Общие понятия электронной коммерции
2.1. Традиционная и электронная коммерция
В наиболее общем виде любая экономика состоит из процесса производства товаров (продуктов, услуг) и коммерческой деятельности, основной целью которой является получение прибыли посредством реализации произведенного товара. Коммерческая деятельность или просто коммерция - это широкое понятие, которое не сводится лишь к продаже какого-либо товара и получению оплаты за него.
В случае традиционной коммерции типичный бизнес-процесс выглядит так, как представлен на рис. 2.1.
Сначала компания-производитель осуществляет выпуск новой продукцию и выходит с ней на рынок (самостоятельно или при помощи посредника - поставщика). Потребитель определяет свою потребность в какой-либо продукции, знакомится с информацией о ней, ищет места покупки, сравнивает возможные варианты с учетом цены, уровня обслуживания и репутации компании и продукции. При нахождении требуемого ему товара начинается этап переговоров, включающий в себя согласование цены, формы оплаты и сроков доставки товара. Результатом данного этапа становится заказ, включающий в себя наименование и тип товара. На основании заказа поставщик направляет покупателю предложение совершить сделку (оферту). Оферта может выполняться в виде договора либо в упрощенном варианте в виде счета. В случае согласия с условиями предложения потребитель возвращает поставщику акцепт, т.е. документ, свидетельствующий о принятии предложения. Акцепт может быть реализован в виде подписанного договора либо каким-то другим способом. Оплата товара, в зависимости от возможности потребителя и поставщика, может быть осуществлена наличным (монеты, купюры) либо безналичным способом (чеки, кредитные карты, векселя, банковский перевод). Оплата товара должна быть взаимосвязана с этапом физической доставки товара потребителю. Коммерческая транзакция завершается этапом фиксации факта окончания сделки, в процессе этого этапа оформляются итоговые документы (счет-фактура, акт, накладные). В простейшем случае, например при розничной продаже товаров относительно невысокой стоимости, оферта представляет собой счет, который передается потребителю по почте, по факсу или при личной встрече. Акцепт в этом случае реализуется в виде оплаты выставленного счета. В дальнейшем участники могут взаимодействовать друг с другом по вопросам послепродажного обслуживания.
В качестве потребителей и поставщиков могут выступать:
- отдельные граждане (физические лица);
- организации и предприятия (юридические лица);
- органы государственного управления.
Совершенствование почтовых служб, развитие средств коммуникаций, повышение требований к качеству обслуживания постепенно изменило облик бизнес-систем и реализацию отдельных этапов коммерческой транзакции. Например, в США получил широкое распространение удаленный заказ товаров по почте или телефону (MoTo, Mail order - Telephone order). Оплата покупки при этом осуществлялась либо посредством чека, высылаемого в магазин по почте, либо с помощью голосовой передачи по телефону основных параметров кредитной карты. Система МоТо по сути стала прототипом будущих электронных коммерческих систем, реализованных на базе электронной почты и Интернета.
Переход мировой экономики к постиндустриальному этапу развития, бурный прогресс средств компьютерной техники открыли новые возможности по автоматизации коммерческих транзакций и привели к появлению электронной коммерции.
Электронная коммерция - это разновидность коммерческой деятельности, в которой взаимодействие между ее участниками на всех или некоторых ее этапах осуществляется электронным способом, что наглядно демонстрирует рис. 2.2.
Иначе говоря, электронная коммерция предполагает взаимодействие между партнерами с использованием информационных технологий, что существенно повышает гибкость, эффективность и масштабность бизнес-процессов.
Компьютеризация этапов бизнес-процесса позволяет выделить четыре основные области электронной коммерции:
- автоматизированные системы управления ресурсами предприятия (этап 1 - производство товара);
- интернет-реклама (2);
- поисковые системы (3);
- электронные платежные системы (2—8, 10—11, 9 — в случае оплаты услуг в сети Интернет или покупки/продажи цифровых данных).