Опубликован: 27.07.2016 | Доступ: свободный | Студентов: 3597 / 1133 | Длительность: 13:20:00
Специальности: Психолог
Лекция 7:

Брошенные дети

< Лекция 6 || Лекция 7: 12 || Лекция 8 >
Аннотация: Детство - самая светлая и беззаботная пора в жизни человека. Но, к сожалению, многие дети лишены этого счастья в силу разных обстоятельств. В повседневной жизни большинство взрослых редко сталкиваются напрямую с проблемами детдомовских детей, детей-инвалидов с детства. Беспризорность и социальное сиротство - явление, насчитывающее многовековую историю. Оно возникло в глубокой древности и существует до сих пор, присуще для многих как развитых, так и развивающихся стран, особенно в кризисные периоды. У него не только своя история, но своя анатомия и физиология, свои причины, формы проявления и последствия. Частью этой истории считается недостойное обращение взрослых с детьми. Социологи склонны считать, что успешность преодоления, а также гуманное отношение к брошенным детям и старикам служит наиболее ярким показателем уровня цивилизованности любого общества.

7.1. Беспризорные и сироты

Устаревшее ныне и почти забытое слово "призреть" означало приглядеть за убогим, помочь сироте, подвинуть душу к состраданию и милосердию. В толковых словарях мы можем узнать о том, что призирать означает бросать взор со вниманием и участием, поступать милосердно, откликаясь на нужды ближнего, дать приют и пропитание, взять под свое покровительство. Призрение, таким образом, одновременно значит попечение, опеку и социальную защиту. Беспризорный - это маленький человек, оставшийся без социальной помощи, а не бесконтрольный. А вот слово безнадзорный обозначает ту самую бесконтрольность, т.е. отсутствие родительского досмотра - в силу занятости на производстве, длительного пребывания в больнице или отъезда, нежелания воспитывать детей и т.п.

Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" оперирует понятием детей, находящихся в социально опасном положении. Это те, кто вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.

Закон дает определение безнадзорным и беспризорным детям.

Безнадзорные - это дети, контроль за поведением которых отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.

Безнадзорными считаются дети, не имеющие места жительства или места пребывания, т.е., говоря простым языком, такие дети, которые живут на улице и иного жилья, кроме подвала, чердака и им подобных мест, не имеют.

Отнюдь не каждый ребенок, убежавший из дома, интерната или приюта, является беспризорником. Чтобы отнести ребенка к этой категории, необходимо, чтобы он сросся со средой таких же малолетних бродяжек, а влияние окружения и уличных знакомых привело к формированию у ребенка особого образа жизни и особой субкультуры.

Беспризорники, дети улиц, уличные дети - это синонимы названия одной и той же категории детей, для которых улица стала домом в широком смысле этого слова. Это то место, где тебя могут понять, принять таким, какой ты есть, там, где ты можешь найти пищу, защиту, укрытие.

Беспризорник, или уличный ребенок, - это любой несовершеннолетний, для которого улица (в широком смысле слова, включающем любые помещения, используемые как укрытия) стала его или ее обычным местопребыванием, а также тот, кто не имеет достаточной защиты.

Знаете ли вы, что...

Сегодня на одного сотрудника местного органа соцзащиты в среднем приходится несколько тысяч обращений за помощью. При этом количество клиентов социальных служб имеет тенденцию к росту. Сотрудники, непосредственно занятые оформлением различных видов пособий, субсидий и компенсаций, работают с большими перегрузками. Среди населения растет недовольство, поскольку за разными видами социальной помощи им приходится обращаться во многие подразделения и службы, зачастую никак между собой не связанные.

Таким образом, безнадзорность обозначает невыполнение функций воспитания и контроля со стороны агентов первичной социализации - родителей и родственников. Беспризорность - это невыполнение социальной опеки со стороны государства и уполномоченных им социальных институтов над несовершеннолетними (т.е. неспособными еще зарабатывать на пропитание собственным трудом) гражданами в случае, когда те лишились помощи агентов первичной социализации. Запомним еще раз: безнадзорность - это дисфункция в системе агентов первичной социализации; беспризорность - дисфункция в системе институтов вторичной социализации. В дореволюционной России надзор могла осуществлять не столько семья, сколько поземельная община - первичная общность по месту жительства. Но термин "призрение" относился исключительно или преимущественно к государственным ведомствам.

Понятие благотворительность имеет два значения. В узком смысле благотворительность означает оказание избирательной помощи нуждающимся из сострадания и религиозно-нравственных потребностей без заботы о дальнейшей судьбе просящих. В широком смысле слова благотворительность включает в себя и призрение, т.е. обязательную и организованную деятельность по оказанию помощи нуждающимся с учетом их реального положения. Как правило, делом призрения занимались специальные государственные и общественные учреждения, заведения.

Два понятия - беспризорность и призрение - имеют между собой не только много общего, но и происходят из одного корня. Действительно, слово "призревать" в русском языке значит опекать.

Специалисты включают в совокупность действий, при помощи которых осуществляется призрение, если оно мыслится как институциализированная социальная практика (осуществляемая официальными учреждениями под контролем и управлением государства), следующие виды помощи:

  • детям-инвалидам;
  • социальным сиротам;
  • детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей;
  • беспризорным;
  • детям, бежавшим от войны;
  • детям с девиантным поведением.

Институт общественного призрения в нашей стране, получающий государственное субсидирование, включающий сотни тысяч штатных сотрудников и наемных работников - от социальных работников, нянечек и учителей до врачей-логопедов и сантехников, тысячи заведений, институтов, лабораторий, санаториев и т.п., осуществляет свои функции в следующих формах и типах учреждений:

  • школы-интернаты;
  • детские дома;
  • трудовые и воспитательные колонии;
  • приюты;
  • временные приюты;
  • семейные детские дома.

Детская беспризорность - отсутствие у детей и подростков места жительства или места пребывания. Это особое социальное положение несовершеннолетнего, которое можно назвать еще экстремальным и маргинальным. Его характеризуют такие признаки, как: а) отсутствие постоянного места жительства (бездомность); б) разрыв отношений с родителями (либо лицами, заменяющими их), родственниками, педагогами, воспитателями; в) отчуждение от всех институтов социализации детей и подростков (семьи, учебно-воспитательных, досуговых, медицинских и подобных им учреждений); г) незанятость общественно полезным трудом (учебой, работой).

Бездомными считаются люди, не имеющие жилья (ни собственного, ни служебного, ни взятого в наем, ни предоставленного на долговременной основе родственниками, друзьями, знакомыми) или пользующиеся доступом к жилью на эпизодической основе и рискующие остаться без него в любой момент. Иными словами, это - "уличные" бродяги и бомжи. Их основное место ночлега - вокзал, чердак, подвал, улица. Согласно американской "Энциклопедии социальной работы" бездомным считается человек, "не имеющий постоянного жилища, не ведущий оседлый образ жизни". В России к числу бездомных можно отнести тех, кто ютится на чердаках и в подвалах; кто проживает в общежитиях, ночлежках и домах, предназначенных на снос; проживающих у друзей.

Беспризорный - это обычный ребенок, лишенный заботы родителей или семьи, не находящийся под опекой специализированного детского учреждения, ведущий бездомный образ жизни. Сегодня беспризорников называют "детьми улицы", "детьми подземелья", т.е. людьми, лишенными полноценной заботы.

Термин "беспризорный" возник еще в XVII в. с зарождением государственной заботы о нищих и бездомных. Беспризорными на Руси считали детей, бродяжничавших и побиравшихся вместе с родителями, проживавших в сообществе воров и проституток. К концу XVIII в. им все чаще обозначают несовершеннолетних, преимущественно до 14-16 лет. Но сегодня в эту категорию могут быть включены: оседлые семьи профессиональных нищих; беженцы и сезонные рабочие, приезжающие на заработки с детьми, которые большую часть дня предоставлены сами себе и не посещают ни школу, ни другие детские заведения.

В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут дети-сироты и дети, которые по разным причинам остаются без попечения родителей. И в этом случае общество и государство берет на себя заботу по развитию и воспитанию таких детей. Ребенок, потерявший родителей, - это особый, по-настоящему трагический мир. Потребность иметь семью, отца и мать - одна из сильнейших потребностей ребенка.

В настоящее время в обыденной речи и в теоретических исследованиях широко используются два понятия - сирота (сиротство) и социальный сирота (социальное сиротство). Дети-сироты - это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Социальный сирота - это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство. Это и дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях.

Социальное сиротство - социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д.

Знаете ли вы, что…

Ежегодно 8 ноября отмечается День акции социальной работы. В 1996 г. этот день был провозглашен Международной федерацией социальных работников с целью привлечения внимания к актуальным проблемам социальной работы. Этот день является главным ежегодным событием для организаций, работающих в социальной сфере.

Попечительство - это форма защиты личных и имущественных прав несовершеннолетних (и некоторых других категорий людей). Понятие, близкое к опеке. Опека - это "форма охраны личных и имущественных прав недееспособных лиц (детей, лишившихся родителей, душевнобольных)". Под опекой также понимают лица и учреждения, на которые возложено такое наблюдение. Лицо, которому поручена опека, называют опекуном, а его обязательства - опекунством. Под попечение по сравнению с опекой может попадать значительно более широкая категория детей. К ним относятся дети, родители которых: умерли; лишены родительских прав; ограничены в родительских правах; признаны безвестно отсутствующими; недееспособны (ограниченно дееспособны); отбывают наказание в исправительных колониях; обвиняются в совершении преступлений и находятся под стражей; уклоняются от воспитания детей; отказываются забрать детей из лечебных, социальных учреждений, куда ребенок помещен временно.

В социальной опеке и призрении нуждается также такая категория детей, как "бродяжки". В отечественной литературе под термином "бродяжничество" принято понимать систематическое перемещение лица в течение длительного времени из одной местности в другую либо в пределах одной местности (например, города) без постоянного места жительства с существованием при этом на нетрудовые доходы. Бродяжничество является одной из крайних форм аутсайдерства. Социальные аутсайдеры - это люди, которые в силу ряда объективных и субъективных причин не смогли найти достойное место в обществе и оказались в самых низших его слоях.

Сегодня проблема сиротства затрагивает многие страны на всех континентах планеты: одни - в большей степени, другие - в меньшей. Так, американские исследователи отмечают, что по всему миру больницы, родильные дома, специальные заведения заполнены брошенными младенцами. В разных странах и разные специалисты их называют по-разному: "отказные дети", "казенные младенцы", "рожденные, чтобы быть покинутыми", "вечные новорожденные" и др. По данным международных экспертов ООН, отмечается заметный рост числа брошенных детей в странах Западной и Восточной Европы.

Казалось бы, количество сирот должно снижаться пропорционально сокращению численности населения. Но у нас оно почему-то растет. Несмотря на катастрофическое снижение рождаемости (детское население России сокращается ежегодно примерно на 1 млн), число детей-сирот возрастает (ежегодно население детских учреждений РФ увеличивается на 5 тыс.). По данным Комиссии Государственной Думы по вопросам профилактики безнадзорности, беспризорности и наркомании, только беспризорников с безнадзорниками - не менее 3 млн. В печати приводятся разные цифры: от 2,5 млн малолетних бродяжек (по данным МВД России) до 4 млн (данные независимых экспертов). По другим данным, их около 5 млн.

По данным МВД России, ежегодно убегают из дома по причине плохого обращения с ними родителей более 90 тыс. юных россиян. Около тысячи детей в месяц исчезают бесследно. Все чаще детишек оставляют в роддоме молодые женщины в возрасте от 14 до 17 лет. В 1995 г. таких случаев зарегистрировано 55 тыс. Госкомстат констатирует: каждый пятый российский ребенок - детдомовец. Почти все они имеют родителей. В Санкт-Петербурге и Москве стаж бездомности свыше года - у 44% бездомных.

Россия в настоящее время занимает первое место в мире по плотности сиротства (на десять тысяч человек). Можно сказать, что сегодня от 3 до 3,5 млн детей нуждаются в опеке по различным основаниям.

По данным экспертов и МВД, в России от 80 до 95% беспризорных детей - это сироты при живых родителях, причем количество таких детей возрастает ежегодно от 100 до 130 тыс. По данным исследователей, 96% родителей, лишенных прав на ребенка, - алкоголики. Алкоголизм по-прежнему остается главной причиной принудительного сиротства. По официальным данным, подростки злоупотребляют наркотиками в 7,5, а одурманивающими веществами - почти в 12 раз чаще, чем взрослые.

Миллионы детей остались без родителей и воспитываются в домах ребенка, детских домах, приютах, интернатах, и число их, по данным социологов, из года в год увеличивается на 170 тыс. За последние 10 лет количество сиротских учреждений возросло в 3 раза.

В России только 10% детей стали сиротами вследствие смерти или инвалидности родителей, остальные сироты - при живых родителях. Доля детей-сирот в детском населении страны на сегодня составляет 2%, а в некоторых регионах - 15-20%. Приблизительно 50% детей, попадающих в категорию социальных сирот, помещают в дома ребенка. Виной тому все те же социальные беды, среди которых наиболее распространенными являются: алкоголизм и наркомания, а также, как следствие, лишение родительских прав; плохие материальные и жилищные условия; нахождение родителей в заключении и т.д. Люди не вписываются в новую экономическую ситуацию, не справляются с проблемами, обрушивающимися на них, и сдаются, опускают руки, уходя в алкогольное или наркотическое забвение, забывая обо всех своих обязанностях, в том числе и о родительских.

"Генералы песчаных карьеров"

"Генералы песчаных карьеров" (в оригинале "Капитаны песка") - один из самых известных романов бразильского писателя Жоржи Амаду (1912-2001). Это книга о беспризорниках, до которых никому нет дела. Как умеют, они борются за свою жизнь. Их ждут разные дороги: кто-то станет убийцей, кто-то - художником, кто-то - священником, а кто-то - коммунистом. Им приходится самостоятельно постигать простые и одновременно сложные вещи, такие как любовь, дружба, семья, предательство, верность себе и верность другим.

Поставленный по книге фильм "Генералы песчаных карьеров" были премирован на Московском международном кинофестивале в 1971 г. В середине 70-х гг. картина была одним из лидеров советского кинопроката, великолепная музыка из этого фильма (композитор Луис Оливейра) стала феноменально популярна. Тогда казалось, что он о чужих судьбах, чужих детях и том, что может произойти только при "загнивающем капитализме", где-нибудь в Латинской Америке, например в Бразилии, где тысячи покинутых беспризорных детей скитаются по бесконечным просторам в поисках лучшей судьбы, роются в отбросах, попрошайничают и воруют. Их дом - улица, они озлоблены и одиноки. Чтобы "не пропасть по одиночке", они сбиваются в шайки и терроризируют благополучных горожан. Одна такая шайка нашла пристанище среди песчаных дюн, на берегу океана. В народе их называют "генералы песчаных карьеров". Эти парни готовы сражаться за кусок хлеба, и не позавидовать тому, кто окажется у них на пути, - эти мальчишки опасны и жестоки. Однако и у них есть сердца, есть желание любить и быть любимыми.

Я работал с ребятами, которых истязали дома родители, - это просто затравленные звереныши, которые боялись всех людей в принципе. А у малолетних бродяжек, которых забивают их сверстники в подземных коллекторах, любой человек отождествляется с насилием, издевательством, со страданием.

Б. Титов

Однако в 1990-е гг., когда поколение советских подростков, сострадавших чужим беспризорным, выросло и у них появились собственные дети, оказалось, что в России появилось собственное поколение "генералов песчаных карьеров". Их еще именуют "уличными детьми", или "детьми улицы". Это дети и подростки, по разным причинам бежавшие из дома. Их число постоянно растет.

По данным разных источников, в настоящее время количество беспризорных детей в стране колеблется от 3 млн до 5 млн человек. Основная масса таких подростков, сбежавших от пьянства и насилия со стороны родителей, бывших питомцев детских приютов и интернатов, концентрируется в мегаполисах - в первую очередь в таких городах, как Москва и Санкт-Петербург. По данным Московского городского центра "Дети улиц", только на улицах столицы находится около 30 тыс. бездомных подростков (по данным других экспертных исследований, эта цифра значительно выше - до 100 тыс.). В 2001 г. подростки в Москве совершили более 3 тыс. преступлений, две трети из которых - тяжкие и особо тяжкие. Процветает детская проституция, детей используют в качестве попрошаек. Задержание бездомных детей и подростков, направление их домой не дает эффекта - в очередной раз убегая из неблагополучных семей, из приютов и интернатов, они возвращаются на свои прежние места - рынки, вокзалы, подвалы.

"Дети улицы" еще недостаточно изучены, но результаты некоторых исследований указывают на следующие причины побегов подростков из дома: 86% у юношей - это эмансипационные побеги, около 30% у девушек - демонстративные побеги; анализ показывает, что многие подростки потеряли семейные и родственные связи, а также связи со школой. Как показывают некоторые исследования, повторяющиеся побеги из дома и бродяжничество преимущественно бывают в период от 7 до 16 лет в основном у мальчиков. У девочек в период от 7 до 13 лет. Начиная с 14-15 лет уходы и бродяжничество проявляются реже, а затем постепенно прекращаются. Это своеобразная форма выражения протеста или обиды на учителей, родителей. Иногда подобные побеги обусловлены страхом перед возможным физическим наказанием за совершенный неблаговидный поступок или за плохую отметку. Значительно реже уходы из дома и бродяжничество возникают без очевидных мотивов. В основе их может лежать внезапно изменившееся настроение, отрицательно влияющее на критическую оценку подростком ситуации. Как правило, такие дети не могут объяснить, почему сбежали из дома, почему поехали в тот или иной город (чаще всего потому, что легче оказалось проникнуть в стоящий у платформы поезд). Возникающее несколько позже раскаяние в совершенном поступке подавляется страхом наказания со стороны родителей.

Беспризорность рассматривается как тяжелое общественное бедствие, свидетельствующее о глубоком кризисе, переживаемом тем или иным обществом, в частности Россией. Тому есть основания. Согласно статистическим данным в 2000 г. в России насчитывалось около 2,8 млн детей-бомжей. Огромное количество детей, живущих в неблагополучных семьях, приютах, интернатных учреждениях, безнадзорных и беспризорных, употребляющих алкоголь и наркотики, - реальная основа для роста преступности, проституции, питательная среда для деятельности сомнительных экстремистских организаций.

Изучением социальных аспектов беспризорности занимались Д. Дриль, А. Зак, М. Гернет, С. Позднышев и др. В первой четверти ХХ в. российские педагоги и психологи связывали причины беспризорности с врожденной дефективностью и психологическими отклонениями подростков. Беспризорных причисляли к дефективным детям и антисоциальным элементам. В начале 1930-х гг. было признано, что беспризорные дети - это в большинстве нормальные подростки, в силу социально-экономических обстоятельств вынужденные самостоятельно бороться за свое существование.

Изучению образа жизни, социальной организации бездомных в городских условиях было посвящено (1993-1995 гг.) исследование С.А. Стивенсон (ВЦИОМ), основанное на методе углубленных биографических интервью, анализе дел в московском спецприемнике-распределителе № 2 для лиц без определенного места жительства, статистическом анализе данных картотеки международной благотворительной организации "Врачи без границ" (MSF) за 1995 г. Оказалось, что жизнь "на улице" может привести к необратимым последствиям.

Знаете ли вы, что…

В конце ХVII в. в сточных канавах Лондона или Парижа каждое утро можно было найти сотни бесприютных детей.

Выяснилось, что в беспризорники многие дети, не получающие дома родительской любви, убегают именно за реализацией своих мечтаний - о теплых странах, дешевом хлебе, добрых людях и т.д., в поисках своего детского Белозерья. Уход из дома может быть вызван импульсивно возникающим неодолимым влечением. При этом подростки рассказывают, что желание уехать приходит неожиданно, без всяких раздумий, по типу "готового решения". Дети, склонные к таким поступкам, отличаются избирательной общительностью, они большей частью хмуры и недовольны окружающими, склонны к агрессивным реакциям. Побеги осуществляются в одиночку, без всякой подготовки и раздумий о возможных трудностях и лишениях. Подростки ночуют на вокзалах, чердаках и т.п., питаются впроголодь, попрошайничая или воруя. Стремление к бродяжничеству, как правило, возникает периодически и может быть связано с сезонными факторами (весенне-летние, летне-осенние циклы); нередко подросток попадает в асоциальную или криминальную компанию и начинает употреблять алкоголь или наркотики.

Практически все опрошенные бездомные ощущают социальную неполноценность и изгойство. Через 2-3 года статус бездомного бывает полностью усвоен, человек ощущает себя изгоем независимо от поведения окружающих. Бродяжничающие в течение долгого времени люди замыкаются в своей среде, не стремятся вступать в длительные отношения с представителями иных групп. Но чем больше они замыкаются и перестают общаться с окружающими, тем меньше у них шансов выбраться из социального дна. Возникает эффект глубокого погружения в бездомность, своего рода засасывание в социальную трясину. Нередко хронические бездомные отказываются от предоставляемого крова, проживания в общежитии, ночлежке, помещения в больницу или приют. И конечно, здесь, как и в преступности, развит рецидив: статистика свидетельствует о массовых побегах 13-14-летних беспризорников из спецучреждений, куда их доставляет милиция. Подростков устраивает вокзальная жизнь, попрошайничество, и они уже этого не стесняются.

Согласно исследованиям подавляющее большинство современных беспризорников и не хотят возвращаться в тот мир, из которого они бежали. Беспризорность - это тоже своеобразная форма "социального отказа", как и наркомания. В подвале им жить хуже, но в чем-то легче, чем во взрослом мире. В подвале беспризорника, по крайней мере, выслушают и поймут такие же, как он, бедолаги. А это очень важно для ребенка.

Поскольку ребенок слаб по своей природе и у него нет таких стартовых возможностей, чтобы конкурировать с миром преуспевающих взрослых, он нуждается в социальной опеке родителей, принимающих удар судьбы на себя, как можно более длительное время. За этот период, продолжающийся до 17-18 лет, дети успевают социализироваться и подготовиться ко взрослой жизни. Ничего подобного нет у детей-сирот. По своей воле (дети-бегунки) либо против своей воли они оказались на улице, т.е. на взрослом рынке труда, где выдержать конкуренцию за благоприятные и легальные вакансии они не могут. Открытой им остается лишь теневая экономика. Но и к ней они не готовы, так как в самый неблагоприятный и беззащитный момент им было отказано в социализации и подготовке ко взрослой жизни.

Органы правопорядка регулярно проводят рейды по столичным вокзалам, в метро, других злачных местах, где привычно собираются дети-бродяжки. Зимой их численность обычно падает - просто холодно. Больше всего иногородних - из Молдавии, Чувашии, Украины, но много и из Подмосковья. За 2001 г. им удалось отправить из столицы домой 630 беспризорников. Из них 140 вернулись на столичные вокзалы, четверо совершили преступления, в том числе два убийства. Но чаще они сами становятся жертвами взрослых преступников. Например, на станции метро "Китай-город" промышляют гомосексуалисты и педофилы, на Ярославском вокзале - девочки-проститутки. Милиция, судя по всему, закрывает на это глаза, а бывает, и сама попустительствует извращенцам. Конечно, дети торгуют собой не от хорошей жизни. Многих заставляет нужда. Но кто-то уже вкусил "легких" денег и ездит в Москву на заработки. В 2003 г. минимальный заработок беспризорного ребенка на вокзалах Москвы - 500 руб., и это лишь так называемый законный заработок - попрошайничество. Весьма распространены и дополнительные заработки, например воровство. Некоторые везут их своим родителям на пропитание. Кое-кто тратит на себя, покупая вкусную еду и наркотики.

Экономика современной России втрое слабее китайской и в 25-30 раз меньше американской, а по ВВП на душу населения Россия находится в середине шестой десятки стран мира - рядом с Мексикой и Ливаном.

Ведя бродячий образ жизни, дети быстро приспосабливаются к нему и попадают в своего рода психологическую зависимость от уличной "свободы". Побыв недельку в комфортных условиях приюта, отмытые и отъевшиеся, они уходят снова на улицу - к помойкам, грязи, боли, смерти. Дети, прожившие на московских вокзалах более двух лет, меняются неузнаваемо: попрошайничают, воруют, пробуют все - от табака и водки до клея и анаши. С ними произошла повторная социализация, или, правильнее сказать, ресоциализация. Она стирает прежнюю личность ребенка и формирует новую, которую вряд ли угадают родители. Сотрудники одного из тюменских приютов рассказали о девятилетнем мальчике, который поступил к ним истерзанным, изнасилованным. Его отмыли, подлечили. Через неделю ребенок побежал на рынок, туда, где его за деньги насиловали и мучили. Как по-другому жить, он не знал.

Беспризорности неизбежно сопутствуют тяжелые социальные последствия: рост правонарушений, преступность несовершеннолетних, детская проституция, алкоголизм, наркомания. Беспризорные дети не включены в систему ценностей общества, они становятся лишь наблюдателями чужой жизни. Постоянный страх перед окружающей средой, в свою очередь, порождает в детях агрессивность, стремление найти защиту в группах (шайках, бандах и т.п.), где дети также часто подвергаются эксплуатации (в том числе сексуальной), втягиваются в преступный бизнес.

Беспризорные дети отличались от своих сверстников из нормальных семей более сильным инстинктом самосохранения, повышенной возбудимостью, привычками к наркотикам, алкоголю и т.п., некоторые из них преждевременно начинали половую жизнь. Беспризорник рано включается в жестокую уличную борьбу, при отсутствии воспитывающей помощи взрослых и нормальной детской среды. У беспризорных очень развит инстинкт самосохранения, что не наблюдается у других детей. Выражена эмоциональная возбудимость, которая часто развивает привычку к искусственным возбуждениям: наркотикам, алкоголю, азартным играм. Чувственные элементы половой жизни пробуждаются раньше обычного. Наблюдаются авантюристические устремления, взращиваемые уличной жизнью, что резко увеличивает трудовую неустойчивость и недисциплинированность. Люди шарахаются от них, брезгливо отворачиваются, боятся: голодные дети иной раз агрессивны, бесцеремонны, жестоки. И только единицы видят в них не озлобившихся волчат, а детей: ущемленных, обиженных, брошенных на произвол судьбы на улицу, которая своими хваткими когтями затягивает беспризорников в свои сети.

Опасны не беспризорники - это просто дети, как правило, из неблагополучных семей. Вот стандартная судьба: мальчик из Казахстана, папа запил, мама бросает отца и переезжает с сыном в Петербург, где выходит замуж. В итоге ребенок оказался лишним. Опасна криминальная среда, в которую они попадают. Ежегодно милиция регистрирует около 17 тыс. заявлений по поводу исчезновения детей: более 92% беглецов находят. Это как раз и есть безнадзорные и беспризорные дети. Родители многих пьют, бьют, не работают. Но существуют и другие мнения. Найти удается лишь ничтожную часть пропавших. Если до 1992 г. пропадал ребенок, то буквально на следующий, я подчеркиваю, уже на следующий день его искали три системы: социальная служба, школа и инспекция по делам несовершеннолетних. В настоящее время, по официальным данным, у нас в стране ежегодно пропадает 60-70 тыс. человек, и добрая половина из них - это дети.

Дети сбегают из дома

Согласно статистике 30% сбежавших из дома детей - из неблагополучных семей. 30% всех сбежавших состоят на учете у психоневролога, нередко с пометкой "склонность к бродяжничеству".

Детей, сбежавших из дома, специалисты называют бегунками.

В стране около 1 млн бегунков. Основные причины бегства:

  • недостаток родительского внимания;
  • жестокое обращение и сложная семейная обстановка;
  • легкая доступность наркотиков и алкоголя вне дома;
  • сексуальное насилие в семье.
Аргументы и факты. 1999. № 37. С. 16

Действительно, криминальные элементы проявляют к беспризорникам неподдельный интерес. Такой ребенок легко находит себе "приют" в различного рода группах сверстников асоциальной направленности. На начало 1996 г. в Петербурге состояло на учете 959 таких групп и 2 568 несовершеннолетних участников в них. В 1995 г. в городе зарегистрирован рост преступности несовершеннолетних на 7,1%. В том числе на 90% возросло число тяжких преступлений, в 6,1 раза увеличилось число краж из дач и садоводств, на 74,3% - краж транспортных средств. Те, кто уже прошел школу "уличной жизни", сами "зарабатывают". Естественно, криминальным путем. Они одеваются, питаются и даже снимают при этом жилье, но все же по сути остаются беспризорными.

Известно, что и в Петербурге, и в Москве, и в других городах современной России существуют подпольные притоны, где на положении рабов держат похищенных детей. Их не выпускают из четырех стен и принуждают удовлетворять сексуальные потребности в основном двух категорий населения: во-первых, бандитов и, во-вторых, высокопоставленных особ.

Проблема с укоренением беспризорных в обществе заключается в том, что они никогда не видели перед собой положительных примеров социализации, не накопили позитивного социального опыта, а кроме того, этим детям некуда возвращаться.

Специалисты едины в своих выводах: социальные последствия бездомности очень тяжелы. Это и снижение статуса, потеря себя как личности, невозможность воспользоваться правами Конституции: нет прописки - не можешь голосовать, найти работу, не получишь полиса медицинского страхования. Проблемы бездомного вызывают депрессии, суицид, преступления, проституцию, агрессию, разводы.

Сегодня детей-сирот в стране в два раза больше, чем их было у нас после Великой Отечественной войны. Беспризорники живут в подвалах, на чердаках, городских свалках и кладбищах. Эти граждане России провели свое детство в нечеловеческих условиях. Они не имеют семьи, образования, а значит, и опыта приемлемой для общества социализации. Воспитываясь изгоями, видя от общества мало хорошего, они, вероятнее всего, вольются в него в качестве профессиональных преступников или просто опустившихся людей.

Росту беспризорности способствуют экономические кризисы, безработица, нужда и детская эксплуатация, а также конфликтная обстановка в семьях, аморальное поведение родителей, жестокое обращение с детьми и проч.

Россия неоднократно переживала пики беспризорности:

  • период между Первой мировой и Гражданской войнами;
  • голод и эпидемии 30-х гг.;
  • последствия сталинских репрессий 1937 г.;
  • период после Второй мировой войны;
  • последствия экономических реформ 90-х гг.

Их особенность заключается в том, что каждый следующий взлет беспризорности наступал в тот момент, когда общество не успевало оправиться от предыдущего. Исключением служит последний пик, пришедшийся на 1990-е гг. и наступивший после относительно благополучного периода развитого социализма.

Некоторые специалисты полагают, что широкие масштабы социального сиротства в нашей стране обусловлены особыми условиями, которых не знало большинство других стран мира. Они характеризовали развитие России на протяжении всего XX в. и были связаны с революцией 1917 г., тремя разрушительными войнами (Первая мировая, Гражданская, Великая Отечественная), террором 1920-1930-х гг., а также последствиями перестройки конца 1980 - начала 1990-х гг.

Когда-то перед гастролями в Мексику нас собрали на инструктаж в ЦК партии и долго повторяли, что это тоже страна контрастов. А теперь и мы живем в стране контрастов. Кто-то в домах-дворцах с павлинами, а старая интеллигенция еле сводит концы с концами. Известные актеры академических театров получают по 1200 руб. Это зарплата, не пенсия. Пенсия у большинства еще меньше. Я работаю с 1955 г. - и что в итоге заработала? Мы всю жизнь надеялись на государство, а теперь просительно заглядываем в глаза спонсоров. Пенсии мне хватает только на оплату квартиры, которая досталась от прежней власти. Если бы я не продолжала сниматься в кино, просто сидела бы на хлебе и воде. И постоянно в голове мысль: только бы не заболеть. Потому что лечение сегодня стоит безумных денег.

Ирина Скобцева, актриса

Ни одна страна мира не знала в ХХ в. таких потрясений, как Россия. С 1914 г. и до конца 1940-х гг. погибло около 70 млн наших соотечественников. А это означает, что несколько миллионов детей стали прямыми жертвами войн и репрессий, а еще десятки миллионов детей, потеряв родителей, превратились в сирот. К ним в последние 10-15 лет необходимо добавить 3-5 млн социальных сирот, т.е. детей, брошенных живыми родителями в силу самых разных причин, как субъективных, зависящих от них самих (например, алкоголизм, участие в преступлениях, аморальный образ жизни), так и объективных (низкий уровень жизни), от них не зависящих.

Основных причин стремительного роста беспризорности в наше время эксперты называют три: 1) катастрофическое снижение уровня жизни населения, при котором родители уже не в состоянии прокормить семью, дети превращаются в основных "добытчиков" либо лишними ртами; 2) духовный кризис общества, предполагающий кардинальное изменение системы ценностей, трансформация товарищества и взаимопомощи в стяжательство и насилие, вытеснение культа труда культом успеха; 3) тотальная криминализация общества, которая наступила в силу ослабления или откровенного бездействия органов правопорядка, безнаказанности совершаемых преступлений и обеления имиджа воровских авторитетов.

Специалисты выделяют и другие причины возникновения беспризорности:

  • социально-экономические - экономический кризис, безработица, голод, эпидемии, интенсивные миграционные процессы в связи с военными конфликтами или природными катаклизмами;
  • социально-психологические - связаны с кризисом семьи, увеличением разводов, утерей одного из родителей, опекунством, ухудшением климата в семье, грубым обращением с детьми, физическими наказаниями, а порой и сексуальными домогательствами со стороны взрослых.
  • психологические причины выражаются в увеличении числа детей, имеющих выраженные психофизические аномалии, черты асоциального поведения. Некоторые ученые соотносят их с генетическим предрасположением. Среди подрастающего поколения такие дети составляют 3-5%.
< Лекция 6 || Лекция 7: 12 || Лекция 8 >
Айгуль Урманова
Айгуль Урманова
Виктория Елистратова
Виктория Елистратова

Здравствуйте, ответьте пожалуйста на вопрос после прохождения курса "Социальная работа", возможно ли трудоустройство по сертификату об образовании или нужно еще где-нибудь доучиваться по этой профессии?