Кабардино-Балкарский государственный университет
Опубликован: 20.04.2009 | Доступ: свободный | Студентов: 7819 / 3808 | Оценка: 4.42 / 4.26 | Длительность: 09:40:00
Специальности: Юрист
Лекция 16:

Моделирование и принятие решений в правовых системах

< Лекция 15 || Лекция 16
Аннотация: В лекции 16 рассмотрены проблемы моделирования систем и принятия решений в системах, а также ситуационный анализ применительно к правовым системам.

В правовой сфере на смену приближенным качественным оценкам все чаще приходят точные количественные данные. В правоохранительной деятельности актуально понимание всеми возможностей математического моделирования, анализа, принятия решений и правильного причинно-следственного анализа и правового вывода.

К сожалению, юристы зачастую не обладают необходимым для этого минимумом сведений и знаний в области методов моделирования, анализа и принятия решений.

Изложим некоторые сведения из этого минимума.

Модель – универсальное понятие, атрибут одного из наиболее мощных методов познания в любой профессиональной области, а именно, моделирования.

Модель и моделирование зависят от информационных и математических (логических) связей элементов и подсистем моделируемой системы, ресурсов, связей с окружением, используемых при моделировании, а не от конкретной природы, конкретного наполнения системы.

Модель – система или представление, описание для замещения (при некоторых гипотезах) одной системы (оригинала) другой системой (моделью) с целью изучения или применения её.

Например, деятельность предприятия на рынке (производство товара, услуг, информации) описываемая правовыми нормами и юридическим аппаратом даёт нам правовую модель предприятия на рынке.

Моделирование – универсальный метод получения, описания и использования знаний, позволяющий перекидывать мост между знаниями и реальными или идеальными системами, процессами.

Классификацию моделей проводят различным образом.

Модель – статическая, если явно учитывает время как один из основных параметров.

Модель – динамическая, если лишь неявно учитывает время.

Модель – дискретная, если описывает поведение системы в конечные моменты времени.

Модель – непрерывная, если описывает поведение системы на некотором временном промежутке.

Модель – имитационная, если позволяет проигрывать возможные пути развития и поведения системы варьированием параметра (параметров) модели.

Модель – детерминированная, если каждому набору параметров модели соответствует вполне определенный и однозначно определяемый результат моделирования; иначе – модель недетерминированная, стохастическая (вероятностная).

Модель – визуальная, если она позволяет визуализировать отношения и связи моделируемой системы.

Модель – натурная, если она есть материальная копия моделируемой системы.

Границы между моделями различного типа или же отнесение модели к тому или иному типу – условны.

Основные свойства модели:

  • целенаправленность;
  • конечность;
  • упрощенность;
  • приблизительность;
  • адекватность;
  • наглядность;
  • информативность;
  • полнота;
  • устойчивость;
  • адаптивность;
  • эволюционируемость.

Жизненный цикл моделируемой системы:

  • сбор информации, выдвижение гипотез;
  • построение спецификаций модели;
  • исследование модели;
  • исследование адекватности, устойчивости модели;
  • интерпретация, анализ результатов моделирования;
  • генерация отчетов;
  • уточнение, модификация модели.

Математическая модель описывается или представляется математическими структурами, математическим аппаратом (числа, буквы, геометрические образы, отношения, алгебраические структуры и т.д.).

Математические модели позволяют вникать в структуру и внутреннюю логику моделируемой системы.

Компьютерная модель позволяет актуализировать систему с помощью компьютера, компьютерной системы или технологии с использованием информационно-логических связей и структур, особенно, в режиме реального времени.

Компьютерное моделирование, от постановки задачи - до получения результатов, проходит следующие этапы компьютерного моделирования.

  1. Постановка задачи.
  2. Анализ данных, аналогов и т.д.
  3. Анализ задачи (модели).
  4. Исследование модели (построение метода, алгоритма исследования).
  5. Программирование (проектирование программы).
  6. Тестирование и отладка программы.
  7. Оценка средств и адекватности моделирования.
  8. Документирование программы и моделирования.
  9. Использование модели.
  10. Сопровождение модели (программы) при её использовании.

Принятие решения и целеполагающая деятельность человека в социальной, экономической, политической, идеологической, правовой сферах тесно связаны. В них часто не допускаются ошибки, так как они могут привести к пагубным последствиям.

Из-за ограниченных информационных возможностей человека возможны ошибки. Поэтому есть настоятельная необходимость применения научного подхода к обоснованию и принятию решений.

Принятие решений, наряду с прогнозированием, планированием, ситуационным анализом обстановки, исполнением решений, контролем и учетом является функцией управления.

При прогнозировании и планировании принимаются решения, связанные с выбором методов и средств, организаций работы, оценкой достоверности информации, выбором наиболее достоверного варианта прогноза и наилучшего варианта плана. Таким образом, функция принятия решений является с методологической и технологической точек зрения более общей, чем другие функции управления.

Для лица, принимающего решение ( ЛПР ), принятие решений является основной задачей, которую он обязан решать в процессе управления. Поэтому знание методов, технологий и средств решений этой задачи является необходимым элементом квалификации руководителя, базой для дальнейшего управления.

Конечным результатом любой задачи принятия решений является решение, конструктивное предписание к действию.

Решение является одним из видов мыслительной деятельности и имеет следующие признаки: наличие выбора из множества возможностей; выбор ориентирован на сознательное достижение целей; выбор основан на сформировавшейся установке к действию.

Основной характеристикой решения является его эффективность, т.е. степень, темп достижения целей и затраты ресурсов для принятия и реализации решения.

Решение тем эффективнее, чем больше степень достижения целей и меньше стоимость затрат.

Принятие решения – это выбор одного из множества рассматриваемых допустимых вариантов. Обычно их число конечно, а каждый вариант выбора определяет некоторый результат (экономический эффект, например), допускающий количественную оценку.

Такой результат обычно называется полезностью решения. Таким образом, ищется вариант с наибольшим значением полезности решения.

Классические модели принятия решений – оптимизационные, ставящие цель – максимизировать выгоду и на основе этих моделей получить практическую прибыль.

Правовые рекомендации (решения) могут быть получены, если при построении модели принятия решений придать большее значение учету существенных структурных правовых элементов.

На процесс принятия решения часто воздействуют различные случайные параметры, усложняющие принятие решения.

Правильность используемых гипотез необходимо проверять с помощью методов оценки статистических гипотез.

Проблемы принятия решений с недетерминированными параметрами называют проблемами принятия решений в условиях недостатка информации.

Чем меньше информации у нас, тем больше может оказаться различие между ожидаемым и действительным результатами принимаемых решений в целом.

Мера влияния информации (параметров) на результат решения называется релевантностью.

Особо важно в правовой сфере принятие решения при наличии риска (нераскрытия преступления, банкротства, ухудшения условий жизни и т.д.).

В зависимости от критерия эффективности, стратегий и факторов управления выбирается тот или иной метод (алгоритм, процедура) принятия решений.

Система принятия решений – совокупность организационных, методических, программно-технических, информационно-логических и технологических обеспечений принятия решений для достижения поставленных целей.

Ситуационное моделированиемоделирование принятия решений в условиях ограниченных ресурсов и высоких требований надежности (малого риска), например, кризиса.

Ситуационный анализанализ эффективности того или иного набора мер и процедур путем сравнения результатов их воздействия на систему.

При ситуационном анализе можно по некоторым критериям оптимальности, выбрать оптимальный набор возможных, допустимых мер и процедур, обеспечивающих достижение требуемой цели.

Одним из эффективных механизмов принятия решений (в проблемах выработки стратегии поведения, развития и т.д.) является использование ИСПР (просто СПР) – информационных систем поддержки решений ( Decision Support Systems ), сочетающих современные средства аналитической обработки и средства визуализации информации и технологии поддержки деятельности экспертной группы.

В области организационного управления наибольший интерес имеют так называемые ситуационные (эмерджентные) комнаты (центры), позволяющие быстро "погрузить" ЛПР в рассматриваемую проблемную ситуацию, обстановку, помочь разобраться в проблеме и принять локально-оптимальное (не обязательно глобально-оптимальное) решение. Существуют ситуационные центры Президента РФ, Совета Безопасности, МЧС. Ситуационные комнаты – это специальное место для поддержки построения, проигрывания проблемной ситуации и принятия решений одним человеком или группой людей. Эффект от использования ситуационной комнаты зависит от корректности поставленной проблемы, полноты и достоверности используемых данных, сценария обсуждения, технологий интеллектуальной и компьютерной поддержки, временного интервала прогноза и др.

Простое использование автоматизированной системы обработки документов, поисковых систем, средств визуализации и мультимедиа – недостаточные условия для функционирования ситуационной комнаты. Основная функция СПР – поддержка умственной, эвристической и творческой деятельности ЛПР.

СПР может работать в следующих режимах:

  1. проблемный мониторинг и актуализация информации (СМИ, органов власти, объектов управления и пр.) с целью текущего информирования и предупреждения о накапливающихся небольших негативных явлениях;
  2. планово-аналитический режим – плановое заслушивание и обсуждение аналитических докладов по проблемной ситуации с целью поддержки и принятия заслушиваемого решения по заранее фиксированному сценарию;
  3. чрезвычайный режим – оперативный мониторинг информации, принятие и контроль исполнения решений по непредвиденным, чрезвычайным проблемам с целью уменьшения негативных факторов, влияющих на обычное в таких ситуациях совмещение построения сценария, обсуждения и принятия решений.

В базовом варианте, ситуационная комната может включать экран коллективного доступа; компьютер (обычно, мощный ноутбук) с возможностью отображения на экран коллективного доступа; средства доступа к базе данных (знаний), в том числе, – с целью сохранения сценария обсуждения, систему подготовки презентаций.

Вопросы для самоконтроля

  1. Что такое модель, для чего она нужна и как используется?
  2. Какая модель называется статической (динамической, дискретной и т.д.)?
  3. Каковы основные свойства моделей?
  4. Что такое жизненный цикл моделирования (моделируемой системы)?
  5. Что такое математическая модель?
  6. Что адекватность модели?
  7. Что такое компьютерное моделирование, каковы его особенности?
  8. Что такое принятие решения?
  9. Что такое полезность решения?
  10. Что такое ЛПР?
  11. Как влияет неопределенность на принятие решения?

Задачи и упражнения

  1. Укажите гипотезы (допущения, предположения), в рамках которых был получен второй закон Ньютона.
  2. Сформулируйте правовую модель поведения какого-либо преступника.
  3. Укажите основные свойства и тип модели изменения динамики правонарушений в городе, полученной в результате записи соответствующих данных ежемесячно. При каких гипотезах построена эта модель?
< Лекция 15 || Лекция 16
Владислав Нагорный
Владислав Нагорный

Подскажите, пожалуйста, планируете ли вы возобновление программ высшего образования? Если да, есть ли какие-то примерные сроки?

Спасибо!

Лариса Парфенова
Лариса Парфенова

1) Можно ли экстерном получить второе высшее образование "Программная инженерия" ?

2) Трудоустраиваете ли Вы выпускников?

3) Можно ли с Вашим дипломом поступить в аспирантуру?