Социальная работа с семьей и детьми
8.1. Институты социализации и опеки
Формирование сети учреждений социального обслуживания семьи и детей началось в 1993-1994 гг. в соответствии с Указом Президента РФ от 1 июня 1992 г. № 543 "О мерах по реализации Всемирной Декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 1990-е годы", в котором органам исполнительной власти субъектов Федерации рекомендовалось "содействовать созданию и укреплению территориальной сети учреждений нового типа социальной помощи семье и детям".
Такими учреждениями нового типа стали центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи по телефону, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей и подростков, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями. В других учреждениях социального обслуживания населения открываются отделения по работе с семьей и детьми.
В дошкольных центрах социально-педагогической поддержки занимаются обучением и воспитанием детей по программе детских садов, осуществляют психологическую и педагогическую реабилитацию детей с отклонениями в умственном и физическом развитии. Здесь созданы индивидуальные реабилитационные программы для каждого ребенка, ведется психологический и педагогический контроль за процессом реабилитации.
В центрах реабилитации детей-инвалидов оказывается психологическая, педагогическая и медицинская помощь, осуществляется профессиональная подготовка. Организацией досуга семей, культурно-массовых мероприятий занимаются центры досуга. В них к воспитанию детей привлекаются отцы, родителям предоставляется возможность на несколько часов оставлять в центре малышей.
В социальной службе молодежи помогают молодым людям в трудоустройстве, оказывают помощь молодой семье, несовершеннолетним преступникам, вернувшимся из заключения, алкоголикам и наркоманам. В медико-социальном центре оказывается помощь не только детям, но и членам семьи, всем слоям населения. Здесь осуществляется патронаж семей с малолетними детьми, проводится пропаганда здорового образа жизни, медицинская профилактика. Особое внимание уделяется семьям, где есть дети-инвалиды и больные дети. После выявления нуждающихся семей социально-бытовые службы оказывают им различную помощь, в том числе их прикрепляют к магазинам, мастерским и т.д.
Знаете ли вы, что…
2006 год стал юбилейным для специалистов социальной сферы - социальных работников и социальных педагогов России. В этот год исполнилось 20 лет со дня введения должности "социальный работник", 15 лет со дня введения квалификации "специалист по социальной работе", а также 15-летие введения специальности "Социальная работа" в высших и средних специальных учебных заведениях.
Для оказания временной помощи семье, попавшей в беду, создаются временные приюты. По численности преобладают приюты для детей. Для взрослых создаются социальные гостиницы, для подростков и молодежи - дома по интернатному принципу, где они живут до 18 лет, посещая школу; после окончания, найдя работу, могут уйти из интерната.
Все больше появляется сегодня социальных гостиниц при детских домах и школах-интернатах. Это своеобразный выход из положения, когда выпускники не могут быть сразу обеспечены своим жильем. Подобные гостиницы не только обеспечивают временным жильем выпускников, но и гарантируют им питание, медицинское обслуживание, оказание психологической и коррекционной помощи (Киреевская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Тульской области, Болдинский детский дом Владимирской области, детский дом № 10 г. Санкт-Петербурга). Социальные гостиницы становятся школой жизни для детей-сирот. Жизнедеятельность в социальной гостинице построена на принципе полного самообслуживания.
В центре психолого-педагогической помощи семье и детям помогают установить в семье нормальную психологическую обстановку, осуществляют психологическое и педагогическое просвещение всех ее членов. Распространенной формой работы с трудными детьми и подростками являются центры социальной реабилитации детей и подростков. В них занимаются профилактикой их антиобщественного поведения, организовывая их труд и учебу, помогая выйти из кризисного состояния.
Одной из форм помощи семье является организация центров семейного досуга. Они создаются на государственные, муниципальные, общественные и частные средства. В центрах семейного досуга работают игровые, тренажерные площадки, проводятся педагогические и психологические консультации. При многих центрах созданы службы "Телефон доверия", службы социальных педагогов, различные семейные клубы. Ценность таких центров состоит в том, что в них дети и взрослые проводят свое свободное время вместе, здесь объединяются их интересы.
Центры социальной защиты осуществляют правовую и юридическую помощь несовершеннолетним и их семьям, контролируют криминальные семьи и лиц, которые вовлекают детей и подростков в преступления, помогают вышедшим из заключения.
Наименование учреждения | Численность обслуженных за год | |||
---|---|---|---|---|
человек | из них повторное обращение | в том числе несовершеннолетних детей | из них повторное обращение | |
Центр социальной помощи семье и детям | 5 841 323 | 3 693 004 | 2 375 501 | 873 873 |
Центр психолого-педагогической помощи населению | 322 349 | 108 821 | 124 023 | 22 667 |
Центр экстренной психологической помощи по телефону | 58 093 | 12 990 | 5234 | 1001 |
Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних | 761 593 | 167 119 | 383 442 | 107 948 |
Социальный приют для детей и подростков | 69 027 | 10 120 | 54 268 | 7 678 |
Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей | 9185 | 2280 | 4448 | 380 |
Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями | 357 672 | 138 200 | 229 896 | 91 555 |
Отделение по работе с семьей и детьми в центре социального обслуживания | 1 730 953 | 495 647 | 859 822 | 340 710 |
Отделение по работе с семьей и детьми в комплексном центре социального обслуживания населения | 2 064 861 | 692 284 | 866 822 | 315 510 |
Кризисный центр для мужчин | 19 032 | 6747 | 2523 | 892 |
Кризисный центр для женщин | 627 97 | 16 394 | 19 146 | 6521 |
Другие учреждения социального обслуживания семьи и детей | 628 904 | 168 047 | 224 711 | 118 825 |
Всего | 11 925 789 | 5 511 653 | 5 149 836 | 1 887 560 |
На 1 января 2006 г. количество учреждений социального обслуживания семьи и детей, действующих в ведении органов социальной защиты населения 89 субъектов Российской Федерации, по сравнению с предыдущим годом увеличилось на 71 и составило 3 444. В ближайшее время планируется создание более 260 учреждений социального обслуживания семьи и детей различного типа. В 2005 г. учреждениями социального обслуживания семьи и детей предоставлено свыше 71,4 млн различных видов социальных услуг, среди них: социально-педагогические - 10,9 млн; социально-медицинские - 10,9 млн; социально-бытовые - 16,3 млн; социально-экономические - 10,5 млн; социально-психологические - 6,2 млн; социально-правовые - 3,3 млн.
В нашей стране существуют многочисленные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление; опека; приемная семья, детский дом семейного типа; учреждения (дома ребенка, детские дома, школы-интернаты, санаторные школы, коррекционные образовательные учреждения и детские дома и т.д.). Кроме того, дети могут направляться в кадетские школы-интернаты, общеобразовательные школы-интернаты с первоначальной летной подготовкой или быть зачисленными в качестве воспитанников в воинские части в возрасте от 14 до 16 лет и находиться там до 18 лет. Кроме них, существуют также такие формы призрения, как детские поселки (семейные группы, которые создаются на материнском принципе и при отсутствии отца), детский городок (по своей организации он близок к детскому поселку, по воспитательной атмосфере похож скорее на так называемые квартирные детские дома), детские дома квартирного типа (это детский дом с воспитателями-профессионалами, не берущими на себя роль родителей и, таким образом, не являющимися опекунами), патронатная семья (профессиональная замещающая семья).
Анализ показателей жизнеустройства детей и подростков, находившихся в приютах и стационарных отделениях для несовершеннолетних и в других учреждениях социального обслуживания населения, показал: численность детей, направленных на усыновление в 2005 г.; составила 204 человек; под опеку, на попечение - 4618 (3,8%). Вернулись в родные семьи - 86 тыс. детей и подростков, что составило 70,9%. В государственные интернатные учреждения определено 20 тыс. детей (на 14,9% % меньше, чем в 2004 г.). Получили развитие такие формы жизнеустройства детей, как направление в семейные воспитательные группы - 1865 детей (1,5%), в приемную семью - 1029 детей (0,8%). При этом более 166 тыс. детей находились в учреждениях, имеющих стационарные отделения, до 3 месяцев - более 94 тыс., до 6 месяцев - 29 тыс., от 6 месяцев до 1 года - более 20 тыс. несовершеннолетних, больше года - 19 тыс.
Наиболее распространенным среди россиян способом помощи сиротам является пожертвование одежды, игрушек, продуктов, денег интернатам и детским домам. Около 59% участников опроса заявили, что помогают детям таким образом. Наиболее желательным видом помощи люди считают устройство сироты в семью на долгосрочной основе, при этом 78% назвали усыновление наилучшим способом. На втором месте - помещение ребенка в семью опекунов или попечителей (69%). На третьем - семейный детский дом (41%). Однако число потенциальных усыновителей в России незначительно. По данным исследования, их около 12%.
Есть мнение
Я недавно провожал в последний путь ветерана Отечественной войны. Он закончил жизнь в бедности. Это обидно и неправильно. Я знаю много тренеров, которые вырастили чемпионов, а теперь получают крохотную пенсию. Давно назрела пенсионная реформа, которая позволила бы пожилым людям достойно прожить отпущенное время. Конечно, денег в бюджете на всех не хватает, но мы же знаем, что миллиарды долларов уходят за рубеж. Нет, я не призываю к переделу собственности, но богатые должны научиться делиться своими прибылями.
В 2006 г. в Санкт-Петербурге стали функционировать два новых типа социальных квартир - для детей-сирот и детей-инвалидов. Летом 2006 г. в Адмиралтейском районе Петербурга открыта первая социальная квартира. Это новый проект по реабилитации детей-сирот. Здесь ребята смогут получить необходимые в обычной жизни навыки, которым невозможно научиться в детском доме. Осенью семь детей-сирот станут жителями первой в городе социальной квартиры. Здесь их будут готовить для устройства в замещающие семьи. Социальную семью называют домашней группой. Пока здесь будут работать воспитатели-женщины. Но не исключено, что директор пригласит на работу семейную пару. Когда ребенок покинет эту квартиру, специалисты социально-реабилитационного цента еще несколько лет будут сопровождать приемных родителей. Помогать решать социальные и жилищные проблемы. По опыту других городов, создание социальных квартир стимулирует усыновление. В Петербурге пока только 11 приемных семей.
В начале 2006 г. сертификаты на собственную комнату получили пять человек - инвалиды с нарушением умственного развития. В социальной квартире у каждого из них будет отдельная комната, место для отдыха, просторные ванные и современная кухня. В квартире есть самое необходимое: электрические плиты, стиральная машина, кухонный комбайн. Специалисты говорят: в домашней уютной обстановке инвалидам будет лучше, чем в интернате. В социальной квартире они будут находиться под присмотром. Открытие "социальной квартиры" - это часть совместной российско-шведской программы, которая направлена на реабилитацию людей с задержкой умственного развития. Специалисты, которые будут наблюдать за инвалидами, прошли стажировку в Стокгольме. Средства на приобретение квартиры и ремонт взял на себя городской бюджет.
Все институты и учреждения, так или иначе причастные к социализации и социальной работе, можно классифицировать на общие и специализированные. К общим следует относить семью, детсад, школу, вуз, армию, производство, государство, а к специализированным - такие учреждения и институции, которые созданы намеренно с целью оказания услуг по социализации. К ним относятся ассоциации, фонды, школы и библиотеки, дома молодежи и дома престарелых, в уставе которых зафиксирована цель оказания социализирующих действий на своих клиентов. Социализирующая цель может содержаться в уставных документах явно (указывается термин "социализация" и расшифровывается перечень соответствующих услуг) и неявно (термин не указывается, но перечислен спектр услуг, которые покрываются понятием социализации). При этом специализированные институты могут функционировать как на платной, так и на бесплатной основе. Приведем некоторые примеры институтов социализации.
Школы
1. Курская областная школа молодежных лидеров "Комсорг" создана в 1961 г., за 40 лет существования подготовлено свыше 19 тыс. молодежных лидеров, из числа которых свыше 5 тыс. стали известными в регионе и за его пределами специалистами и организаторами различных отраслей хозяйства. С конца 80-х гг. появилась возможность в рамках школы решать крупномасштабные органически связанные задачи по подготовке лидеров и оказанию социально-психологической помощи подросткам в условиях социальной и радиационной депривации. Ежегодно школа принимает свыше 400 подростков и юношей, сохраняющих благотворное влияние центра на их судьбы в течение многих лет.
Главным теоретическим основанием программы является положение о приоритете социального контекста в психическом развитии ребенка. Стратегией поиска технологий социальной и педагогической помощи становится стратегия построения развивающего образа жизни, различных обучающих и воспитывающих сред.
Новизна подхода заключается в том, что социально-психологическая реабилитация строится не на основе прямого воздействия воспитателей и психологов, но посредством специально структурированной социальной среды, условия совместной деятельности в которой стимулируют внутригрупповые и межгрупповые механизмы социализации личности. Приоритет групповых факторов социализации позволяет осуществлять крупномасштабную помощь молодежи (от 100 до 230 человек в течение 21 дня). Организаторы школы исходили из того, что оптимизация отношений личности с социумом как исторически начальной ступени ее социализации есть главное условие формирования положительного отношения к себе.
В общую программу деятельности центра была включена программа реабилитации старшеклассников, проживающих в районах, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС. Программа основывается на теоретическом положении о том, что оптимизация личностных состояний происходит в общности сверстников, включенных в социально значимую деятельность. Условия социального продвижения личности старшеклассников из загрязненных районов создаются в том случае, когда их число не превышает 30% членов первичного коллектива. В рамках центра кафедрой психологии Курского педагогического университета, в свое время создавшего этот центр, проведен ряд научных исследований.
2. Средняя общеобразовательная школа № 109 г. Челябинска в своей деятельности выделяет несколько приоритетных направлений. Среди них не последнее место занимает "Социализация личности в образовательном процессе", которое включает:
- систему традиционных школьных мероприятий, направленную на адаптацию личности;
- анкетирование и тестирование, социологические опросы участников образовательного процесса по выявлению жизненных приоритетов;
- разработку видов деятельности для различных категорий участников образовательного процесса, способствующих социализации личности;
- деятельность музея школы;
- создание творческих групп, клубов по интересам;
- мониторинг уровня социализации личности учащихся на различных этапах образовательного процесса;
- социально-психологическое обеспечение деятельности школы-комплекса;
- организацию системы дополнительного образования.
Второе направление деятельности школы, тесно связанное с социализацией, называется "Деятельность школы в микрорайоне", оно подразумевает:
- связь к КТОС микрорайона;
- совместную деятельность с советом ветеранов;
- поисковую деятельность в рамках акции "Судьба семьи в судьбе страны";
- совместную деятельность по социализации учащихся с клубами микрорайона;
- организацию праздников и массовых творческих дел в микрорайоне;
- организацию школьной социальной помощи для жителей микрорайона;
- организацию деятельности школьных трудовых бригад по благоустройству микрорайона.
3. Школа-интернат № 4 для глухих детей главной своей целью ставит воспитание каждого учащегося высоконравственной, гуманной и социально зрелой личностью. Социализация неслышащих детей средствами учебно-воспитательного процесса понимается педколлективом школы-интерната как важная и актуальная. Особым образом организованная среда помогает детям вести полноценный созидательный образ жизни. Осваивать необходимые способы жизнедеятельности неслышащим детям помогает специальная организация учебно-воспитательного процесса. Освоение осуществляется непрерывно через весь учебно-воспитательный процесс, уроки, специальные занятия, кружки, экскурсии и другое, что позволяет детям развивать свою индивидуальность. В школе активно используется дифференцированный и индивидуальный подходы.
Знаете ли вы, что…
Среди причин бедности и нищеты Иоанн Кронштадтский указал на главные: бедность от рождения, сиротства, от бедствий, кражи, от неспособности к труду по старости или инвалидности, по маловозрастности, бедность от потери места (безработицы), от лености, пьянства, недостатка труда (отсутствия рабочих мест) и недостатка средств, с которыми можно взяться за труд (отсутствия первоначального капитала, а зачастую просто и "порядочной одежды, обуви, насущного хлеба, инструмента или орудия").
Создание полноценной речевой среды в школе для глухих детей
Особое место в социализации глухих детей отводится трудовой подготовке. На уроках ППО, трудового обучения, на пришкольном участке и в кружках формируются у детей первоначальные трудовые навыки и умения, представления о профессиях, которые доступны глухим. В школе организовано профессиональное обучение детей специальностям: швея-мотористка, столяр-плотник, вязальщица, мастер по ремонту обуви. Освоенные профессии позволяют неслышащему ребенку сохранить полноценные связи с окружающим миром.
Воспитанники школы-интерната занимаются в изостудии, музыкальной студии; продукты их творчества - концерты и выставки, спортивные занятия и соревнования.
4. Среди основных направлений научно-исследовательской и экспериментальной работы в муниципальном лицее № 174 г. Зеленогорска значится "Практика социализации и воспитания", которое предполагает: а) теоретическую и практическую подготовку коллектива по вопросам социализации; б) психолого-педагогические аспекты социализации личности; в) совершенствование системы воспитательной работы.