Государственное и политическое развитие стран Востока
1.5.1. Страны Азии и Африки в годы Первой мировой войны
Объявление великими державами друг другу войны означало автоматическое вступление в войну и их колоний. Вступление, а вернее, насильственное втягивание, колоний и полуколоний в войну имело далекоидущие последствия для народов Азии и Африки.
Во-первых, на территориях многих афро-азиатских стран развернулись военные действия. Так, в ноябре 1914 г. турецкие войска вступили на территорию Ирана, стремясь создать здесь базу для военных операций против России. Однако русские войска в ходе Сарыкамышской операции нанесли мощный удар турецким войскам, которые практические не могли оправиться от него в течение всего 1915 г. Сильные бои разгорелись в Месопотамии (Ираке), где в 1916 г. англичане потерпели поражение от турецких войск в Кут-эль-Амаре, а весной 1917 г. английские войска взяли Багдад. Бои развернулись также в Палестине, Сирии, Ливане. Военные действия за пролив Дарданеллы продолжались до 30 октября 1918 г., т. е. до подписания перемирия между Турцией и Антантой.
На Африканском континенте после подавления антианглийского восстания буров в Трансваале и Оранжевой республике в декабре 1914 - январе 1915 г. военные действия были перенесены на территорию Юго-Западной Африки. Бои здесь длились до июля 1915 г., когда германские войска прекратили сопротивление.
Того почти без сопротивления была занята англо-французскими войсками в 1914 г. В Камеруне же бои длились до 1916 г. Остатки немецких войск пробились в Испанскую Гвинею. По Версальскому договору Того и Камерун были поделены между Англией и Францией.
В Восточной Африке - в Кении и Уганде - военные действия начались в августе 1914 г. и продолжались с переменным успехом до конца 1915 г. В 1916 г. англичане собрали силы и перешли в наступление, захватив Руанду и Западную Танганьику. В ноябре 1917 г. соединенные силы Англии, Бельгии и Португалии добились окончательной победы. В боевых действиях со стороны союзников участвовали более 300 тыс. человек, главным образом из местного населения. Тысячи жителей Танганьики, Руанды, Бурунди и других стран отдали свои жизни за чуждые им интересы империалистов. Танганьика после войны отошла к Англии, Руанда и Бурунди достались Бельгии.
Во-вторых, в годы Первой мировой войны колонии служили главной тыловой базой, источниками сырья, людских ресурсов и даже поставщиками промышленных товаров для воюющих метрополий. Так, по неполным данным, во Французской Западной Африке непосредственно в армию были призваны 220 тыс. человек, а во Французской Экваториальной Африке - 20 тыс. Из призванных более 70% сражались на фронтах Первой мировой войны, главным образом в Европе. Из них как минимум 15% погибли.
Особенно много местного населения гибло на принудительных работах по сооружению военных объектов. Так, в 1915-1916 гг. в Бельгийском Конго было мобилизовано в армию большое число мужчин; женщины работали на плантациях с дополнительной нагрузкой, а мужчины, не попавшие в армию, трудились в качестве носильщиков. Десятки тысяч африканцев на своих плечах доставляли боеприпасы, продовольствие, медикаменты в действующую армию к побережью Индийского океана. Тысячи носильщиков погибли в джунглях и болотах.
Британский империализм в качестве своей экономической и военно-стратегической базы использовал Индию. Большое число индийцев участвовало в боях на Ближнем Востоке. По расходам на войну Индия занимала (после Англии) 2-место в Британской империи. Возросшие налоги, обязательные военные займы, принудительная мобилизация в армию - все это тяжелым бременем легло на плечи индийского народа. Индия снабжала английскую армию продовольствием, хотя в самой стране был голод. За 1913-1919 гг. из Индии было вывезено 5,2 млн т продовольствия.
В-третьих, Первая мировая война привела к резкому ухудшению экономического положения стран Азии и Африки. Там, где происходили военные действия, мирное население подвергалось беспощадному грабежу властей, войск, временных правителей. У крестьян проводились массовые реквизиции продовольствия, скота, зерновых и т. д. Крестьяне широко использовались на строительстве военных объектов, дорог, обслуживании воинских частей. Повсеместно катастрофически росли цены. Многие товары вообще исчезли из продажи в связи с прекращением или сокращением их импорта. Даже в странах, далеких от театра военных действий, произошли резкие нарушения в экономике, наблюдались тяжелые последствия военных действий и нарушение мировых экономических связей.
Война имела особенно тяжелые последствия для втянутых в нее азиатских стран. Наиболее показателен пример Турции, экономика которой в ходе войны была полностью разрушена. Посевные площади на территории собственно Турции за 1914-1917 гг. сократились в 2 с лишним раза, поголовье скота уменьшилось с 45,4 млн до 19 млн голов. Сбор табака упал с 50 тыс. т до 18,5 тыс., хлопка - с 24 тыс. т до 2 тыс. Добыча каменного угля снизилась в 5 раз, втрое вырос государственный долг: он достиг 500 млн лир. Расходы государственного бюджета составляли 75 млн лир, почти в 3,5 раза превышая доходы. Цены выросли в 10-15 раз и более. Так, цена на хлеб во время войны поднялась в 12 раз, на рис - в 15 раз, на масло - в 13 раз.
Однако рост цен на продукты питания не давал какого-либо выигрыша крестьянству, поскольку цены на промышленные товары выросли еще больше. Инфляция приносила выгоды спекулянтам, крупным предпринимателям, помещикам, сосредоточившим в своих руках большие запасы продовольствия.
В-четвертых, в годы войны серьезно ухудшилось положение трудящихся стран Азии и Африки. Они страдали как от экономических последствий войны, так и от прямых разрушений в ходе боев жилищ и хозяйственных построек, а также от сопровождавших войну голода, разрухи, эпидемий и т. д. Так, в 1915-1916 гг. сотни тысяч жителей Ливана, Сирии, Палестины, Ирана оказались на грани голодной смерти. Повсеместно вспыхивали эпидемии тифа и других болезней. В это время в Сирии и Ливане умерли десятки тысяч людей. В 1917 г. в Сирии от голода и болезней погибла десятая часть населения. Разразившаяся в 1918 г. всемирная эпидемия гриппа-"испанки" унесла в странах Азии и Африки миллионы жизней. Только учтенные жертвы эпидемии гриппа в Индии, здоровье населения которой было ослаблено вследствие постоянного недоедания, тяжелого труда и отсутствия элементарных санитарных условий и медицинской помощи, составили 7 млн человек. Таким образом, война принесла народам Азии и Африки невиданные и неслыханные разрушения, массовое обнищание, страдания, потери, муки голода, болезней, экономические тяготы. Вместе с этим экономическая разруха, тяжелейшие бедствия народов не препятствовали, а наоборот, часто способствовали социально-экономическим сдвигам в странах Востока, обогащению некоторых кругов буржуазии, спекулянтов, скоплению в их руках огромных денежных средств, которые они могли использовать в своих интересах после окончания военных действий. Политические и социально-экономические сдвиги в странах Азии и Африки имели далекоидущие последствия.
1.5.2. Послевоенный передел мира
С 18 января 1919 г. по 21 января 1921 г. в Париже происходила мирная конференция. Англия, США, Франция и Италия - "Большая четверка" - приступили к послевоенному урегулированию, иными словами, к дележу военной добычи.
На Парижской мирной конференции державы-победительницы разработали положения о международной организации - Лиге Наций - и одобрили ее устав. 14 февраля 1919 г. в торжественной обстановке государства подписали Устав Лиги Наций, который был включен в мирные договоры. Совет этой организации состоял из 4 постоянных членов (держав-победительниц), 4 непостоянных членов, которых периодически избирали на сессиях ассамблеи Лиги Наций. Учредителями Лиги Наций считались государства, участвовавшие в войне против Германии, а также вновь образовавшиеся государства (Геджас, Польша, Чехословакия). Кроме того, в состав Лиги Наций вошли страны, "приглашенные к немедленному вступлению" (нейтральные в годы войны Аргентина, Венесуэла, Дания, Испания, Колумбия, Нидерланды, Норвегия, Парагвай, Персия, Сальвадор, Чили, Швейцария, Швеция). В дальнейшем для вступления в Лигу Наций других государств требовалось согласие 2/3 ее членов и единогласное постановление совета Лиги.
Создание Лиги Наций стало первым шагом по формированию единого международного правового пространства. Она была призвана заниматься разрешением вопросов, связанных с экономикой, разоружением и обеспечением коллективной безопасности. Но в действительности под эгидой Лиги Наций был оформлен миропорядок, несущий отпечаток межимпериалистического сговора, отвечающий интересам прежде всего стран-победительниц. Эта двойственность стала причиной бессилия Лиги Наций в разрешении многих международных проблем.
Под прикрытием Лиги Наций, которая, согласно уставу, должна была способствовать развитию сотрудничества между народами и гарантировать их мир и безопасность, был проведен раздел колоний между странами-победительницами. Мандаты на управление имели 3 категории.
В первую категорию были включены провинции Османской империи, за которыми признавалось безусловное право на получение независимости. Но длительность переходного этапа, необходимого для создания на подмандатной территории системы самоуправления, должна была определить страна-мандатарий. До окончания переходного этапа она также обязывалась предоставить коренному населению значительную автономию в вопросах религиозной, языковой, культурной политики, а также проводить политику открытых дверей в экономической сфере. К этой категории мандатов были отнесены права Франции на Сирию и Ливан, Великобритании - на Палестину, Трансиорданию, Месопотамию (Ирак).
Во 2-ю категорию попали бывшие колонии Германии в Центральной Африке, которые не получили гарантий на независимость. Мандатарий сосредоточивал здесь всю полноту законодательной и административной власти, но возлагал на себя ответственность по отмене рабства, пресечению практики крайней эксплуатации коренного населения, ограничению набора коренного населения в вооруженные формирования, контролю за распространением оружия и алкоголя, развитию системы образования и здравоохранения. Кроме того, мандатарий обязывался проводить политику открытых дверей в экономической сфере. На таких принципах Франция получила право на управление частью Того и Камеруна, Великобритания - частью Того и Камеруна, а также Германской Восточной Африкой (Танганьикой), Бельгия - регионом Руанда-Урунди.
В 3-ю категорию вошли бывшие германские колонии на Тихом океане, в Юго-Западной и Юго-Восточной Африке, которые практически превращались в колониальные владения стран-мандатариев. На мандатариев не возлагались какие-либо обязательства, в том числе не предполагалась и политика открытых дверей. К этой категории подмандатных территорией были отнесены Новая Гвинея (мандат Австралии), Западная Самоа (мандат Новой Зеландии), о. Науру (мандат Великобритании), Марианские, Каролинские, Маршалловы острова (мандат Японии), Юго-Западная Африка (мандат Южно-Африканского Союза).
Мандатная система пропагандировалась лидерами Лиги Наций как принципиально новый шаг во взаимоотношениях ведущих мировых держав и народов Востока, как преодоление традиций колониализма и переход к поддержке позитивного развития отсталых регионов, включению их в лоно человеческой цивилизации. Но в действительности речь шла о переделе колониальных владений между странами-победительницами. Особенно значительно расширились колониальные владения Англии и Франции. Деловые и политические круги США, Японии и Италии, напротив, считали распределение мандатов несправедливым, не учитывающим реальное соотношение экономического и военно-политического потенциала ведущих держав мира.
Попытки стран-метрополий укрепить и расширить свое влияние на Востоке наталкивались на растущее сопротивление народов Азии и Африки. Третья англо-афганская война завершилась в 1919 г. отступлением английского экспедиционного корпуса из Афганистана. В последующие годы Афганистан, а также Иран и Турция сумели укрепить своей международный суверенитет. Большую роль в этом сыграла поддержка со стороны СССР. Во многих регионах Азии и Африки ширилось антиколониальной движение. Восстание в Египте в 1919 г. заставило Великобританию отказаться от протектората над этой страной, сохранив лишь контроль над Суэцким каналом. На протяжении всего межвоенного периода не утихала антиколониальная борьба в Южном Китае, Индии и Ливии, в 1918-1919 гг. произошло антиколониальное восстание в Индонезии, в 1920 г. - в Ираке, в 1921-1926 гг. - в Марокко, в 1925-1927 гг. - в Сирии. По мере роста национально-освободительного движения и обострения внутриполитических проблем в самих метрополиях создавались предпосылки для пересмотра принципов колониальной политики. Первый шаг в этом направлении был сделан Великобританией - единственной страной, располагавшей крупными белыми переселенческими колониями.
Рост экономической и политической самостоятельности белых колоний заставил британское правительство еще с конца XIX в. начать правовую реформу имперского устройства. Наиболее развитым переселенческим колониям было предоставлено право на самоуправление и соответствующий статус доминиона (с англ. dominion - "владение"). В 1867 г. доминионом стала Канада, в 1901 г. - Австралийский Союз, в 1907 г. - Новая Зеландия. С 1887 г. под председательством британского премьер-министра начали созываться колониальные конференции - консультативные совещания представителей правительств белых колоний (Канады, Австралии, Новой Зеландии, Южной Африки, Ньюфаундленда). С 1907 г. эти конференции получили название имперских. Тогда же (помимо внутреннего самоуправления) доминионы получили право на участие от своего имени в международных отношениях, в том заключение самостоятельных договоров, участие в международных совещаниях, организацию дипломатического представительства в иностранных столицах. Но все эти права осуществлялись под контролем метрополии, что вызывало недовольство правительств доминионов. Поддерживая идею реформы колониальной системы, они требовали и отказа от самого имперского принципа. На военной имперской конференции 1917 г. Канада, Австралия и Южно-Африканский Союз добились принятия резолюции о необходимости признания доминионов в качестве автономных государств Имперского Содружества, проведения с ними постоянных консультаций британского правительства по всем делам, имеющим общий имперский интерес. На той же конференции генерал А. Сматс, представитель Южно-Африканского Союза, предложил и новое название для формирующегося межгосударственного объединения - Британское Содружество наций. Официально этот термин впервые появился в резолюции имперской конференции 1918 г., а окончательно был закреплен в договоре 1921 г. о создании ирландского доминиона. Все доминионы еще в 1920 г. вошли в состав Лиги Наций как самостоятельные члены.
Принципы Содружества были развернуто сформулированы на имперской конференции 1926 г. В соответствии с Докладом Бальфура Содружество было определено как свободное объединение Соединенного Королевства и доминионов Канады, Австралии, Новой Зеландии, Южной Африки, Ирландского свободного государства и Ньюфаундленда. Критерием членства стал статус доминиона. Поэтому колонии, включая Индию, получившую с 1917 г. право участвовать в имперских конференциях, в Британское Содружество наций не вошли. Но создание Содружества положило начало политико-правовой перестройке британской колониальной империи. Процесс формирования Британского Содружества наций завершился с принятием имперской конференцией 1931 г. Вестминстерского статута. В этом документе более четко трактовался принцип единства и верности короне: член Содружества был обязан сохранять монархическую форму правления и не имел права на односторонний выход из Содружества. Изменения в английском праве престолонаследия или королевском титуле, в свою очередь, отныне требовали согласия парламентов государств - членов Содружества. Было установлено, что к доминионам более не применяется выражение "колония". Это предполагало предоставление им свободы в развитии национального законодательства. Согласно Вестминстерскому статуту британский парламент получил право законодательствовать для доминионов только по их просьбе и с их согласия.
На протяжении межвоенного периода британской дипломатии пришлось столкнуться с решением еще одной сложнейшей проблемы постколониального урегулирования - палестинским вопросом. Идея возвращение евреев на историческую родину в Палестину (Сион) имела религиозные корни и длительную предысторию, но особую актуальность приобрела с конца XIX в. В 1860 г. в Париже под патронажем французской ветви семьи Ротшильдов был организован Всемирный израильский союз - первая международная организация сионистского толка. В августе 1897 г. в Базеле состоялся первый конгресс Всемирной сионисткой организации. Сионистское движение провозгласило своей целью создание предпосылок для превращения Палестины в сионистское государство, развертывание соответствующей пропагандистской деятельности в европейских еврейских общинах, укрепление организационной структуры мирового сионизма. Но предполагаемое создание (воссоздание) независимого еврейского государства не могло быть достигнуто без международной поддержки. Осознавая это, лидеры сионистского движения изначально сделали ставку на лоббирование своих целей среди государственно-политической элиты ведущих стран мира, прежде всего - Великобритании.
В 1902 г. британское правительство предложило для заселения евреями часть Синайского полуострова (план Эль-Ариш), а в 1903 г. - проект переселения евреев в Уганду (Восточная Африка). Однако 7-й конгресс сионистского движения в 1905 г. отверг эти предложения. Сионизм без Сиона был политически несостоятелен. На пути же переселения в Палестину стояло два препятствия - власть над этой провинцией Османской империи и местное арабское население. Первая из этих проблем решалась итогами Первой мировой войны и распадом самой Османской империи, при решении второй сионисты вновь полагались на поддержу британцев. Уже в 1916 г. Великобритания и Франция подписали секретный договор о разделе разваливающейся Османской империи. Согласно этому договору палестинский регион отходил в сферу влияния Великобритании. Спустя год позиция британского правительства была заявлена официально. 2 ноября 1917 г. министр иностранных дел Великобритании А. Бальфур направил лорду Лайонелу Ротшильду, принадлежавшему к лондонской ветви известных финансистов, покровителю сионистских организаций, послание, которое стало известно как декларация Бальфура. В этом документе признавалось право евреев на создание в Палестине еврейского национального очага и заявлялось о готовности британского правительства приложить все усилия к облегчению достижения этой цели. Помимо влияния сионистского лобби, такая позиция диктовалась стремлением британских политических кругов закрепить свое влияние на Ближнем Востоке, создать опору в лице еврейских переселенцев в стратегически важном районе между Египтом и Ираком.
На Парижской мирной конференции представителям сионистских организаций удалось убедить делегации ведущих держав (и прежде всего американскую) в необходимости международно-правового решения палестинской проблемы. Но поскольку США в дальнейшем отстранились от формирования мандатной системы и деятельности Лиги Наций, то практическое решение этого вопроса целиком перешло в руки британского правительства. Окончательно британский мандат на Палестину был оформлен в июле 1922 г. Но к этому времени выяснилось, что Великобритания занимает отнюдь не безоговорочно просионистскую позицию. Британское правительство было весьма заинтересовано и в благожелательном отношении местного арабского населения. Еще в годы войны британские политики завязали контакты с влиятельными арабскими лидерами, главным образом с шейхом Мекки Хусейном. Пытаясь получить поддержку арабов в ходе боевых действий против Турции, англичане обещали признать право местного населения на создание независимой Арабской конфедерации. В послевоенные годы британское правительство попыталось найти приемлемый компромисс между интересами евреев-переселенцев и арабов. В 1922 г. было принято решение об отделении Трансиордании от Палестины и создании на ее территории независимого королевства под управлением эмира Абдаллы. В самой Палестине англичане рассчитывали организовать условия для притока еврейских переселенцев, но не создания их моноэтнического государства. Такая позиция не устроила ни евреев, ни арабов. В 1920-1930-х гг. Палестина стала очагом острых этно-конфессиональных конфликтов. Решить эту проблему британская администрация так и не сумела.