Конкурентные коллекции
Динамические структуры данных пространства System.Collections и System.Collections.Generic не являются потокобезопасными. Обращение к коллекции нескольких потоков может приводить к проблемам гонки данных: потеря элементов, выход индекса за пределы и аварийное завершение работы приложения.
Рассмотрим многопоточную работу с объектом Dictionary<TKey, TValue>. При одновременном инкрементировании элемента с ключом "one" возможно наложение изменений, которое приводит к затиранию изменения одного потока изменением другого потока. При инкрементировании затирание приводит к меньшим значениям счетчика.
// Создаем обычный словарь var dic = new Dictionary<string, int>(); // Параллельно обновляем значение элемента с ключом "one" Parallel.For(0, 100000, i => { if(dic.ContainsKey("one")) dic["one"]++; else dic.Add("one", 1); }); Console.WriteLine("Element "one": {0}", dic["one"]);
Выполняя этот фрагмент, часто получаем правильный ответ: 100000. Тем не менее, встречаются и 86675, и 56670, и 92030. Возможен вариант возникновения исключения с ошибкой выхода индекса за границы.
Для обеспечения потокобезопасного доступа можно использовать средства синхронизации, рассмотренные выше.
var lst = new List<int>(); Parallel.For(0, 100000, i => { lock("sync") { lst.Add(i); } });
Более эффективным является применение конкурентных коллекций, обеспечивающие потокобезопасность операций добавления и удаления элементов. Конкурентные коллекции реализованы с применением легковесных средств синхронизации и по возможности избегают блокировок там, где они не нужны.
ConcurrentQueue | FIFO-очередь |
ConcurrentStack | LIFO-стэк |
ConcurrentBag | Неупорядоченная коллекция |
ConcurrentDictionary | Словарь |
BlockingCollection | Ограниченная коллекция |
В следующем фрагменте осуществляем многопоточную работу с разделяемым списком типа ConcurrentBag:
var bag = new ConcurrentBag<int>(); Parallel.For(0, 100000, i => { bag.Add(i); });
Применение конкурентных коллекций не требует использования дополнительных средств синхронизации.
Обычные коллекции не позволяют изменять объект, который используется в foreach-перечислении. Конкурентные коллекции, обеспечивая многопоточный доступ, позволяют добавлять элементы внутри цикла foreach при переборе элементов. При этом изменения, вносимые внутри перечисления, не отражаются на текущем перечислителе:
var bag = new ConcurrentBag<int>(); for(int i=0; i<10; i++) bag.Add(i); foreach(int k in bag) { bag.Add(k); Console.Write(bag.Count + " "); }
В этом фрагменте в foreach-цикле осуществляем добавление новых элементов и вывод размера коллекции. Получаем вывод 10 итераций, но размер коллекции при этом увеличивается до 20:
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
Замена конкурентной коллекции ConcurrentBag на список List привела бы возникновению необработанного исключения.
Эффективность конкурентных коллекций
Конкурентные коллекции спроектированы для применения в многопоточных сценариях и не являются в полной мере эквивалентом обычных коллекций с блокировками. В случае однопроцессорной системы или при использовании конкурентных коллекций в одном потоке их эффективность может быть ниже, чем использование обычных коллекций. Поэтому рекомендуется использовать конкурентные коллекции только в случае многопоточной работы.
Интерфейс IProducerConsumerCollection<T>
Все конкурентные коллекции реализуют интерфейс "производитель-потребитель". Основные операции интерфейса TryAdd и TryTake проверяют возможность операций записи/извлечения и в случае наличия возможности осуществляют эти действия. Операции осуществляются атомарно, то есть потокобезопасно. Если какой-то поток убедился в возможности извлечения элемента, то другой поток не сможет вмешаться до завершения первым потоком операции извлечения элемента.
Метод TryTake возвращает false в случае, если коллекция пуста. Метод TryAdd для конкурентных коллекций всегда возвращает true и успешно завершает добавление элемента.
Методы TryTake для конкурентных стеков и очередей возвращают элементы в определенном порядке – для ConcurrentStack получаем последний добавленный элемент, для ConcurrentQueue получаем первый добавленный элемент.
ConcurrentBag<T>
Коллекция ConcurrentBag<T> предназначена для хранения неупорядоченной коллекции объектов (повторы разрешены). Отсутствие определенного порядка извлечения элементов повышает производительность операции чтения и добавления для ConcurrentBag. Добавление элементов в коллекции ConcurrentStack или ConcurrentQueue в нескольких потоках приводит к дополнительным накладным расходам (неблокирующая синхронизация). Объект ConcurrentBag одинаково эффективен при однопоточном добавлении и при многопоточном.
Внутри объекта ConcurrentBag содержатся связанные списки для каждого потока. Элементы добавляются в тот список, который ассоциирован с текущим потоком. При извлечении элементов сначала опустошается локальная очередь данного потока. Если в локальной очереди содержатся элементы, то извлечение является максимально эффективным. Если локальная очередь пуста, то поток заимствует элементы из локальных очередей других потоков. Таким образом, извлечение элементов из ConcurrentBag осуществляется по принципу LIFO с учетом локальности.
BlockingCollection<T>
Объект BlockingCollection позволяет сформировать модифицированную конкурентную коллекцию на базе ConcurrentStack, ConcurrentQueue или ConcurrentBag. Модификации конкурентных коллекций применяются для реализации шаблона "производитель-потребитель". Метод Take для BlockingCollection вызывается потоком–потребителем и приводит к блокировке потока в случае отсутствия элементов. Добавление элементов потоком-производителем приводит к разблокировке (освобождению) потребителя.
При создании коллекции существует возможность установления максимальной емкости. Если коллекция полностью заполнена, то операция добавления элемента приводит к блокировке текущего потока до тех пор, пока поток-потребитель не извлечет, хотя бы один элемент.
Метод CompleteAdding позволяет завершить добавление элементов в коллекцию. Обращения к операции Add будут приводить к исключениям. Свойство IsAddingCompleted позволяет проверить статус завершения. Извлечение элементов из "завершенной" коллекции разрешено, пока коллекция не пуста. Операция Take для пустой завершенной коллекции приводит к генерации исключения. Свойство IsCompleted позволяет установить, является ли коллекция пустой и завершенной одновременно.
Тип коллекции, которая используется для формирования BlockingCollection, определяет порядок извлекаемых элементов. Если объект BlockingCollection создается без указания конкурентной коллекции, то в качестве базовой коллекции используется очередь типа ConcurrentQueue.
ConcurrentDictionary
Конкурентный словарь кроме потокобезопасности добавления и удаления элементов предоставляет расширенные функциональные возможности: методы условного добавления и методы обновления значений.
// Создаем конкурентный словарь var cd = new ConcurrentDictionary<string, int>(); // Хотим получить элемент с ключом "b", если нет - создаем int value = cd.GetOrAdd("b", (key) => 555); // Проверяем: value = 555; value = cd.GetOrAdd("b", -333); // Параллельно пытаемся обновить элемент с ключом "a" Parallel.For(0, 100000, i => { // Если ключа нет – добавляем // Если есть – обновляем значение cd.AddOrUpdate("a", 1, (key, oldValue) => oldValue + 1); }); Console.WriteLine("Element "a": {0}", cd["a"]);
Метод GetOrAdd реализует возможность получения значения по ключу или в случае остутствия элемента добавления.
if(dic.ContainsKey(sKey)) val = dic[sKey]; else dic.Add(sKey, sNewValue);
Но метод GetOrAdd выполняется атомарно в отличие от приведенного фрагмента, то есть несколько потоков не могут одновременно проверить наличие элемента и осуществить добавление.