Опубликован: 29.06.2010 | Доступ: свободный | Студентов: 2474 / 659 | Оценка: 4.28 / 3.97 | Длительность: 08:07:00
Специальности: Историк
Лекция 5:

Перспективы развития современной науки и техники

< Лекция 4 || Лекция 5: 1234 || Лекция 6 >

5.1. Основные проблемы научно-технического прогресса в информационном обществе

Делать серьёзные экспертные оценки, а тем более, прогнозы научно-технического прогресса в наше время опасно - можно впасть в ретроградство. Ведь наука и техника развиваются столь стремительно, что к вчерашним новациям сегодня можно приклеить ярлык "ретро". Правда, существуют и проблемы "с бородой", которые безуспешно пытаются решить учёные и изобретатели на протяжении веков и которые остаются нерешёнными и в информационном обществе.

Так, до сих пор не выяснены до конца механизмы памяти и деятельности мозга в целом, что тормозит внедрение искусственного интеллекта. Живое нервное волокно - диэлектрик, почему же по нему распространяются электрохимические импульсы, непонятно. За счёт чего КПД мускула гораздо выше, чем КПД любой машины, придуманной человеком? Люди не научились с помощью своих приборов обнаруживать примеси в веществах с той же чувствительностью, что могут собаки с помощью обоняния. Не разгадана тайна шмеля, который летает вопреки всем законам аэродинамики. Также вызывает удивление мощность древесных насосов, которые гонят живительные соки от корня до самого высокого листочка на кроне - такие насосы мы изобрести пока не можем. А если говорить о компьютерных технологиях, то любой грудной младенец узнаёт свою маму быстрей и лучше, чем распознаются образы с помощью самых "крутых" компьютерных программ. Этот перечень проблем можно продолжить. Мы ещё мало знаем и умеем, хотя и приспособились жить в выделенном нам пространстве-времени, не совсем понимая, где же мы находимся и что нам делать.

Информационное общество, в отличие от предыдущих цивилизационных формаций (индустриальной, сельскохозяйственной), ставит перед человечеством проблемы скорее духовные, чем материальные и научно-технические. Это связано, как отмечалось в "теме 3" , с нематериальностью самой информации и знания как основных продуктов информационного общества. Вкратце перечислим эти проблемы:

  • просвещение и образование;
  • этика;
  • искусство;
  • информационное право.

Основная проблема - просвещение (образование). Можно доказать, что большинство проблем, с которыми сталкивалось человечество, сводилось к единственной проблеме - непросвещённости (необразованности), откуда проистекали алкоголизм и наркозависимость, насилие над природой и человеком, ксенофобия и фанатизм, демографические несообразности и др. В просвещённом обществе, каким должно быть информационное общество - общество знания, многие проблемы исчезнут сами собой. Совместному развитию науки, техники и образования посвящена "тема 8" .

Телекоммуникационные системы информационного общества, если отвлечься от их технической инфраструктуры, базируются на этических отношениях между участниками коммуникаций - коммуникантами. Не вдаваясь в морализаторство, заметим только, что основное этическое правило коммуникаций имеет библейские корни: "возлюби коммуниканта, как самого себя".

Область межчеловеческих отношений как традиционное поле этики уже давно расширилось биоэтикой и экоэтикой, в фокусе внимания которых - нравственные пределы проникновения человека в глубины живой природы и природы в целом. Но ещё не совсем созрела техноэтика, которая бы регламентировала нравственные пределы технического прогресса, в том числе прогресса информационных систем и технологий. Техноэтика могла бы также определить этические нормы ответных реакций информационной техники при ее взаимодействии с человеком. Ведь этические нормы должны регламентировать обоих участников диалога - человека и машину, ибо не только машина нуждается в защите, но и человек. В качестве одного из прообразов техноэтики можно считать сетевой этикет - сетикет (см. "тему 4" ). Общение в Интернете анонимно, и вы никогда не можете быть уверены, что общаетесь с человеком, а не с интеллектуальной машиной, поддерживающей диалог с вами. А в Интернете такие машинизированные (роботизированные) собеседники есть. При этом сетикет общения обязателен для всех собеседников. Другим прообразом для техноэтики могли бы стать этические законы робототехники А. Азимова, включённые в практику производства интеллектуальных роботов (см. "тему 4" ).

Ничто так, как искусство, не способствует развитию творческого потенциала человека. А личность в информационном обществе должна быть творческой, неповторимой. Иначе это не личность, а пресловутый "член общества". Творческая личность, участвующая в научно-техническом прогрессе, может (должна) питать свой творческий потенциал из литературы, музыки, живописи, танцев и других видов искусства.

Многовековая практика научно-технического творчества показывает, что наибольших успехов добивались те учёные и изобретатели, которые обладали широким культурным кругозором, были разносторонними личностями, не замкнутыми только на своей профессии. Вспомним Козьму Пруткова: "Специалиста уподоблю флюсу - полнота его одностороння".

Наконец, в информационном обществе в полной мере должны действовать информационно-правовые акты. Иначе информационное общество рискует не быть правовым обществом. Согласимся, что это веление времени, а противоположная точка зрения просто неуместна.

< Лекция 4 || Лекция 5: 1234 || Лекция 6 >
Владислав Нагорный
Владислав Нагорный

Подскажите, пожалуйста, планируете ли вы возобновление программ высшего образования? Если да, есть ли какие-то примерные сроки?

Спасибо!

Лариса Парфенова
Лариса Парфенова

1) Можно ли экстерном получить второе высшее образование "Программная инженерия" ?

2) Трудоустраиваете ли Вы выпускников?

3) Можно ли с Вашим дипломом поступить в аспирантуру?