Опубликован: 29.06.2017 | Доступ: платный | Студентов: 80 / 14 | Длительность: 21:46:00
Тема: Экономика
Специальности: Экономист
Лекция 22:

Современное инновационное развитие национального хозяйства

< Лекция 21 || Лекция 22: 12 || Лекция 23 >

22.1. Отличительные черты третьей стадии производства

Третья стадия производства: особенности ее названия

В данной главе мы последовательно продолжаем рассматривать научно-технические и экономические основы: вслед за второй (индустриальной) - третью стадию производства. Она получила, как это было отмечено в главе 1, название "постиндустриальная стадия производства".

Но сейчас мы обнаруживаем парадокс (странность, неожиданность). С одной стороны, совершенно неудивительно, что у людей до XVII-XIX вв. не было индустрии. Странно же именно то, что с середины ХХ в. третья стадия производства, судя по ее названию, якобы лишилась индустрии и стала послеиндустриальной...

Чтобы разобраться, верно ли современную стадию экономики (по-прежнему) называть постиндустриальной, мы должны обратиться к реальным фактам.

Вот что мы видим из следующих статистических данных (табл. 22.1)

Таблица 22.1. Отраслевая структура ВВП (в процентах к итогу) в 2000-2002 гг.
Страна (год) ВВП, всего В то числе в отраслях сельского, лесного хозяйства и т.п. Промышленность
Великобритания (2001) 100 1 21
Германия (2002) 100 1 24
Италия (2002) 100 3 22
Канада (2000) 100 2 28
США (2001) 100 2 18
Франция (2002) 100 3 20
Япония (2002) 100 1 22

Данные табл. 22.1 делают очевидным тот факт, что в западных так называемых постиндустриальных странах на долю сельского, лесного хозяйства, рыболовства и охоты приходится всего 1-3% ВВП страны, а на долю промышленности - примерно 20-24%. Цифры доказывают, что эти страны названы постиндустриальными правильно. Ведь расцвет и сельского хозяйства, и промышленности у них уже в прошлом времени.

Об этом свидетельствует и то, что в постиндустриальных странах в конце ХХ - начале XXI в. наблюдаются очень невысокие темпы развития промышленности. Например, индексы промышленной продукции (1900 г. = 100%) в 2004 г. составили: в Японии - 101, Великобритании - 107, Германии (1991 г. = 100%) - 115, Франции - 116.

Тогда может возникнуть недоуменный вопрос: остались ли на нашей планете в прежних макроэкономических объемах сельское хозяйство и индустриальное производство (то есть страны, находящиеся на первой и второй стадиях производства)?

На этот вопрос дает ответ статистика ряда больших по численности на селения стран (табл. 22.2).

Таблица 22.2. Отраслевая структура ВВП (в процентах к итогу) в 2000 г.
Страна ВВП, всего В том числе в отраслях сельского, лесного хозяйства и т.п. Промыленность
Индия 100 25 21
Индонезия 100 17 40
Китай 100 16 44
Пакистан 100 24 18
Филиппины 100 16 26

Примечательно, что в такого рода странах достигнуты довольно таки высокие темпы роста индустрии (тяжелой и легкой промышленности). Например, индексы производства промышленной продукции (1900 г. = 100) составили:

  1. в Индии - 154 (2003 г.);
  2. Республике Корея - 265 (2003 г.);
  3. Китае - 492 (2001 г.).

Выходит, что произошло необычное: Китай, Индия и многие другие ранее слаборазвитые страны превратились в достаточно сильных конкурентов, например, западноевропейских стран в области производства многих промышленных и сельскохозяйственных продуктов. Так, Китай завалил Европу дешевыми изделиями промышленности (одеждой, обувью, бытовой техникой и др.).

Получается, что индустрия стала быстро развиваться не в постиндустриальных, а во многих бывших слаборазвитых странах. Непонятным остается очень важный вопрос: как правильно назвать научно-техническую и экономическую основу третьей стадии производства?

Научно-техническая и экономическая

основы современного производства

Как известно, к середине ХХ в. сильно расширились и качественно обновились общественные потребности, которые не могли быть удовлетворены традиционным индустриальным производством. Так, скажем, на предприятиях при обслуживании машин применялось много ручного труда, управленческий труд не был оснащен техническими средствами, на изготовление продукции требовались большие затраты сырья, материалов и энергии.

Однако переход к принципиально новой технике и технологии был возможен только путем такой грандиозной научной революции, которая могла коренным образом изменить техническую базу индустрии. Такой переход был совершен начиная с 40-50-х г. XX в. и получил название "научно-техническая революция". Именно эта революция и составляет сущность третьей стадии производства.

О научно-технической революции было кратко сказано в главе 1 учебника. Здесь мы рассмотрим ее более основательно.

Прежде всего отметим исходные и основные направления НТР, составляющие ее сердцевину. К ним относятся:

  1. Электроника - ведущая отрасль науки и техники. Она в корне преобразует виды связи, автоматику, телевидение, вычислительную технику, управление технологией.
  2. Электронно-вычислительные машины - вычислительные машины, в которых все операции выполняют электронные приборы со скоростью, многократно превосходящей человеческие способности.
  3. Радиоэлектроника - область науки и техники, изучающая и использующая способы передачи и преобразования информации с помощью электромагнитных свойств радиодиапазона (от сотен метров до нескольких километров).

В главе 1 учебника говорится в основном о начальном этапе НТР. В связи с этим важно выяснить: продолжается ли развитие НТР в ее прежнем виде?

Практика развития третьей стадии показывает следующее.

Основные направления НТР по существу сохранились и в XXI столетии. Но уже во второй половине ХХ в. в развитии НТР появились немалые трудности и противоречия:

  • электронные приборы состояли из сравнительно простых электронных ламп и других элементов, которые соединяли с помощью ручного труда путем пайки и сварки;
  • в ЭВМ были громоздкие ламповые приборы, что затрудняло их применение;
  • средства радиотехники не обладали необходимым быстродействием и точностью.
  • Потребовалось решительно преодолеть все эти ограничения.
< Лекция 21 || Лекция 22: 12 || Лекция 23 >
Анвар Аллагулов
Анвар Аллагулов

Здравствуйте

 

Екатерина Айзенберг
Екатерина Айзенберг