Опубликован: 05.03.2013 | Доступ: свободный | Студентов: 2195 / 622 | Длительность: 07:41:00

Самостоятельная работа 3: Синхронизация доступа к одноэлементному буферу

< Лекция 5 || Самостоятельная работа 3 || Лекция 6 >
Аннотация: Применение потокобезопасных структур данных в приложении

Задача

Несколько потоков работают с общим одноэлементным буфером. Потоки делятся на "писателей", осуществляющих запись сообщений в буфер, и "читателей", осуществляющих извлечение сообщений из буфера. Только один поток может осуществлять работу с буфером. Если буфер свободен, то только один писатель может осуществлять запись в буфер. Если буфер занят, то только один читатель может осуществлять чтение из буфера. После чтения буфер освобождается и доступен для записи. В качестве буфера используется глобальная переменная, например, типа string. Работа приложения заканчивается после того, как все сообщения писателей через общий буфер будут обработаны читателями.


Задание

  1. Реализуйте взаимодействие потоков-читателей и потоков-писателей с общим буфером без каких-либо средств синхронизации. Проиллюстрируйте проблему совместного доступа. Почему возникает проблема доступа?
  2. Реализуйте доступ "читателей" и "писателей" к буферу с применением следующих средств синхронизации:
    • блокировки (lock);
    • сигнальные сообщения (ManualResetEvent, AutoResetEvent, ManualResetEventSlim);
    • семафоры (Semaphore, SemaphoreSlim).
    • атомарные операторы (Interlocked)
  3. Исследуйте производительность средств синхронизации при разном числе сообщений, разном объеме сообщений, разном числе потоков.
  4. Сделайте выводы об эффективности применения средств синхронизации.

Методические указания

В случае одноэлементного буфера достаточно использовать флаг типа bool для контроля состояния буфера. Читатели обращаются к буферу, только если он свободен:

  
// Работа читателя  
while (!finish)  
         {  
          if (!bEmpty)
          {
            MyMessages.Add(buffer);
            bEmpty = true;
          }
        }
      
    

Писатели обращаются к буферу, только если он пуст:

// Работа писателя 
while(i < n) 
{ 
  if (bEmpty) 
  { 
    buffer = MyMessages[i++]; 
    bEmpty = false; 
  } 
} 
 
    

Писатели работают, пока не запишут все свои сообщения. По окончании работы писателей основной поток может изменить статус переменной finish, который является признаком окончания работы читателей.

static void Main()  
{ 
  // Запускаем читателей и писателей 
  ..  
  // Ожидаем завершения работы писателей 
  for(int i=0; i< writers.Length; i++) 
    writers[i].Join(); 
  // Сигнал о завершении работы для читателей 
  finish = true; 
      
  // Ожидаем завершения работы читателей 
  for(int i=0; i< readers.Length; i++) 
    readers[i].Join(); 
      
} 
      
    

Отсутствие средств синхронизации при обращении к буферу приводит к появлению гонки данных – несколько читателей могут прочитать одно и то же сообщение, прежде чем успеют обновить статус буфера; несколько писателей могут одновременно осуществить запись в буфер. В данной задаче следствием гонки данных является потеря одних сообщений и дублирование других. Для фиксации проблемы предлагается выводить на экран число повторяющихся и потерянных сообщений.

Самый простой вариант решения проблемы заключается в использовании критической секции (lock или Monitor).

// Работа читателя 
while (!finish) 
{   
  lock ("read") 
  { 
    if (!bEmpty) 
    { 
      MyMessage[i++] = buffer; 
      bEmpty = true; 
    }     
  } 
      
} 
    

Для писателей существует своя критическая секция:

// Работа писателя 
while(i < n) 
{ 
  lock("write") 
  { 
    if (bEmpty) 
    { 
      buffer = MyMessage[i++]; 
      bEmpty = false; 
    } 
  } 
} 
    

Данная реализация не является оптимальной. Каждый из читателей поочередно входит в критическую секцию и проверяет состояние буфера, в это время другие читатели блокируются, ожидая освобождения секции. Если буфер свободен, то синхронизация читателей избыточна. Более эффективным является вариант двойной проверки:

// Работа читателя 
  while (!finish) 
  {  if (!bEmpty) 
    { 
      lock ("read") 
      { 
        if (!bEmpty) 
        { 
          bEmpty = true; 
          MyMessage[i++] = buffer; 
        }     
      } 
    } 
  } 
    

Если буфер свободен, то читатели "крутятся" в цикле, проверяя состояние буфера. При этом читатели не блокируются. Как только буфер заполняется, несколько читателей, но не все, успевают войти в первый if-блок, прежде чем самый быстрый читатель успеет изменить статус буфера bEmpty = true.

Применение сигнальных сообщений позволяет упростить логику синхронизации доступа. Читатели ожидают сигнала о поступлении сообщения, писатели – сигнала об опустошении буфера. Читатель, освобождающий буфер, сигнализирует об опустошении. Писатель, заполняющий буфер, сигнализирует о наполнении буфера. Сообщения с автоматическим сбросом AutoResetEvent обладают полезным свойством – при блокировке нескольких потоков на одном и том же объекте AutoResetEvent появление сигнала освобождает только один поток, другие потоки остаются заблокированными. Порядок освобождения потоков при поступлении сигнала не известен, но в данной задаче это не существенно.

// Работа читателя 
void Reader(object state) 
{ 
  var evFull = state[0] as AutoResetEvent; 
  var evEmpty = state[1] as AutoResetEvent; 
  while(!finish) 
  {   
    evFull.WaitOne(); 
    MyMessage.Add(buffer); 
    evEmpty.Set(); 
  } 
    

// Работа писателя 
void Writer(object state) 
{ 
  var evFull = state[0] as AutoResetEvent; 
  var evEmpty = state[1] as AutoResetEvent; 
  while(i < n) 
  { 
    evEmpty.WaitOne();
    buffer = MyMessage[i++]; 
    evFull.Set(); 
  } 
}
    

Данный фрагмент приводит к зависанию работы читателей. Писатели закончили работу, а читатели ждут сигнала о наполненности буфера evFull. Для разблокировки читателей необходимо сформировать сигналы evFull.Set() от писателей при завершении работы или от главного потока. Чтобы отличить ситуацию завершения можно осуществлять проверку статуса finish непосредственно после разблокировки.

  // Рабочий цикл читателей 
  while(true) 
  {   
    evFull.Wait(); 
    // Сигнал о завершении работы 
    if(finish) break; 
    MyMessage.Add(buffer); 
    evEmpty.Set(); 
  } 
    

Применение семафоров (Semaphore, SemaphoreSlim) в данной задаче аналогично использованию сигнальных сообщений AutoResetEvent. Кроме предложенного варианта обмена сигналами между читателями и писателями, семафоры и сигнальные сообщения могут использоваться в качестве критической секции читателей и писателей.

void Reader(object state) 
{ 
  var semReader = state as SemaphoreSlim; 
  while(!finish) 
  { 
    if(!bEmpty) 
    { 
      semReader.Wait(); 
      if(!bEmpty) 
      { 
        bEmpty = true; 
        myMessages.Add(buffer); 
      }     
      semReader.Release(); 
    } 
  } 
} 
      
void Writer(object state) 
{ 
  var semWriter = state as SemaphoreSlim; 
  while(i < myMessages.Length) 
  { 
    if(bEmpty) 
    { 
      semWriter.Wait(); 
      if(bEmpty) 
      { 
        bEmpty = false; 
        buffer = myMessages[i]; 
      }     
      semWriter.Release(); 
    } 
  } 
} 
      
    

Вопросы и упражнения

  1. Почему проблема гонки данных проявляется не при каждом прогоне?
  2. Какие факторы увеличивают вероятность проявления проблемы гонки данных?
  3. Возможно ли в данной задаче при отсутствии средств синхронизации возникновение исключения и аварийное завершение программы?
  4. Можно ли в данной задаче использовать атомарные операторы для обеспечения согласованности доступа? Необходимы ли при этом дополнительные средства синхронизации?
  5. Можно ли в данной задаче использовать потокобезопасные коллекции для обеспечения согласованного доступа?
  6. Какие средства синхронизации обеспечивают наилучшее быстродействие в данной задаче? Объясните с чем это связано.
< Лекция 5 || Самостоятельная работа 3 || Лекция 6 >