Опубликован: 13.11.2016 | Доступ: свободный | Студентов: 3036 / 1302 | Длительность: 17:55:00
Лекция 3:

Народная, элитарная, массовая культура: сущность, характер соотношения

< Лекция 2 || Лекция 3: 123 || Лекция 4 >

3.1. Массовая культура как атрибут массового индустриального общества

Массовая культура формируется во второй половине XIX в. Ее появление обусловили:

  • промышленная и научно-техническая революции;
  • существенные изменения в системе коммуникаций, связанные с изобретением телефона, телеграфа, радио и кинематографа;
  • резкий рост народонаселения;
  • доминирование городской культуры (урбанизация);
  • усиление процессов миграции и дезактуализация таких способов трансляции культуры, как традиция;
  • формирование феномена массы, отличного от общностей, подобных народу и нации.

Массовая культура выступает как особый способ освоения действительности и адаптации к ней, возникающая на той стадии развития, когда формируется массовое индустриальное общество. Особенностью массовой культуры является демонстративная демократичность, ориентация на человека массы - недифференцированного субъекта с невыраженным личностным началом, исключительно высокая гибкость, способность трансформировать артефакты, созданные в рамках других культур и превращать их в предметы массового потребления, коммерческий характер, использование клише при создании ее артефактов, а также связь со средствами массовой коммуникации как главным каналом распространения и потребления ее ценностей. Обладающая собственным знаковым кодом, массовая культура создает символическую надстройку над константной реальностью, которая многими воспринимается как подлинная реальность или ее полноценный заменитель. Принципиальной особенностью массовой культуры является ее неспособность к производству креативного сознания, она существует исключительно как механизм адаптации индивида к различным социокультурным трансформациям и выполняет защитные и восстановительные стратегии.

Носителем ценностей массовой культуры является массовый человек со стертым индивидуальным началом, массовая аудитория - это коллектив без личности, выступающий как продукт массового общества, пришедшего на смену гражданскому, как продукт урбанизации и индустриализации, это коллектив, все единицы которого атомизированы, разобщены, это "толпа одиноких". Отсюда - и специфика вхождения в данную культуру, если характер приобщения к элитарной культуре всегда индивидуальный, а к народной - коллективный, то в массовой культуре приобщение к ее ценностям осуществляется на уровне безличного коллектива, все индивиды которого атомизированы и связаны внеиндивидуальной, внешней связью. Это может быть рационально организованный коллектив, но это коллектив без личности, связи в котором - пусть и высоко рационализированные - задаются не личными отношениями, а навязываются со стороны.

Субъектом массовой культуры выступает особая профессиональная группа, создающая ее артефакты в соответствии с законами социальной психологии и рыночных отношений, носителем же ее ценностей является человек массы - недифференцированный субъект с невыраженным личностным началом, особенностями которого являются некритичность восприятия и оценок, управляемость, духовная инфантильность. В постиндустриальном обществе - это, как правило, те субъекты исторической деятельности, которые отчуждены от структур управления экономикой нового типа и вынуждены соответствовать стратегиям подчинения и "включения во взаимодействие" (М. Кастельс).

Между тем "массовый человек" может являться представителем всех социальных слоев вне зависимости от положения в экономической, политической, интеллектуальной иерархии, и именно это обстоятельство позволяет рассматривать массовую культуру в качестве феномена, обладающего признаками всеобщности. Эта всеобщность имеет качественный, а отнюдь не количественный характер, так как атрибутивной характеристикой массовой культуры является не число носителей ее ценностей, а совершенно особые качества:

  • исключительно высокая степень адаптивности,
  • производство определенного типа сознания - пассивного и нетворческого,
  • ориентация на вкусы и потребности "среднего человека",
  • использование средств массовой коммуникации как главного канала распространения и потребления ее ценностей.

Именно изменения в механизмах трансляции культурных ценностей, в механизмах социальной адаптации, социальной рекреации и социокультурной идентификации и привели к широкому распространению массовой культуры в современном обществе.

Основными функциями массовой культуры являются адаптационная, коммуникативная, социализирующая, рекреативная, идеологическая, ценностно-ориентационная. Многие факторы развития современного общества, выступающие причинами психоэмоциональных перегрузок человека, - такие как урбанизация, индустриализация, усложнение социальных функций личности, плотность информационной среды, высокий уровень социальной мобильности, - привели к развитию адаптивных и рекреационных механизмов массовой культуры, необходимых для поддержания равновесия социальной системы и ее сохранения. В условиях все возрастающей специализации знания и усложнения его знаковых кодов многие из областей высокой, элитарной культуры (художественной, научной, философской и т. п.) остаются недоступными для большинства людей, их основы в упрощенном варианте формулирует массовая культура, обладающая особой системой средств смысловой адаптации. Данная способность массовой культуры осуществлять связь между обыденным и специализированным знанием, возможно, стала на рубеже XIX-XX вв. одной из причин ее появления. Массовая культура, по существу, стала той знаковой системой, которая была равно доступна всем членам общества вне зависимости от социального статуса и степени включенности в профессиональную систему знания и смогла осуществлять ту циркуляцию смыслов и значений, которая составляет основу общественного единства и стабильности.

В современном, динамически развивающемся обществе с существенным уровнем социальной стратификации и утраченными или ставшими неэффективными традиционными способами самоидентификации массовая культура становится механизмом социализации и начинает выполнять ценностно-ориентационные функции, реализуемые, в частности, через социально маркированное потребление. Существующая в многообразии вариантов, эта культура фактически отражает вкусовую и эстетическую дифференциацию потребностей, а также сложную общественную иерархию и через потребление закрепляет эти отношения.

Здесь выводы Н.С. Злобина, сделанные философом относительно буржуазной системы духовного производства более двадцати лет назад, могут быть экстраполированы на область массовой культуры, которую, по существу, и имел в виду автор, говоря о таких параметрах западной культуры 80-х гг., как неспособность дать импульс для развития интеллекта и "души" индивидов, стремление превратить индивидуальное сознание в "функцию надличностных духовных образований, ориентированную не на освоение, не на распредмечивание и актуализацию воплощаемого в культуре исторического опыта человечества, а на утилитарное потребление, усвоение формул ролевого поведения, с целью использования этого опыта для адаптации индивида в мире вещных отношений".

Мифологизация реальности массовой культурой в эпоху индустриализма была одним из механизмов управления массовым сознанием, не способным к самостоятельному, реалистическому видению мира. В постиндустриальном обществе воздействие на массовое сознание осуществляется с помощью коммуникативных технологий, в том числе сетевых, позволяющих прямолинейные стратегии власти заменить скрытыми, неявными, а "управление" - "соблазном" (Ж. Бодрийяр) или "машинами желания" (Ж. Делез, Ф. Гваттари).

< Лекция 2 || Лекция 3: 123 || Лекция 4 >
Вераника Коротких
Вераника Коротких
Мария Чукреева
Мария Чукреева

Здравствуйте! Что писать в строке договора срок обучения и срок оказания услуг?