Опубликован: 03.05.2007 | Доступ: свободный | Студентов: 5086 / 845 | Оценка: 4.39 / 4.04 | Длительность: 14:10:00
Специальности: Руководитель
Лекция 7:

Особенности Архитектуры электронного правительства

< Лекция 6 || Лекция 7: 12345 || Лекция 8 >
Аннотация: Основное внимание уделено концептуальной архитектуре электронного правительства. Материал данной лекции позволяет разобраться в таких темах, как централизованно-децентрализованная модель архитектуры, уровень интерфейса с клиентами. Несомненно, архитектура государственных функций имеет свои особенности, описание которых можно найти в лекции. Общие сервисы являются критически важной областью при реализации государственных программ информатизации, поэтому именно этому вопросу уделена большая часть лекции, различные диаграммы и справочные таблицы

Особенности Архитектуры электронного правительства по сравнению с Архитектурой предприятия

Общее описание Архитектуры электронного правительства

Вспомним традиционное разбиение архитектуры на представления или частные архитектуры (домены), такие как бизнес-архитектура, архитектура информации, архитектура приложений и технологическая архитектура. Государство в целом и отдельные ведомства, на самом деле, имеют много общего, когда мы рассматриваем "нижние" уровни: инфраструктуру, вычислительные платформы и сети. Эти базовые уровни не несут и не отражают специфику, связанную с логикой деятельности организации и выполнения функций и бизнес-процессов. Однако очевидные различия с коммерческими предприятиями обнаруживаются по мере того, как мы рассматриваем "более верхние" слои стека информационных технологий, которые связаны с прикладными системами для исполнения конкретных государственных функций. Государственные ведомства отвечают за реализацию характерных для государства функций, и среди этих функций можно найти лишь небольшое число параллелей и аналогий с коммерческими организациями. Государственные ведомства также внедряют такие корпоративные системы, как системы управления ресурсами предприятия (ERP) или системы управления отношениями с клиентами, т.е. гражданами и бизнесом (CRM). Но даже при условии, что эти системы реализуют аналогичные функции, что и в бизнес-среде, реализация их в государственных ведомствах сильно отличается.

Если говорить об отличиях, связанных с выделением отдельных представлений (или доменов) в описании Архитектуры электронного правительства, то многие методики особо выделяют некоторые области, которые не всегда актуальны для архитектуры уровня предприятия.

В качестве примера можно привести концепцию Архитектуры электронного правительства Gartner [9.9], которая выделяет следующие представления:

  • интерфейс;
  • бизнес-архитектура (функции);
  • данные;
  • прикладные системы;
  • общие сервисы;
  • интеграция;
  • инфраструктура.

Это условно показано на рис. 7.1 в виде "пирамиды". Все перечисленные области Архитектуры электронного правительства обеспечивают основу использования информационных технологий в организациях. Архитектура на уровне государства в целом или на уровне отдельного ведомства должна быть дополнена структурами управления и набором процессов, которые ее поддерживают и обеспечивают, т.е. Архитектурой операций или Процессами управления Архитектурой и ИТ.

Концептуальная архитектура электронного правительства

Рис. 7.1. Концептуальная архитектура электронного правительства

Заметим, что данная концептуальная архитектура электронного правительства Gartner была опубликована еще в 2001 году и носит достаточно "традиционный" характер. В курсе "Архитектура предприятия" мы описывали несколько иную методику Gartner Group для описания архитектуры предприятия, которая впервые была опубликована в 2002 году. Она также применима к электронному правительству, и чуть позже мы рассмотрим особенности использования этой обновленной методики в отношении электронного правительства.

Сейчас нам, однако, важнее понять особенности различных доменов архитектуры применительно к электронному правительству. В частности, можно заметить такую характерную, в основном, только для архитектуры электронного правительства область (домен), как общие сервисы. Но и многие другие области архитектуры электронного правительства также содержат характерные особенности, на которых мы кратко остановимся.

Рассмотрим более подробно особенности архитектуры электронного правительства в целом и отличительные черты отдельных доменов (областей) этой архитектуры.

Федеративная или централизованно-децентрализованная модель архитектуры

Одной из центральных характерных принципов реализации архитектуры электронного правительства является федеративная или централизованно-децентрализованная модель.

Это означает децентрализованную реализацию архитектуры различными государственными министерствами, агентствами и ведомствами при централизованной разработке методик описания, анализа и оптимизации архитектуры и при централизованном создании базовых технологических компонент и систем, обеспечивающих общие, повторяющиеся для большинства ведомств функции.

Различные государственные ведомства будут продолжать отвечать за реализацию своих функций и работу с соответствующими данными. То есть, непосредственно ведомства остаются "владельцами" процессов и будут ответственными за реализацию своих собственных информационных систем и за актуальность и точность информации.

Интеграция и повторное использование технологий и решений будет достигаться через идентификацию и реализацию общих принципов проектирования и создание ограниченного набора общих для большого количества ведомств базовых технологических компонент, использование которых уменьшит дублирование в создании систем и обеспечит их многократное использование.

Как справедливо отмечено в [9.10], два фактора являются обязательными для успеха федеративного принципа реализации архитектуры, который, с нашей точки зрения, является единственно возможным для крупных государственных структур управления:

  • развитая модель управления архитектурным процессом, способная обеспечить не столько механизмы жесткого навязывания решений, сколько механизмы координации архитектур отдельных организационных структур и ведомств;
  • централизованные механизмы финансирования инфраструктурных проектов, которые требуются для реализации общих компонент федеративной архитектуры.

При этом ключевой вопрос для людей, отвечающих за разработку архитектуры, состоит в том, насколько "толстым" должен быть слой общих сервисов. Ответ на этот вопрос требует четкого понимания всего многообразия функций и бизнес-процессов различных организационных структур и ведомств, а также потребностей в обмене информацией.

С технической точки зрения, уже сегодня, например, российские федеральные ведомства имеют достаточную технологическую основу и ИТ-инфраструктуру для реализации своих функций в электронной форме (сети, компьютеры и т.д.). Необходимо лишь более четко определиться по прикладным системам поддержки административных процессов и услуг. При этом потребуется два типа таких систем на федеральном уровне:

  • системы, обеспечивающие общие сервисы (базовые компоненты) (например, общий сервер электронных форм документов, общие сервисы безопасности, каталоги с информацией о государственных служащих, платформа для оплаты государственных услуг и т.д.);
  • прикладные системы, специфические для реализации конкретных функций и услуг.

Прикладные системы большей частью состоят из компонент, настроенных под реализацию конкретного процесса и услуги и, таким образом, должны, как правило, быть реализованы на уровне отдельного ведомства. В противоположность этому общие сервисы (базовые компоненты) могут быть использованы аналогичными или похожими способами для реализации большого количества процессов и услуг. Они покрывают специфическую функциональность в общей форме и поэтому обеспечивают широкую область реализации своих полезных свойств.

Для достижения интеграции систем различных ведомств на федеральном уровне и на различных уровнях государственного управления, систем предоставления государственных услуг в условиях, когда за реализацию государственных услуг отвечают соответствующие отдельные ведомства, средством координации могут быть только:

  • хорошо определенная архитектура;
  • общие методики;
  • общие форматы и схемы данных.
< Лекция 6 || Лекция 7: 12345 || Лекция 8 >
Грета Березовская
Грета Березовская
Александр Медов
Александр Медов

Здравствуйте, прошел курс МБА Управление ИТ-проектами и направил документы на получение диплома почтой. Подскажите, сроки получения оного в бумажной форме?

: