Опубликован: 20.10.2016 | Доступ: свободный | Студентов: 949 / 118 | Длительность: 24:56:00
Лекция 4:

Особенности правового положения народных предприятий

< Лекция 3 || Лекция 4: 1234 || Лекция 5 >
Аннотация: Особенности создания и правового положения народных предприятий (НП), права и обязанности акционеров этих предприятий и меры по защите их прав и интересов определены Федеральным законом от 19 июля 1998 г. № 115-ФЗ "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)"(далее в рамках данной главы - Закон). Принятие этого Закона является радикальным нововведением в области организационно-правовых форм предприятий, позволяющим преодолеть или ослабить последствия целого ряда ошибок, допущенных в процессе приватизации. По сути Закона народным предприятием признается акционерное общество, в котором трудовому коллективу (работникам предприятия) принадлежит пакет акций, номинальная стоимость которых составляет более 75% его уставного капитала. Это означает, во-первых, что внешние акционеры при голосовании по принципу "одна акция - один голос" не будут иметь числа голосов, позволяющего им блокировать принятие общим собранием акционеров решений по важнейшим вопросам организации и деятельности общества, требующих большинства в ^{3}/_{4} голосов. Трудовой коллектив, таким образом, может по любому вопросу принять решение, отражающее его интересы. Во-вторых, акции народного предприятия, как будет показано дальше, менее мобильны, чем акции открытого акционерного общества (реже переходят от одного владельца к другому). Если сгруппировать особенности правового положения народного предприятия, установленные Законом, то можно сказать, что Закон: определяет модель акционерной собственности, в которой преобладают мелкие пакеты акций, распределяемые среди работников предприятий пропорционально их доле в оплате труда (или распределяемые по другому аналогичному параметру). Переход к такой модели позволяет значительно уменьшить имущественное расслоение работников предприятия и усилить хозяйственную мотивацию трудового коллектива; радикальным образом расширяет возможности акционерной демократии. Усиление демократии стало возможным в результате сочетания принципов "одна акция - один голос" и "один акционер - один голос" при принятии решений на общем собрании акционеров, расширения компетенции общего собрания и усиления контрольных функций со стороны трудового коллектива. Введение таких правовых норм позволяет повысить роль работников предприятия в управлении, что в свою очередь должно положительно отразиться на качестве управления, мотивации высококачественного производительного труда работников и хозяйственной мотивации коллектива; распространяет организационно-правовую форму народного предприятия на широкий круг предприятий различного масштаба (с числом работников примерно от 50 до 4000-5000) и предоставляет возможность преобразования в народные предприятия коммерческих организаций различных правовых форм, что создает перспективы широкого распространения народных предприятий по мере реализации ими своих преимуществ. Вместе с тем следует иметь в виду, что Закон снижает возможности самофинансирования развития производства, так как устанавливает определенную норму размещения акций среди внешних акционеров (менее 25% уставного капитала). Эта правовая норма ограничивает область распространения данной организационно-правовой формы (народного предприятия) производствами со стабильной и плодотворной технологиями, не требующими крупных инвестиций в их развитие.

4.1. Создание народного предприятия и формирование его уставного капитала

Cоздание НП допускается только путем преобразования коммерческой организации. В НП может быть реорганизовано любое хозяйственное товарищество, производственный кооператив и любое хозяйственное общество, за исключением открытых акционерных обществ, в которых работникам предприятия принадлежит менее 49% уставного капитала.

Для преобразования в народное предприятие необходимо:

  • решение участников коммерческой организации, принятое в порядке, установленном законодательством и учредительными документами этой организации. Это решение должно быть принято не менее чем ^{3}/_{4} голосов от списочной численности участников коммерческой организации. Те из участников, которые голосовали против преобразования, имеют право предъявить требование о выкупе своих акций (паев, долей) полностью или частично;
  • согласие работников коммерческой организации на ее преобразование в народное предприятие;
  • заключение договора о создании народного предприятия между участниками коммерческой организации и работниками предприятия, решившими стать акционерами народного предприятия (договор подписывается всеми лицами, решившими стать акционерами НП);
  • сформировать уставный капитал народного предприятия путем обмена акций преобразуемой коммерческой организации на акции народного предприятия и оплаты работниками (решившими стать акционерами) не менее 50% стоимости того количества акций народного предприятия, которое в соответствии с договором должно им принадлежать на момент создания НП;
  • разработать устав народного предприятия;
  • зарегистрировать новое юридическое лицо и внести в ЕГРЮЛ запись о прекращении деятельности преобразованной коммерческой организации. В соответствии с Законом об акционерных обществах с этого момента к народному предприятию переходят все права и обязанности преобразованной коммерческой организации.

Договор о создании НП. Содержание договора должно соответствовать требованиям Закона об акционерных обществах (п. 5 ст. 9) и дополнительным требованиям Закона об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий). В нем определяется порядок осуществления учредителями (участниками преобразуемой коммерческой организации и ее работниками, решившими стать акционерами народного предприятия) совместной деятельности по созданию НП, размер уставного капитала НП, номинальная стоимость и порядок оплаты акций НП, права и обязанности учредителей по созданию НП. Помимо этого, договор должен содержать:

  • сведения о количестве акций НП, которыми может владеть в момент создания: каждый работник образуемого НП; каждый участник преобразуемой коммерческой организации, не являющийся ее работником; каждое физическое лицо, не являющееся ее участником, и (или) юридическое лицо;
  • денежную оценку акций (долей, паев) преобразуемой коммерческой организации;
  • условия, сроки и порядок выкупа народным предприятием акций у его акционеров;
  • указание формы оплаты акций народного предприятия или порядка обмена акций (долей, паев) преобразуемой коммерческой организации на акции НП каждым акционером в момент создания НП.

Приведем некоторые соображения по определению менового соотношения при обмене акций преобразуемой коммерческой организации на акции НП. Пусть коммерческая организация до ее преобразования имела:

  • уставный капитал - УК;
  • стоимость чистых активов - ЧА;
  • количество акций - \eta;
  • номинальную стоимость акции - Р_{н}.

Уставом народного предприятия на момент его создания определены:

  • уставный капитал - УК;
  • количество акций - m;
  • номинальная стоимость акции - Р_{н};
  • стоимость чистых активов осталась без изменений.

Пусть


Из этого следует, что


Уставный капитал по своему назначению определяется из условия гарантии интересов кредиторов предприятия, и его величина задается в первую очередь. На основе величины уставного капитала определяется номинальная стоимость и количество размещаемых акций.

Законом установлено, что номинальная стоимость акций народного предприятия не может быть более 20% от минимального размера оплаты труда. Эта норма, очевидно, введена для того, чтобы облегчить приобретение акций работниками предприятия. Если общее собрание акционеров своим решением определило номинальную стоимость акции (\overline{P}_{н}), то тем самым установлено меновое соотношение номинальных цен (Р_{н}/\overline{P}_{н}) - количество акций преобразуемой коммерческой организации за одну акцию народного предприятия.

Например, Р_{н} = 40 руб.; m\overline{P}_{н} = 20 руб.

Меновое соотношение в этом случае будет 40 : 20 = 2, т.е. обмен должен осуществляться в соотношении: две акции народного предприятия за одну акцию преобразуемой коммерческой организации.

Тогда количество акций народного предприятия на момент его создания определяется следующим образом:


Если, например, \eta_{2} = 0,4; \eta _{1} = 0,25; n = 100 000; Р_{н}/\overline{P}_{н} = 2, то m = 100 000 * 0,4 / 0,25 * 2 = 320 000.

Если для удобства распределения акций среди работников НП целесообразно иметь другое количество акций, то необходимо изменить меновое соотношение. Например, установив номинальную стоимость акции 10 руб., получим меновое соотношение - четыре акции народного предприятия за одну акцию преобразуемой коммерческой организации (Р_{н}/\overline{P}_{н}= 4). В данном случае количество акций следует увеличить до 640 000.

Можно также изменить величину вновь формируемого уставного капитала НП. Например, установив его в размере 0,5 от стоимости чистых активов (\eta _{2} = 0,5), при меновом соотношении 2 будем иметь количество акций народного предприятия на момент его создания:


Однако при определении размера уставного капитала следует исходить не только из условия создания гарантий для кредиторов, но и из возможностей размещения акций среди работников предприятия, особенно тех, кто не является акционером преобразуемой коммерческой организации.

Выкуп избыточного количества акций. В результате заключения договора о создании НП у ряда работников предприятия - участников коммерческой организации может оказаться (с учетом менового соотношения) избыток акций, которые не подлежат обмену на акции народного предприятия. В этом случае народное предприятие обязано в течение одного месяца после даты его создания заключить договоры купли-продажи принадлежащих данным работникам акций. При этом выкупная цена акций не может превышать их рыночную стоимость.

Алгоритм создания народного предприятия представлен на схеме 4.1.

Схема 4.1. Алгоритм создания народного предприятия (НП): КО - преобразуемая коммерческая организация

Схема 4.1. Алгоритм создания народного предприятия (НП): КО - преобразуемая коммерческая организация
< Лекция 3 || Лекция 4: 1234 || Лекция 5 >