Опубликован: 27.07.2016 | Доступ: свободный | Студентов: 3596 / 1133 | Длительность: 13:20:00
Специальности: Психолог
Лекция 3:

История призрения и благотворительности

< Лекция 2 || Лекция 3: 123456 || Лекция 4 >
Аннотация: Благотворительность - оказание материальной помощи нуждающимся как отдельными лицами, так и организациями: участие этих лиц и организаций в социальной поддержке уязвимых групп населения, прежде всего детей и семей с низким достатком, инвалидов, стариков. В давние времена общественное призрение определялось как организованная форма благотворительности. В советское время на смену ему пришли понятия социального обеспечения и социальной защиты. Но в наши дни традиция общественного призрения снова возрождается. История становления системы призрения детей в России - это история возникновения и развития идей попечительства о детях, родители которых отказались от их воспитания. Иными словами, речь должна идти о социальном сиротстве и нищенстве. Специалисты выделяют три вида борьбы с нищенством: запретительно-репрессивную, систему общественного и частного призрения, социальную политику.

3.1. Ранняя Европа

В древности общественного призрения сирот как социального института не существовало. Индусы, чтобы избавить себя от излишнего бремени, бросали сирот в реку Ганг. Китайцы продавали детей, а слабых оставляли на произвол судьбы. Сирийцы и карфагеняне приносили детей в жертву богам. Спартанцы убивали слабых детей, а крепких выращивали на счет государства. Первыми стали проявлять гуманность по отношению к сиротам афиняне: законами Солона и Писистрата (VI в. до н.э.) предписывалось гражданам призрение сирот. Величайшие умы античности, в том числе Аристотель, не знали благотворительности в собственном смысле, а Сенека говорит только о благотворении достойным.

Древние греки и римляне старались по возможности избегать самого вида нищеты, которая внушала им одно лишь отвращение и ужас; встретить нищего считалось даже дурным предзнаменованием. Иногда римские писатели как будто возвышались до понятия человечности и рассуждали о сострадании. Выкупать пленных, обогащать бедных, говорит Цицерон, значит тоже служить государству. У Плиния находим прекрасные слова о том, что нужно разыскивать и поддерживать тех, кто находится в нужде, окружая их как бы товарищеским союзом. Так мыслили и так поступали лучшие люди Рима. Но обычная благотворительность римских богачей носила другой характер: это была собственно не благотворительность, а тщеславная расточительность. У римлян в V в. законом Двенадцати Таблиц допущено было подкидывание детей на площади для принятия на воспитание желающими, и лишь с утверждением империи стала проявляться забота о детях. Император Август, царствовавший на рубеже христианской эры, учредил особый фонд для покупки на проценты с него сиротам одежды и продовольствия; на последнее отпускалась еще некоторая часть хлеба из общественных амбаров.

Никто так не изменил историю человечества, как историки.

Израильтяне, считая детей даром от Бога, одними из первых стали проявлять заботу о сиротах. По закону Моисея евреи обязаны были делиться с детьми плодами, собранными народом; на содержание покинутых детей отчислялась определенная доля золота, хранившегося в храме для нищих. Возможно, поэтому в их среде и зародилось христианство.

Когда христианство начало проникать в Римскую империю, здесь появились разного рода богоугодные заведения, которых во времена язычества совсем не существовало. В языческую эпоху обычное право предоставляло воспитателю бездомного ребенка власть обратить его в своего раба. Императоры первых веков христианства, покровительствуя бездомным детям, принуждены были выбирать одно из двух: или ребенок погибнет без помощи, или же, оставшись живым, сделается рабом своего воспитателя, призревавшего ребенка зачастую ради утонченного разврата.

В конце I в. выход нашел римский император Кокцей Маркус Нерва (96-98 н.э.), издавший закон о воспитании детей за общественный счет. Он открыл своим царствованием одну из самых блистательных эпох в истории Римской империи. Но выше него оказался его преемник Траян (98-117 н.э.), прославившийся своими военными подвигами. Еще больших успехов он добился на гражданском поприще: народ боготворил его еще при жизни. И не случайно. Император Траян первым стал учреждать особые дома для призрения покинутых детей (alimentatio) не только в Риме, где их воспитывалось более 5 000, но и в других городах. До наших дней дошло изображение Траяна, на котором он представлен окруженным детьми, призреваемыми его alimentatio. Последующие императоры в заботах о благосостоянии своих подданных повсеместно учреждали воспитательные дома.

С распространением христианства в Европе в IV-VI вв. н.э. , а затем утверждением его в качестве государственной религии ситуация начинает меняться. Христиане - и это проходит через всю раннехристианскую литературу - призывали к себе нищих, вдов, сирот, калек, блудниц, т.е. всех отверженных по нормам общинной морали древних обществ. Идея христианского милосердия означала помощь всем страдающим независимо от причин страдания; милосердие было направлено на отдельную личность, и в этом отношении христианская благотворительность отличалась от коллективных раздач и общественных пиршеств Древнего мира. Милосердие - один из компонентов христианской нравственности. Согласно евангельской традиции Иисус учил религии бескорыстия, самопожертвования, прощения. Первые христиане провозглашали нормативную нравственность, включавшую любовь к врагам, воздаяние добром не только за добро, но и за зло. Согласно новому учению о любви к ближнему и "малым сим" призрение детей стало нравственным долгом каждого человека. Церковь считала все свое имущество достоянием бедных, хотя верующие приносили епископу также специальные пожертвования для целей благотворительности.

Собранные таким путем деньги шли на пропитание и похороны неимущих, на поддержку убогих, сирот, а также беспомощных стариков, которые не в состоянии больше покидать свое жилище, на помощь потерпевшим кораблекрушение, присужденным к работам в рудниках. Апостол Иаков писал, что настоящая вера заключается в призрении сирот. По словами св. Апостола Павла: "При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет" (2 Кор. 9, 6). Климент Римский восхваляет гостеприимство и подчеркивает его в своем послании к христианам Коринфа как их главное достоинство. Он сообщает, что многие христиане добровольно шли в тюрьму, чтобы освободить других, и многие становились рабами, чтобы на уплаченные за них деньги выкупить других.

Мы все стоим у черты бедности, правда, по разные ее стороны.

В. Туровский

В эпоху нашествия варваров и переселения народов делом призрения детей занялись монастыри. В ХI-XII вв. в Западной Европе возникают странноприимные ордена, поставившие себе обязанностью собирать бродячих детей и воспитывать их. Весь груз заботы о сиротах на протяжении нескольких веков несла на себе Церковь, а в XIV-ХVI вв. она подключила к социальной опеке местные общины и крестьянский мир. В них создавались особые дома для призрения бедных - детей и взрослых.

Планомерная забота о детях, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, началась в США, как и в Европе, в ХVIII в., с открытия воспитательного дома для сирот в Новом Орлеане (1829). Много детских домов было открыто после длительного голода 1850 г., но особенно после Гражданской войны 1861-1865 гг. Они спасали детей и от смерти, и от преступлений.

Американский педагог Вильям Джордж еще молодым человеком начал работать с "детьми улицы". В одном из рабочих кварталов Нью-Йорка он организовал клуб для трудных подростков. Позже он устроил летний лагерь для детей около г. Итака - "Республику молодежи". Здесь находились церковь, школа начальная, школа повышенного типа, здание для спортивных занятий - "гимназиум"; булочная, мебельная и швейная мастерские, ферма. Дети жили в 15 двухэтажных коттеджах. Республика во Фривилле существовала на средства, заработанные "республиканцами". И могла позволить себе еще и прачечную, типографию, где печатался ежемесячник "Гражданин"; "капитолий" - административное здание, где решались все жизненные вопросы. Республика имела свою конституцию. Законодательная власть была представлена городским собранием, исполнительная - президентом и его кабинетом, избиравшимися на год. В основу работы Республики были положены два принципа: самоуправление и труд, при этом каждый из ее 170 граждан мог работать вне учреждения. Контроль над детьми был минимальным. Успех деятельности Республики был феноменален. Все ее выпускники прекрасно устроились: адвокатами, бизнесменами, журналистами, преподавателями колледжа.

Подобные "республики" вскоре стали возникать по всей стране. Особенно славились Республики в Редингтоне (штат Пенсильвания) и в Аннаполисе Джанкшон (штат Мэриленд). В начале 20-х гг. их было более 10, а в середине 1920-х гг. стала работать Национальная ассоциация "Республик молодежи", сдружившая юных граждан и помогавшая их согражданам-педагогам в организации работы.

Позднее в США стали открываться и другие учреждения для детей и подростков, например Детская деревня в штате Нью-Йорк. Она была предназначена только для малолетних правонарушителей. Дети жили семейными группами в 33 коттеджах, в которых был только "отец коттеджа". Работа с детьми велась по тому же принципу, как в "республиках молодежи": самоуправление, труд, учеба, отдых, спорт.

В 1895 г. в Калифорнийской школе технических наук была впервые применена "система руководства" "гайденс". "Гайденс" - это помощь, оказываемая учащимся специальными консультантами-воспитателями. Первоначально они помогали учащимся в выборе профессии. Затем сфера их деятельности значительно расширилась. Они стали заниматься и профилактикой делинквентного поведения молодежи.

В Германии в эпоху Средневековья помощь бедным была организована при церквах и монастырях и реализовывалась в больницах, домах для бедных и сиротских приютах. В небольших городах создавались ремесленные цеха и товарищества с твердыми традициями, которые тоже брали на себя заботу о нуждающихся согражданах. После Реформации, согласно Всеобщему земельному законодательству Пруссии от 1794 г., ответственность за бедных и больных постепенно сместилась к местным властям, что привело к созданию "полиции бедных", направлявшей нищих в работные дома, индустриальные школы, каторжные тюрьмы.

В большинстве немецких земель в ХIX в. была принята так называемая эльберфельдская система общественного призрения. Эльберфельдская система (Elberfelder System) получила название от города Эльберфельд. Ее основная задача - осуществление контроля условий жизни бедняков и привлечение добровольцев для их обслуживания или оказания помощи на дому. Каждый случай бедственного положения должен был рассматриваться индивидуально. Покровительство заключалось в устройстве на работу нуждающихся. Отбор кандидатов происходил по рекомендации церкви на собрании городских распорядителей. 280 квартир Эльберфельда были закреплены за конкретными добровольцами, каждому из которых вменялись в обязанность по 2-4 посещения на дому и обработка анкет. Необходимость предоставления помощи подтверждалась каждые 14 дней, и при соответствующем обосновании предоставление услуг по оказанию помощи возобновлялось. Большее число городских квартир было объединено в округа, руководимые начальником округа. Начальники округов в свою очередь подчинялись городскому управлению по делам бедняков, которое состояло из председателя, четырех городских распорядителей и четырех простых граждан.

Факты

В Америке протестантские церкви выделяют на социальные проекты 40 млрд долл. в год.

При этом применялись довольно жесткие меры - вплоть до принудительного помещения бродяг, нищих, неработающих и сомнительных (в плане соблюдения правопорядка) лиц в учреждения типа "Трудовой приют для бедных". Такие приюты существовали в стране чуть ли не с ХV в. Помещались туда лица мужского пола, преимущественно пожилые, хотя было и много молодежи от 14 лет до 21 года. Они все были обязаны работать, находясь под контролем работников приютов.

В 1907 г. на смену эльберфельдской системе приходит страсбургская система. Если первая осуществлялась на местном уровне силами волонтеров, то вторая охватывала государственный уровень и требовала профессиональных работников.

Охрана прав детей в Скандинавии, как и везде в Западной Европе, находилась на высоком уровне. Каждое детское учреждение (приют, воспитательный дом) имело своего юрисконсульта. С его помощью защищались имущественные и другие права ребенка, решались все спорные вопросы. Нерадивых родителей иногда принудительно привлекали к исполнению своих обязанностей, по крайней мере - к участию в расходах на воспитание детей.

В скандинавских странах - Швеции, Норвегии, Дании (Финляндия до 1919 г. входила в состав России) - широко использовалось воспитание сирот и подкидышей в семьях. Воспитательные дома осуществляли главным образом функции приема и распределения. В Стокгольмский Общественный детский дом, открытый в 1753 г., в день рождения сестры короля принцессы Софии, принимались сироты, подкидыши, дети из семей до 6 лет за плату, дети незамужних и неимущих матерей, находившихся под покровительством Стокгольмского попечительства о бедных. Когда сиротам и подкидышам исполнялось полгода, их направляли на воспитание в семьи. Детей отдавали на воспитание прошедшим курс по уходу за детьми одиноким женщинам, вдовам, бездетным замужним женщинам. Им платили за воспитание детей и давали поощрительные премии.

В Дании в начале XIX в. семьи-приюты иногда объединялись в колонии. Колония "Добрая надежда", например, объединяла четыре семьи-приюта: 80 детей и 8 взрослых. Летом дети из "Доброй надежды" жили в семьях зажиточных крестьян. Крестьянские дети во время экскурсий в Копенгаген жили в колонии. В приюте для девочек-сирот и дочерей беднейших родителей, который располагался в имении графини Даннер, было 400 девочек, составлявших 20 семей. Каждая семья занимала отдельный дом с садом и огородом. Девочек учили домоводству и различным рукоделиям. Их готовили в прислуги и после выхода из приюта направляли в услужение.

По закону о покинутых детях, принятому в Дании к концу XIX в., на помощь попечителей имели право дети до 15 лет, дети, брошенные родителями, и дети, которых приходилось изымать из семей (из-за дурного обращения с ними или испорченности родителей). Детей, изъятых из семей, редко направляли в приюты. Главным образом их передавали на воспитание и полное содержание частным лицам. Предпочтение отдавалось сельским жителям. За содержание детей платили комиссии попечительства. Подростков направляли в услужение или в обучение ремеслу к уважаемым мастерам.

B Англии воспитательные дома появились в начале ХVIII в. Первый открылся в Лондоне в 1739 г. на счет благотворительных взносов . В сборе денег участвовал даже композитор Георг Гендель, исполнивший ораторию "Мессия". Воспитательный дом размещался в большом удобном здании. На благотворительные средства открывались воспитательные дома в Бирмингеме, Глазго, Ливерпуле и других больших городах. Дети находились в них до тех пор, пока не получали начального образования. Затем их отвозили в Канаду и помещали в семьи фермеров для обучения земледелию.

Кроме колоний, основанных на средства крупнейшего и известнейшего филантропа страны - врача Томаса Джона Бернардо, "отца ничьих детей", в Англии действовали приюты для сирот, организованные пастором Георгом Мюллером в Бристоле. В Бристоле в 1840-х гг. работал целый комплекс приютов, где постоянно находилось более 2 000 сирот. Дети получали начальное образование, религиозное воспитание и трудовую подготовку, а по окончании обеспечивались работой. Мальчики находились в них до 14-15 лет, а девочки - до 17.

Мировая статистика

В 1947 г. продолжительность жизни в Японии составляла: 54 - для женщин и 50 - для мужчин. По данным на 2000 г. средний возраст жизни японской женщины - 84,62 года, мужчины - 77,64. Уже долгие годы Япония держит по этому показателю пальму первенства, ее догоняют Швеция и Исландия.

В 1880 г. в Англии возникли первые детские поселки (деревни) для покинутых детей. Они назывались "национальными детскими домами". Около 300 детей, группами по 7-10 человек, с каждой из которых занимались воспитательница и ее помощница, проживали в отдельных коттеджах как семьи. Английские педагоги считали такой тип детских учреждений весьма удачным. Так оно и оказалось: "национальные детские дома" работают до сих пор.

< Лекция 2 || Лекция 3: 123456 || Лекция 4 >
Айгуль Урманова
Айгуль Урманова
Виктория Елистратова
Виктория Елистратова

Здравствуйте, ответьте пожалуйста на вопрос после прохождения курса "Социальная работа", возможно ли трудоустройство по сертификату об образовании или нужно еще где-нибудь доучиваться по этой профессии?