Опубликован: 13.11.2016 | Доступ: свободный | Студентов: 2995 / 1274 | Длительность: 17:55:00
Лекция 6:

Античная культура

< Лекция 5 || Лекция 6: 123 || Лекция 7 >

Вступление

Основной доминантой античной культуры был ее гуманизм - направленность на человека, которая была выражена и в архитектуре, пропорции которой воссоздавали пропорции тела человека, и в религиозных представлениях, где боги уподоблялись смертным, и в системе ценностей с акцентом на общину, коллектив, единство общественного и индивидуального. Индивидуальное здесь заключалось в том, что герои сами решали свою судьбу и даже вступали в борьбу с богами (Одиссей, Ахилл, Диомед). Высшей доблестью считалось мужество идти спокойно вперед, даже зная о трагичности своей судьбы (судьбу греки узнавали от оракула - самым известным был Дельфийский оракул, и воплощением этой веры стала трагедия Софокла "Эдип-царь"). В этом протесте человека против богов и проявляется гуманизм и рационализм античной культуры.

Античной цивилизацией и культурой принято называть историю древних Греции и Рима, а также стран, испытавших их культурное, экономическое и политическое влияние, в период с начала I тыс. до н.э. по V век н.э. Античная культура стала фундаментом всей европейской цивилизации, к которому восходят литературные жанры и философские системы, принципы архитектуры и скульптуры, основы математики, астрономии, естествознания. Более того, даже европейские каноны красоты определены такими категориями античной эстетики, как мера и размеренность, симметрия, пропорциональность, ритм и гармония. Категория меры становится важнейшей для Античности: зло воспринимается ею как безмерность, а благо - как умеренность. Это ощущение становится характерным для Гесиода, провозгласившего: "Меру во всем соблюдай!" "Ничего слишком!" - вторила надпись над входом в святилище Аполлона в Дельфах.

Однако есть и другой взгляд на античную культуру, который представлен Фридрихом Ницше. В своем труде "Рождение Трагедии, или Эллинство и пессимизм" он отмечает, что в греческой культуре противодействуют два начала: аполлоническое и дионисийское. Аполлон - бог Солнца, покровитель искусств, воплощающий гармонию и меру. В честь победы Аполлона над змеем Пифием устраивались Пифийские игры, где состязались арфисты и кифареды. Если Аполлон воплощает культурное состояние человека, то возврат его к природе, где отсутствуют культурные запреты, олицетворяет бог Дионис. В его честь устраивались буйные оргии - дионисии (в римской культуре - вакханалии).

6.1. Крито-микенская (эгейская) культура

Эгейская культура стала своеобразным фундаментом античной культуры. Первой европейской цивилизацией явилась критская цивилизация (конец III - начало II тыс. до н.э. - бронзовый век), которая выполнила роль связующего звена между европейской культурой и древними культурами Египта и Месопотамии. Зоной распространения эгейской культуры стало побережье и острова Эгейского моря, а центром - сначала остров Крит, затем - город Микены. В начале II тыс. до н.э. на нем возникают огромные дворцы, уникальные по архитектуре, и самый известный и загадочный из них - Кносский дворец. Эти комплексы построек, группирующихся вокруг большого внутреннего двора, можно называть дворцами лишь условно. Расположенные очень причудливо, на разных уровнях, соединяющихся между собой разнообразными лестницами, галереями, переходами, световыми колодцами, они имели общую площадь около 24 тыс. кв. м.

Все огромное пространство дворца было украшено: полы - разноцветной плиткой, стены - красочными изображениями людей и окружающей природы. Некоторыми чертами оно сходно с египетским - в частности, с микенскими охотами на львов, с египетскими кошками, ловящими птиц. Человеческие фигуры хотя внешне и подражают египетским образцам, но лишены скованности, свойственной египетскому искусству.

По представлениям греков, в Кносском дворце, который они называли лабиринтом, обитал Минотавр - полубык-получеловек, рожденный дочерью бога Гелиоса Пасифаей от Посейдона, представшего перед ней в образе быка. Ежегодные жертвы Афин, находившихся в зависимости от Крита, отдававших Минотавру по семь юношей и девушек, продолжались до тех пор, пока Тесей, сын афинского царя Эгея, не убил его и не освободил родной город от ужасного бремени. В этой легенде отражен характер религиозных представлений древних критян, поклонявшихся быку как воплощению плодородной силы земли. Огромное количество изображений быка найдено археологами в критских дворцах - это и фрески, и росписи на вазах, и сосуды в виде головы быка. По-видимому, ритуальные игры с быком были частью религиозных церемоний критян, во время которых часто случались трагедии, что и породило легенду о кровожадном быке-чудовище.

Своего расцвета критское государство достигло в эпоху правления царя Миноса, совершавшего военные морские походы в различные районы Средиземноморья. При Миносе государство процветало, так как крупная военная добыча тратилась на экономические и культурные нужды, а не на сооружение крепостных построек, функцию которых выполняло само положение острова, окруженного морем. Минос установил справедливость и порядок в критском обществе и прославился как мудрый законодатель, за что, согласно представлениям древних, он превратился в вершителя суда в загробном мире.

Эгейская цивилизация погибла в результате разрушительного землетрясения и извержения подводного вулкана возле острова Фера (Санторин) в середине XV в. до н.э.

Микенская культура. После гибели Крита центр Эгейской цивилизации перемещается на Балканскую Грецию, в "златообильный город Микены". Эта культура с самого начала была вынуждена обороняться от воинственных соседей, и на ней лежит печать большей суровости и мощи. Дворцы-цитадели были обнесены толстыми крепостными стенами, сложенными из огромных каменных блоков неправильной формы. Сами греки такую кладку называли циклопической, веря в то, что воздвигнуть подобные стены было только под силу мифическим великанам - циклопам.

Во главе государства находился царь-жрец (ванака), что свидетельствует о наличии мощного жреческого сословия. Царские погребения наряду с высокохудожественной утварью содержат и богатое оружие, а лица умерших царей по египетской традиции покрыты масками из золота, передававшими портретные черты правителей.

Микены, а также разрушенную ахейцами Трою открыл немецкий археолог Генрих Шлиман, доказавший миру, что история Древней Эллады является не мифом, а историческим фактом.

Война между этими городами, начавшаяся, согласно преданию, из-за прекрасной Елены, бежавшей с троянским царевичем Парисом от своего мужа, спартанского царя Менелая, и погубила великую эгейскую цивилизацию в конце II тыс. до н.э. Государство, истощенное длительной войной, стало легкой добычей двинувшихся с севера Балкан дорийских греков, было разрушено и вернулось к дикости. После падения крито-микенской культуры многие ее достижения были интегрированы культурой античной Греции.

6.2. Культура античной Греции: условия возникновения. Особенности религии и мифологии

Предпосылки возникновения и основные черты античной культуры:

  1. Влияние предшествующей тысячелетней крито-микенской цивилизации.
  2. Переход в начале I тыс. до н.э. к использованию железа, что увеличило индивидуальные возможности человека.
  3. Уникальное государственное устройство - полис (город-государство) - формируется в VIII-VI вв., высший расцвет - VI вв. Это демократическая республика, где каждый свободный грек выступал как землевладелец, как носитель высшей законодательной власти (участвовал в народном собрании) и как воин.
  4. Двуединая античная форма собственности, органично сочетавшая частную собственность, дававшую человеку инициативу, и государственную, обеспечивавшую социальную стабильность и защиту. Благодаря этому была заложена основа гармонии между личностью и обществом.
  5. Демократизация общественной жизни. Участие всех граждан полиса в жизни государства - все они входили в высший законодательный орган - народное собрание.
  6. Отсутствие паразитирующей бюрократической прослойки.
  7. Преобладание политики над экономикой. Трата дохода государством на организацию досуга и развитие культуры.
  8. Ориентация культуры не на царствующих особ, а на рядового свободного гражданина, и прославление таких его гражданских качеств, как героизм, самопожертвование, духовная и физическая красота.
  9. Демократизм греческой религии. Это обстоятельство во многом определило светский характер античной культуры: в Античности отсутствовала замкнутая каста жрецов, и на жреческие должности мог быть избран любой, не имевший физических недостатков гражданин.
  10. Религию и мифологию отличало гуманистическое содержание, где боги были близки людям в своих проявлениях, а человек вступал с богами в спор и мог, подобно хитроумному Одиссею, выходить в этом споре победителем. Такая близость человека к богам настораживала многих мыслителей, которые справедливо видели в подобной десакрализации начало той "смерти бога", которую в XX в. констатирует Ницше. Так, Ксенофан Элейский, древнегреческий поэт-философ, добивался очищения идеи бога от чувственного антропоморфизма:
Бог же един, между смертных и между богов величайших, Смертному он не подобен ни видом своим, ни душою.

Во имя этой задачи он подверг резкой критике мифы гомеровской и гесиодовской поэзии:

Что среди смертных позорным слывёт и клеймится хулою,

То на богов возвести ваш Гомер с Гесиодом дерзнули:

Красть, и прелюбы творить, и друг друга обманывать хитро.

Сущность античной системы ценностей. Наиболее ярко систему ценностей любого народа раскрывает представление человека о счастье. Одно из преданий, рассказанных Геродотом, посвящено диалогу о счастье между представителями древневосточной и античной культур. Он состоялся во дворце царя Лидии Креза, беседовавшего с Солоном - одним из мудрецов Древней Греции. Крез оказал Солону радушный прием, а затем показал несметные сокровища, хранящиеся в кладовых. После того как Солон налюбовался видом сокровищ, Крез спросил его, знает ли мудрец самого счастливого на земле человека, надеясь услышать свое имя. Но Солон назвал самым счастливым афинянина Телла, который был зажиточным, жил в цветущее время родного города, вырастил сыновей и увидел внуков. К тому же ему была суждена славная кончина. Во время войны он в первых рядах выступил в поход, а сам геройски пал на поле боя.

Тогда Крез спросил, кто же после Телла является самым счастливым человеком, надеясь на этот раз услышать свое имя. Но Солон назвал двух аргосских юношей: Клеобиса и Битона. Они были свободны, зажиточны и отличались большой физической силой. Однажды в день празднества в честь Геры их мать, жрицу, нужно было доставить в повозке к храму для совершения религиозного обряда. Однако быки не вернулись домой с поля, и это создало угрозу святотатства для матери и для всего города. Тогда юноши сами впряглись в повозку и успели к началу религиозной церемонии. Их мать молила богиню даровать ее сыновьям высшее благо, доступное людям, и юноши навсегда заснули в самом святилище.

На вопрос же Креза, почему Солон считает счастливыми простых греков, а его, самого богатого человека в мире, нет, мудрец ответил: "Я не могу сказать ничего о человеческой жизни, зная, что боги завистливы. На твой вопрос о счастье я смогу ответить, когда узнаю, что жизнь твоя окончилась благополучно". Таким образом, сущность античной системы ценностей была гуманистической, где считалось, что человек обретает счастье только в служении роду и полису, получая в ответ славу и уважение.

< Лекция 5 || Лекция 6: 123 || Лекция 7 >
Вераника Коротких
Вераника Коротких
Мария Чукреева
Мария Чукреева

Здравствуйте! Что писать в строке договора срок обучения и срок оказания услуг?