Опубликован: 20.10.2016 | Доступ: свободный | Студентов: 949 / 118 | Длительность: 24:56:00
Лекция 5:

Правовое регулирование внутрифирменной деятельности

< Лекция 4 || Лекция 5: 1234 || Лекция 6 >

5.1. Понятие и основные положения корпоративного права

Предприятие любой организационно-правовой формы представляет собой производственно-хозяйственную, социальную и экологическую систему, деятельность которой определяется ее внутренней организацией и отношениями с внешней средой (другими субъектами хозяйствования). Правовые институты и нормы хозяйственного права, устанавливаемые законодательством и иными правовыми актами государственных органов, нацелены в первую очередь на регулирование типичных хозяйственных отношений, складывающихся между субъектами хозяйствования. Многообразие реальных хозяйственных отношений (их нетипичность), присущее предпринимательству, стремление к непрерывному обновлению и гибкости, готовность идти на обоснованный риск вызвали к жизни разнообразные методы правового воздействия (ориентация на обычаи делового оборота и договорные отношения).

Однако способ действия производственной системы, ее эффективность при заданном состоянии внешней среды зависят от внутренней организации системы, которая только укрупненно может быть регламентирована законодательными нормами (как, например, ГК РФ устанавливает основные параметры внутренней организации предприятий различных организационно-правовых форм). Более детально параметры внутренней организации производственной системы и правовые нормы, регулирующие отношения внутри организации, устанавливаются корпоративными (внутрифирменными) документами. В связи с этим корпоративное право стало неотъемлемой частью правовой системы.

Корпоративное право - это система правил организации деятельности и правил поведения, разработанных на предприятии (в организации) и выражающих согласованную волю собственника имущества и коллектива, руководствующихся этими правилами.

Широкий опыт разработки и внедрения корпоративных норм на российских предприятиях показывает, что они могут быть эффективным инструментом организации деятельности только в том случае, когда эти нормы разрабатываются теми, кто в дальнейшем ими руководствуется, т.е. когда рациональность той или иной нормы ясна и понятна. Даже в случае когда организационный проект, зарекомендовавший себя на одном предприятии, передается другому предприятию, он подвергается существенной переработке применительно к особенностям организации и стилю поведения коллектива. Так было с проектами комплексной системы управления качеством продукции: несмотря на наличие типового проекта и проектов ряда передовых предприятий, каждое предприятие разрабатывало свой проект. Это явление хорошо известно и в теории нововведений получило название "переизобретение". Без переизобретения нововведение (новая правовая норма) может не получить признания и его использованию будет оказываться сопротивление.

В хозяйственном праве предметом корпоративного правового регулирования являются следующие:

1. Организация деятельности компании (предприятия, организации) в целом, в том числе:

  • общие основы организации деятельности (нормы устанавливаются уставом);
  • управление деятельностью (нормы устанавливаются системой нормативных документов на основе разработки оргпроекта системы управления);
  • ответственность за деятельность (нормы устанавливаются на основании разработки оргпроекта системы ответственности).

2. Организация внутрифирменного предпринимательства, в том числе организация и деятельность:

  • автономных предпринимательских подразделений;
  • интрапренерских подразделений (интрапредприятий), осуществляющих инновационную деятельность;
  • подрядных подразделений;
  • подразделений, работающих на условиях аренды и лизинга.

3. Ассортимент и качество выпускаемой продукции; процессы производства; процессы хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции; работы и услуги (нормы устанавливаются стандартами предприятий, техническими условиями, системой добровольной сертификации, договорами с потребителями).

4. Механизмы деятельности и управления, в том числе:

  • внутренние цены предприятия;
  • внутренние финансовые отношения;
  • ценные бумаги корпораций.

В настоящей главе мы рассмотрим методологические и методические основы корпоративного правового регулирования организации деятельности акционерного общества.

В хозяйственной деятельности предприятий корпоративное правовое регулирование осуществляет ряд функций.

1. Первичное правовое регулирование - правовое регулирование организации и деятельности предприятия в тех областях, где не осуществляется государственное регулирование.

2. Детализация, конкретизация и адаптация законодательных норм применительно к особенностям предприятия.

3. Реализация законодательных предписаний: отбор из законов и государственных правовых актов тех предписаний, которые распространяются на предприятие; их толкование и выявление новых возможностей совершенствования хозяйственных правоотношений с другими субъектами хозяйственной деятельности; распределение задач по их исполнению между подразделениями и службами предприятия; организация контроля исполнения.

4. Ускоренное распространение механизма правового регулирования на новые области и методы деятельности в целях поддержки и внедрения прогрессивных нововведений.

5. Адаптация прошлого опыта к новым условиям и передового опыта других предприятий и организаций к особенностям своего предприятия.

В хозяйственном корпоративном праве используются различные виды норм, в частности:

производственные нормы, не влияющие на отношения предприятия с внешней средой (нормы выработки, нормы эксплуатации оборудования, нормы охраны труда и т.д.);

производственно-хозяйственные нормы, непосредственно влияющие на отношения предприятия с внешней средой - с поставщиками сырья и оборудования, подрядчиками, потребителями продукции (нормы запасов сырья и материалов, нормы запасов готовой продукции, технические условия на поставку продукции и т.д.);

организационно-административные нормы (нормы организации производства и труда, управления деятельностью и ответственности за деятельность);

экономические нормы (внутренние цены, нормы формирования фондов предприятия: заработной платы, развития производства, выплаты дивидендов и т.д.);

социальные нормы - неписаные нормы, создаваемые в процессах коллективного труда (корпоративные обычаи и традиции, деловые обыкновения, этические и эстетические нормы).

Методы нормотворчества при разработке корпоративных норм разнообразны, но имеют общую методологическую базу. Этой базой является системный анализ проблем (принятия решения), дополняемый алгоритмом согласования и утверждения решения (разработанной нормы).

Особенности метода нормотворчества определяются прежде всего природой конкретного метода установления нормы регулируемого параметра при разработке вариантов нормы. Так, при стандартизации параметров качества в технических условиях на продукцию используются методы:

  • унификации изделий;
  • нормирования показателей качества;
  • формирования параметрических рядов однородных изделий;
  • систематизации видов продукции.

При разработке системы ответственности руководителей и специалистов предприятия используется метод систематизации показателей деятельности и расчленения системы по зонам ответственности.

< Лекция 4 || Лекция 5: 1234 || Лекция 6 >