Политехнический колледж Многопрофильного колледжа Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого
Опубликован: 02.07.2012 | Доступ: свободный | Студентов: 2513 / 282 | Оценка: 4.18 / 3.91 | Длительность: 11:45:00
Специальности: Художник
Лекция 3:

Работа над текстом

< Лекция 2 || Лекция 3: 123 || Лекция 4 >
Аннотация: Работа над текстом - глобальная тема при изучении верстки в InDesign CS5. Ввиду объемности материала, эта тема разбита на две части.

Часть 1. Теория вопроса: понятие текста. Основные атрибуты стиля текста

Новый термин

Текст: 1. Всякая записанная речь (литературное произведение, сочинение, документ, а также часть, отрывок из них). 2. В полиграфии: основная часть печатного набора (без иллюстраций, чертежей, таблиц).

Для характеристики совокупности литер (образующих текст) вводятся новые термины. В полиграфии каждый элемент текста книги, будь то основной текст, заголовок, примечание и т. п., имеет свой стиль оформления.

Новый термин

Стиль текста - совокупность всех параметров оформления текста, присущих данному его отрезку.

Атрибуты стиля текста включают следующие понятия:

  • гарнитура шрифта;
  • начертание;
  • кегль;
  • интерлиньяж:
  • межбуквенный просвет;
  • междусловный пробел;
  • выключка:
  • отступ первой строки;
  • втяжка (отступы справа и слева);
  • межабзацные отбивки;
  • другие приемы оформления.

Из чего состоят буквы?

Действительно из чего они, эти самые буквы, которые мы используем ежедневно, состоят? На рис. 3.1 представлены основные элементы литер, составляющих шрифт.

Основные элементы шрифта (Показан шрифт Times New Roman, полужирный)

Рис. 3.1. Основные элементы шрифта (Показан шрифт Times New Roman, полужирный)
Серифы (засечки)

Сериф - это засечка на конце литеры. Литеры шрифта могут иметь серифы, а могут и не иметь. Считается, что текст, в котором использованы серифные шрифты, читается лучше. В бессерифных (рубленых) шрифтах буквы имеют ровные края и не имеют засечек. Как правило, они используются для оформления заголовков газет или книг. Также они применяются в текстах, набранных мелким шрифтом, поскольку имеет чёткую (рубленую) форму. Не следует применять рубленные шрифты при наборе длинных текстов, поскольку при их чтении глаза быстро устают.

Пуансон (очко)

Пуансон - это внутреннее пространство буквы. Внешний вид шрифта в большой мере определяется величиной пуансона. Чем он больше, тем более светлым и крупным кажется шрифт. Например, литеры, для которых заданы одни и те же кегль и начертание, но разный размер паунсона, кажутся разными по величине. Необходимо помнить, что слишком большие или слишком маленькие пуансоны ухудшают читаемость текста.

Базовая линия

Воображаемая линия, проходящая по нижнему краю основного элемента символа, называется базовой линией. Литера как бы лежит на этой линии. В обычном случае базовые линии символов строки находятся на одном уровне. Однако положение базовой линии в некоторых программах можно свободно менять. По умолчанию смещение базовой линии равно 0. Оно измеряется в пунктах, однако вы можете вводить значения в любых единицах, они будут автоматически переведены в пункты. Положительное значение смещения соответствует подъему символа относительно остальных, отрицательное - опусканию.

Гарнитура шрифта

Гарнитура шрифта - совокупность шрифтов, объединенных общими стилевыми признаками, отличными от других шрифтов. Это как бы семья шрифтов (совокупность начертаний, объединенных общим характером графического построения знаков и решением их элементов). Как у людей есть семьи Ивановых и Петровых, так и у шрифтов есть семьи - Таймсов и Ариэлов, т.е. семейства вариантов шрифта с общими стилевыми особенностями знаков, имеющее собственное наименование ( рис. 3.2 и 3.3).

Шрифт Arial Black

Рис. 3.2. Шрифт Arial Black

Шрифты одной гарнитуры могут иметь самые различные начертания, их разделяют:

  • по наклону очка - прямые, курсивные и наклонные начертания (курсив в определенной степени имитирует рукописный шрифт, наклонный шрифт повторяет рисунок прямого, но с наклоном основных штрихов).
  • по плотности очка - нормальное, узкое, сверхузкое, широкое и сверхширокое начертания (например, для кегля 10 пунктов плотность нормальных шрифтов - 60-80, узких - 45-60, сверхузких - менее 45, широких - 85-105, сверхшироких - более 105%).
Гарнитура шрифта (Type family)  Arial Black

Рис. 3.3. Гарнитура шрифта (Type family) Arial Black

Итак, под гарнитурой понимаются вариации одного шрифтового семейства, отличающиеся различной насыщенностью, пропорциями, наклоном и стилем. Некоторые гарнитуры располагают большим количеством начертаний, чем другие. Благодаря этому можно построить весь документ на одной гарнитуре, используя, где это необходимо различные варианты начертаний. Примером может служить шрифт Helios который насчитывает около 33 начертаний. Термин "Шрифт" означает более узкое понятие - набор символов определенной гарнитуры, размера и начертания. Однако часто термины "гарнитура" и "шрифт" употребляются как синонимы. Например, гарнитура Arial из следующих вариантов шрифтов: Arial Bold, Arial Italic, Arial Narrow и т.д. - рис. 3.4. Многие из ныне используемых гарнитур созданы весьма давно (например, "Академическая" использовалась для набора книг еще в прошлом веке), другие придуманы недавно. Все элементы в хорошем шрифте гармонично сочетаются, образуя настоящее произведение искусства, выполненное художником-графиком.

Пример использования трех гарнитур (начертаний) шрифта Arial Black для написания текста

увеличить изображение
Рис. 3.4. Пример использования трех гарнитур (начертаний) шрифта Arial Black для написания текста

Начертание

Символы одного и того же рисунка шрифта могут различаться по толщине штрихов и соотношению ширины и высоты. Символы одного шрифта могут быть светлыми и жирными, широкими и узкими, прямыми, наклонными и курсивными. Многие шрифты имеют несколько начертаний, некоторые из них отображаются в списке Font отдельными строками, содержащими название шрифта и сокращенное название начертания. Как уже упоминалось выше, различные варианты начертания некоторого шрифта всех возможных размеров (кеглей) объединяются в одно шрифтовое семейство или гарнитуру.

Новый термин

Начертание - комплект строчных и прописных знаков, цифр, знаков препинания, спецзнаков и символов шрифта. Начертания шрифтов любой гарнитуры отличаются цветовой насыщенностью, пропорциями, контрастностью и наклоном знаков (светлое, полужирное, курсивное или наклонное, нормальное, узкое или широкое).

В различных программах для каждого шрифта существует несколько вариантов начертания: светлое (light), суперсветлое (extra light), полужирное (demi bold), супержирное (extra bold), сжатое (compressed или condensed). Наиболее распространенные начертания - Normal (обычный), Bold (полужирный), Italic (курсив или наклонный). Конечно, это далеко не все возможные начертания, однако эти начертания обязательно присутствуют во всех гарнитурах. Существует и множество других, для которых иногда даже нет общепринятого наименования. Например, для того чтобы присвоить тексту в MS Word полужирное начертание, следует его выделить, а затем нажать кнопку Bold (полужирный) на панели свойств. Аналогично, для присвоения курсивного (наклонного) начертания воспользуйтесь кнопкой Italic (Курсив). Полужирное начертание (Bold) создается небольшим увеличением толщины штриха, наклонное (Italic) - наклоном символов вправо. Для отмены полужирного или наклонного начертаний в MS Word следует еще раз (повторно) щелкнуть на соответствующей кнопке - она перестанет быть нажата и опция будет отменена.

Замечание

Строго говоря, курсив и наклонный - это разные начертания. Наклонный шрифт образуется простым искажением (наклоном) символов исходного (Normal) шрифта, т.е. наклон знака определяется углом, который он образует с вертикальной осью. Буквы же в курсивном начертании имеют лишь сходство с прямыми по стилю, рисунок их совсем другой. Курсив отличается от наклонного тем, что некоторые литеры в нем из-за стилизации под рукописное начертание имеют особый рисунок. Это хорошо заметно на буквах "а", "в", "и". Наклонное начертание может быть создано (генерировано) программой, курсивное должно изначально содержаться в файле шрифта. Эти начертания шрифта не отображаются в списке, даже если они есть, и выбираются непосредственно на панели свойств.

Топометрические единицы

Все можно измерить, в том числе и шрифты. Основными единицами типографской системы мер являются 1 пункт (1 п. или 1 pt), 1 цицеро (1 циц.), содержащее 12 п., и 1 квадрат (1 кв.), содержащий 4 циц. или 48 п. 1 п. = 1/2660 м = 0,376 мм; 1 циц. = 4,5 мм; 1 кв. = 18 мм. Итак, мы подошли к термину "Топометрические единицы", т.е. к основным единицам типографской системы мер и их соотношению с единицами метрической системы.

Пункт (point или pt)

Размер шрифта и расстояние между строками оценивают в пунктах. При компьютерном наборе используется англо-американский типографский пункт, равный 0,353 мм. 1 пункт равен примерно англо-американского 1/72 дюйма. В России и во Франции принята система Дидо: 1pt=0.0376 см., т.е. 0,0148 дюйма), а в Америке и в Англии - система PICA: 1pt=0.0351 см., т.е. 0,013837 дюйма).

Пика (pica)

Ширина и высота колонок и полос выражаются в пиках. Пика равна 12 пунктам, что чуть меньше 1/6 дюйма.

Цицеро

Единица, принятая в большинстве стран Европы. Она примерно равна пике (5,62 цицеро равны 1 дюйму).

Шпация

Термины круглая шпация, полукруглая шпация, тонкая шпация характеризуют горизонтальные размеры шрифта. Они соответствуют ширине заглавных букв М, N и строчной буквы t. Круглая шпация равна размеру шрифта, полукруглая шпация составляет 0,5 размера шрифта, а тонкая шпация - 0,25 размера шрифта. Другими словами, для 12-пунктового шрифта круглая шпация равна 12 пунктам, полукруглая шпация - 6 пунктам, а тонкая шпация - 3 пунктам. Ширина цифры показывает, сколько места на строке занимает цифра. Она равна полукруглой шпации (в большинстве шрифтов все цифры имеют одинаковую ширину, что особенно удобно при формировании числовых колонок в таблицах).

Кегль

Размер (высота) шрифта определяется так называемым кеглем - расстоянием между верхней и нижней шрифтовыми линиями. В широко распространенном понимании кегль шрифта - это высота области, отведенной под литеру. Другими словами это слово обозначает высоту символов шрифта, то есть расстояние от нижнего до верхнего выносного элемента плюс так называемые заплечики - свободное пространство над и под литерой. Это свободное пространство определяется в самом шрифте и нужно для того, чтобы символы верхней и нижней строк не сливались. Все это вместе составляет кегль, задаваемый в программе. На рис. 3.5 приведен пример шрифта (текста), набранного разным кеглем.

На иллюстрации изображены несколько кеглей одной гарнитуры

Рис. 3.5. На иллюстрации изображены несколько кеглей одной гарнитуры

Если подходить к этому термину более строго, то кегль - это размер площадки, на которой буква нарисована (а не реальный размер символа). Если сложить высоту изображения заглавной буквы, диакритического значка над ней, свисающего элемента под ней и добавить еще немного свободного пространства, мы как раз и получим кегль. Поскольку отношение высоты литеры к размерам выносных элементов может различаться, шрифты одного кегля могут сильно отличаться по видимым размерам ( рис. 3.6). Визуальное определение размера шрифта представляет сложность только для начинающих пользователей DTP-систем. Даже после непродолжительной работы пользователь приобретает опыт и через некоторое время распознает практически безошибочно большинство кеглей часто используемых гарнитур.

Различные шрифты одного кегля (26 пунктов) заметно отличаются по своим визуальным размером

Рис. 3.6. Различные шрифты одного кегля (26 пунктов) заметно отличаются по своим визуальным размером

Кегль измеряется в пунктах. Англо-американский пункт - 1/72 дюйма. Допустим, вы выбрали шрифт кегля 10. Но вы еще не привыкли к этим единицам и вам хочется знать, сколько это будет в привычных миллиметрах. Для перевода пунктов в миллиметры есть простая эмпирическая закономерность: для большинства шрифтов высота очка заглавных букв примерно равна кеглю, умноженному на 0,25 мм. То есть, при кегле 10 высота заглавной буквы будет примерно 2,5 мм.

Пропорции шрифта (ширина символов)

По соотношению ширины и высоты (пропорциям) одноименных знаков шрифты подразделяются на Узкие (Condensed, Narrow), Нормальные (Normal) и Широкие (Expanded, Wide). Могут быть варианты - очень (very) и сверх (extra, ultra). Реализация сжатого шрифта некоторой гарнитуры как отдельной разновидности в DTP-системах скорее исключение, чем правило. В подавляющем большинстве сжатые шрифты получаются средствами самой DTP-системы - путем пропорциональной деформации текста. Причем такая деформация может представлять собой не обязательно сжатие - строятся и растянутые начертания. Например, в программе CorelXARA соотношение ширины и высоты символа данного начертания может быть изменено вводом значения ширины текста в процентах к его высоте в поле Aspect ratio (Пропорции знаков). При этом исходная (нормальная) ширина символов принимается за 100%. В качестве примера на рис. 3.7 представлены результаты изменения ширины символов шрифта Times.

Изменение пропорций шрифта, выполненное в программе CorelXARA с использованием опции Aspect ratio (Пропорции знаков )

Рис. 3.7. Изменение пропорций шрифта, выполненное в программе CorelXARA с использованием опции Aspect ratio (Пропорции знаков )

Индексы

Индексы применяются при наборе математических, химических и других формул, значков примечаний и др. Индекс - это атрибут символа и он может быть задан, как и прочие атрибуты текста, для нескольких символов и даже для абзаца. Кнопки Superscript (надстрочный или верхний индекс) и Subscript (подстрочный или нижний индекс) изменяют кегль символа и перемещают его в положение соответствующего индекса. На рис. 3.8 изображены известные формулы, написанные с применением индексов.

Пример использования индексов

Рис. 3.8. Пример использования индексов

Понятие абзаца

При работе с текстом важную роль играет понятие абзаца - отступа или пробела в начале текста, главы или красной строки. Обычно новый абзац текста начинается отступом первой строки (иногда его называют красной строкой), при котором перед первой буквой вставляется пробел определенной величины. Отступ первой строки (абзацный отступ) может быть положительным (в этом случае первая строка сдвигается вправо относительно всех остальных строк абзаца) или отрицательным (первая строка выходит влево за край основного текста, то есть все строки абзаца, начиная со второй, смещаются относительно первой строки вправо на некое фиксированное расстояние). Кроме того, абзац может вовсе не иметь абзацного отступа. Для этой ситуации в типографском производстве принят термин тупой строки. Абзацный отступ - это сигнал к своеобразной паузе, организующей чтение. От больших блоков, не расчлененных на абзацы, читательское восприятие притупляется или идет не в нужном ключе. Выделяя значимые части текста, абзац выполняет роль своеобразного акцента, активно воздействующего на внимание человека.

Новый термин

Абзац (нем. Absatz - красная строка, буквально - уступ) это: 1) Отступ в начальной строке печатного или рукописного текста. 2) Часть текста, связанная смысловым единством и выделенная отступом первой строчки.

Кроме отступа первой строки абзац может иметь отступы справа и слева (втяжки) и межабзацные отбивки сверху и снизу. Следует помнить, что эти параметры действительны для всех строк абзаца, то есть если отступ от левого края составляет 5 мм, то все строки абзаца будут отстоять от левого края поля набора на заданную величину. Отступ первой строки относительно остального текста сохранится. С точки зрения редактора текста абзац - это последовательность строк, выровненная слева и справа по некоторым границам. Абзац характеризуется:

Левой границей - отступом вправо от левого поля страницы, по которому выравнивается основной текст абзаца.
Правой границей - отступом влево от правого поля страницы, за которым не может быть напечатан ни один символ абзаца.
Отступом/выступом "красной строки" - смещением начала первой строки абзаца относительно его левой границы. Отступ характеризуется положительным значением смещения "красной строки", а выступ отрицательным значением смещения.
Отбивками - интервалами между нижней строкой предыдущего абзаца и первой строкой текущего абзаца (верхняя отбивка), или между нижней строкой текущего абзаца и первой строкой следующего абзаца (нижняя отбивка).
Межстрочным интервалом - расстоянием между строками внутри абзаца.

Газетчики иногда называют абзацы "графами", чтобы подчеркнуть их отличие от книжных параграфов. Графы - это короткие сегменты мысли. Стандартные газетные абзацы состоят из трех или четырех предложений, то есть около 40 - 50 слов. Графы - это и элемент дизайна, который делает газетное пространство свободным и живым. Читатель с неохотой берется за материалы, которые выглядят большими. Деление на графы делает материал более читабельным, так как зрительно он не выглядит столь громоздким и многословным.

Выключка (Выравнивание текста)

Выключка отражает расположение текста относительно вертикальных границ полосы. Это параметр, показывающий размещение текста в параграфе. В зависимости от выбранного типа выключки текст размещается по - разному. Выключка бывает: по левому краю, по правому краю, по центру, по формату и полная выключка. Возможные варианты выключки (выравнивания текста) показаны на рис. 3.9.

Выключка по левому краю(1)

Рис. 3.9. Выключка по левому краю(1)

При выключке по левому краю текст выравнивается по левому краю, оставляя правый рваным. Все свободное место в строке кроме необходимых пробелов между словами, смещается к правому краю. Каждая строка начинается со слова (а не с пробела). Поэтому левый край такого абзаца выглядит ровным и плотным. В то же время правый край выглядит неровным (рваным).

Выключка по правому краю(2)

Рис. 3.9. Выключка по правому краю(2)

При выключке по правому краю правый край, соответственно, будет ровным, а левый рваным. Этот способ работы с текстом дает результат, зеркальный по отношению к левому выравниванию.

Выключка по центру(3)

увеличить изображение
Рис. 3.9. Выключка по центру(3)

При выключке по центру оба края текста имеют неровный силуэт, причем промежутки между границами поля набора и концами строки с обеих сторон равны. Свободное место в строке делится поровну между правым и левым краем, а в центре помещается "плотная" строка с необходимым количеством пробелов. В результате такого размещения оба края абзаца выглядят неровными, но абзац выглядит симметричным относительно средней вертикальной линии.

Выключка по формату (выключка по ширине)(4)

увеличить изображение
Рис. 3.9. Выключка по формату (выключка по ширине)(4)

Выключка по формату предполагает, что и правый и левый края текста будут располагаться точно вдоль границ полосы набора, поэтому границы текста окажутся ровными. Это достигается увеличением (или уменьшением) расстояний между словами в пределах допустимых норм. Правило не распространяется на последнюю строку абзаца: она будет вести себя как при левосторонней выключке. Но существует и так называемая полная выключка, при которой последняя строка должна быть дотянута до правого края. Свободное место между словами распределяется поровну так, чтобы и правый и левый край абзаца были ровными. Абзац при этом выглядит более разреженным, чем при других способах выравнивания текста.

< Лекция 2 || Лекция 3: 123 || Лекция 4 >
Далгат Камазов
Далгат Камазов

Хотелось бы узнать как я могу получить бумажный сертификат об окончании курса

Артём Халанский
Артём Халанский
Россия
Евгений Заречнев
Евгений Заречнев
Россия