом подготовительных действий, а также мерами по оценке критериев качества процессов, запланированных на предыдущей стадии.

  • Оценка выполняется по ранее разработанным процедурам, на основании контрольных списков для проверки управления проектом и отчетности.
  • Настройка рабочей среды.
  • Настройка конфигурации (для системного тестирования ).
  • Настройка инфраструктуры, тестирование системы.
  • Выполнение системного и пользовательского теста.
  • Установка рабочей среды.
  • Выполнение теста на запуск.

Процесс тестирования как таковой призван оценить степень соответствия функциональных характеристик реализованного решения первоначальным требованиям и обеспечить безболезненный перенос результатов проекта в операционную деятельность.

Основной целью выполнения тестирования является проверка того, что внедренные технологии и организационное обеспечение поддерживают новые способы работы компании. Ключевым объектом процесса тестирования служат тестовые сценарии, суть пошаговые инструкции для тестеров. Очевидно, что полный набор тестовых сценариев проекта должен охватывать как можно большее число возможных ситуаций (Гал-лопен).

Согласно рекомендациям, типовой тестовый сценарий имеет следующую структуру и содержание.

  1. Верхний колонтитул:
    • заголовок тестового сценария;
    • описание тестового сценария;
    • цель выполнения данного тестового сценария;
    • затрагиваемая функциональная область, процесс, организационная единица и роль;
    • используемые системные транзакции;
    • ожидаемая продолжительность выполнения тестового сценария и целевая продолжительность выполнения сценария в реальных условиях.
  2. Содержание тестового сценария:
    • пошаговая инструкция выполнения операций;
    • ожидаемый результат выполнения каждой операции;
    • комментарии тестера;
    • отметка об удачном выполнении тестового сценария.
  3. Нижний колонтитул:
    • отметка о формальной приемке ("да"/ "нет");
    • общие комментарии по исполнению сценария.

Реализация цикла тестирования

Для обеспечения комплексной проверки функционирования внедренной системы необходимо реализовать цикл тестирования, состоящий из следующих упорядоченных этапов.

  1. Функциональное тестирование

    Выполнение этого вида тестирования производится сразу после настройки соответствующей функциональности и заканчивается, когда каждая часть настройки функционирует в соответствии с задокументированными требованиями.

  2. Первое интеграционное тестирование

    На этом этапе тестирования спроектированный прототип системы впервые проверяется целиком. Наивысший приоритет имеют работы по исправлению выявленных ошибок: одни ошибки могут блокировать прохождение сценария и идентифицировать другие ошибки. По окончании первого интеграционного тестирования производится оценка выполнимости перехода в продуктивную эксплуатацию результатов проекта.

  3. Второе интеграционное тестирование

    Оно выполняется после устранения всех ранее выявленных проблем и ошибок. В завершение этой фазы необходимо проверить, было ли запущено приемочное тестирование конечными пользователями. В то же время имеет смысл задержать приемочные тесты, если есть основания полагать, что качество системы не соответствует изначально установленным требованиям. Практика показывает: обнаружение большего числа ошибок в течение циклов приемочных испытаний значительно снижает вероятность принятия системы заказчиком [5].

  4. Первое пользовательское тестирование

    Этому этапу цикла тестирования предшествует устранение ранее выявленных ошибок, обеспечение доступа пользователей к среде тестирования, объяснение тестерам всех процедур. Для обеспечения оперативного решения проблем и непрерывного отслеживания хода тестирования стоит организовать данное тестирование в одном месте. По итогам этого цикла тестирования необходимо:

    • сформировать окончательное заключение о результатах;
    • задокументировать все запросы на изменения;
    • убедиться, что все тестовые сценарии утверждены;
    • произвести окончательную оценку возможности перехода к продуктивной эксплуатации.
  5. Окончательная настройка системы

    На основе информации, полученной по итогам первого приемочного тестирования, а также зарегистрированных запросов на изменения, производится окончательная настройка системы и утверждение изменений. Корректная обработка этого этапа значительно упрощает процесс приемки, так как в систему были внесены изменения для обеспечения большего соответствия требованиям и уже имеющейся практике.

  6. Второе пользовательское приемочное тестирование Это заключительный раунд тестирования: все тестовые сценарии, которые еще не были пройдены, должны быть пройдены и подтверждены. По успешном завершении этого цикла должен быть утвержден переход к продуктивной эксплуатации.

Тестирование процессов, документов и отчетов

По ряду причин тестирование процессов следует реализовать отдельно.

  • Возможность проверки шагов процесса на практике.
  • Оценка воздействия внедренной системы на каждодневную рабочую деятельность сотрудников предприятия.
  • Оценка готовности функционально-ориентированной организации осуществить переход к процессному управлению.
  • Проверка целостности и непротиворечивости разработанных инструкций.
  • Возможность протестировать новый процесс в пошаговом режиме.

В качестве шаблона для выполнения процессного тестирования рекомендуется использовать форму, приведенную в табл. 12.1.

Таблица 12.1. Шаблон документирования результатов процессного тестирования
Роли Шаги процесса Организационные единицы
... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ...
.
.
.

Левая секция таблицы, состоящая из нескольких столбцов, описывает роли, задействованные в тестировании, и те шаги процесса, которые они исполняют. Соответственно в ячейках могут указываться следующие значения:

  • применимо (роль принимает участие в процессе);
  • не применимо (роль не принимает участие в процессе).

В центральном столбце производится перечисление подпроцессов/шагов тестируемого процесса.

Правая секция описывает результат тестирования в разрезе задействованных организационных (бизнес-) единиц. Ячейки в данном разделе могут принимать следующие значения:

  • сценарий тестирования пройден;
  • сценарий тестирования пройден с обходным решением;
  • выявлен дефект;
  • сценарий тестирования неприменим;
  • сценарий тестирования применим, но не проверен. Приведенный шаблон позволяет держать в поле зрения картину готовности процесса и сравнивать одно предприятие с другим.

В цикле тестирования должно быть предусмотрено и тестирование отчетов и документов, формируемых системой, - реализация таких сценариев позволит обеспечить:

  • высокое качество внешних документов, предназначенных для клиентов и партнеров организации, что положительно сказывается на имидже компании;
  • более высокую вероятность принятия системы руководством среднего звена, в случае если они были задействованы в процессе проектирования и тестирования.
Анна Яковлева
Анна Яковлева
Надежда Артюх
Надежда Артюх
Курс Методологии проектирования и внедрения корпоративных информационных систем