Семья и родители как агенты социализации
4.1. Возникновение института родительства
У института родительства долгая история. Его корни уходят в животное прошлое человека. Уже у высших животных формируется особое явление - материнство, но только инстинктивное. У человека материнство из инстинктивного становится сознательным. На базе материнства позднее возникает новый феномен - отцовство. У него нет биологических корней. Это целиком социально приобретенное качество.
У высших животных материнство возникло под давлением двух факторов - сокращения численности потомства и усложнения внутреннего строения организма.
Низшие животные выживают за счет быстрого размножения. Им не надо заботиться о потомстве. У высших животных счет потомству идет на единицы, и о каждом надо заботиться. Забота о своих детях - исходная клеточка возникновения вначале инстинкта, а позже - в сообществе людей - еще и института материнства.
Чем выше уровень развития животного, сложнее его морфологическая структура и строение мозга, тем меньше по численности у него потомство и тем бережнее к нему отношение. Сходная картина наблюдается и у людей.
Горилла рождает детеныша один раз в 5 лет. Риск потерять единственного наследника в результате нападения хищника, нехватки пищи или болезней очень велик. У людей ныне наследник рождается еще реже, а то и вовсе его не бывает. Разумеется, если речь идет об индустриально развитых странах. В странах третьего мира, где народ намного беднее, а институты материнства отсутствуют либо развиты слабо, инстинкт материнства приносит гораздо большие плоды - здесь рождаемость выше, чем в странах обитания так называемого золотого миллиарда.
Таким образом, природа эволюционирует от: 1) полного отсутствия материнства как заботы о детях у низших животных к 2) появлению инстинкта материнства у высших животных до 3) максимального развития инстинкта материнства у человека и возникновения наряду с ним института материнства - совокупности учреждений и культурных практик, помогающих матери вырастить потомство и позаботиться о его дальнейшей судьбе.
Чем беднее живут люди и чем ниже экономическая ступенька, на которой стоит общество, тем больше рождается детей и слабее за ними уход: родители трудятся, а детей воспитывают улица и сверстники. Чем богаче население и более развита страна, тем меньше рождается детей и тщательнее за ними уход: гувернеры, престижные школы, частные пансионаты.
В России юные матери, вступившие в случайные половые связи, нередко отказываются от детей, боясь, что они помешают их карьере или наилучшему устройству в жизни. Частые дети в бедных странах и слоях общества превращаются в обузу. Редкие дети в богатых странах и слоях общества становятся желанным и любимым потомством, с которым связывают будущее всего рода и которому завещают немалые богатства.
В процессе эволюции, как отмечают антропологи, рода Homo происходит увеличение общей продолжительности жизни и значительное удлинение периодов детства и юности. Продолжительное детство и связанная с этим беспомощность младенцев делали матерей более зависимыми от других членов группы. До недавнего времени считалось, что единственным выходом из этой ситуации было активное привлечение мужчин (отцов) к заботе о потомстве.
Если бы только родители могли себе представить, как они надоедают своим детям!
Став осознанной потребностью, именно у людей материнство получает наивысшее развитие. Материнство и отцовство вместе создают еще одно явление - родительство, которое по мере развития общества превращается в специальный социальный институт.
Появление биологического материнства и техники ухода за детьми радикально повлияло на эволюцию обезьян. Усиленная забота о потомстве привела к развитию моторных функций и условных рефлексов. Вынашивание детенышей с крупным мозгом потребовало интенсивного потребления кислорода и переноса через плаценту значительной энергии. Следствием явились укрепление скелета и увеличение мозга.
Таким образом, забота и уход за потомством не в меньшей степени повлияли на процесс превращения обезьяны в человека, чем возникновение орудий труда и "приручение" огня. Вынашивание потомства - самый ранний этап социализации, который предопределил дальнейший ход истории человеческого рода. В конечном итоге уход за детьми, постепенно переросший в сложнейшую процедуру воспитания, необходим был взрослым даже в большей мере, чем самим детям. Он существенно повлиял на их интеллектуальное и социальное развитие.
Ученые давно заметили, что родительские стратегии присущи многим видам животных, и они вполне совпадают с нашими. Так, мелкие обезьянки игрунки из лесов бассейна Амазонки полагаются на помощь теток и бабушек, которые нянчатся с малышами, пока мамы добывают пропитание. А у бразильских обезьянок тити папы и мамы водятся с детьми и ищут еду по очереди - совсем как во многих человеческих семьях с двумя работающими родителями. Самка дикого бабуина с кенийских равнин трудится не покладая рук, обихаживая и воспитывая потомство. Причем многие млекопитающие вскармливают детенышей молоком значительно дольше, чем это требуется, потому что лактация отодвигает овуляцию и возможное зачатие. Так животные решают проблемы планирования семьи и выбирают удачный момент для беременности и родов - когда корма будут в изобилии и растить детенышей будет легче. Разве не так поступают многие молодые семьи, которые сознательно отказываются от детей, пока не станут на ноги материально?
Чем больше увеличивались размеры мозга, тем больше времени требовалось на то, чтобы научиться им пользоваться. Увеличилась продолжительность детства, потомство приходилось обучать тому, что не передалось ему от природы: какие травы и плоды можно собирать, а какие нельзя, как нужно спасаться от врагов, как следует охотиться. Посмотрите на кошку или собаку - их никто не обучал разбираться в травах. Эти знания у них носят инстинктивный характер. Но у человека, по мере увеличения мозга, сокращалось количество инстинктов, и их место занимали социально приобретенные навыки. Природное начало сужалось, социальное - расширялось. Оно потребовало особого периода - детства, когда родители обучали потомство азам выживания. Чем выше взбиралось человечество по эволюционной лестнице, тем большее количество знаний приходилось передавать потомкам в процессе их обучения, тем большее время для этого требовалось.
Другой фактор удлинения детства - возникновение семьи. Появление моногамии - устойчивого брачного союза самца и самки на период выращивания хотя бы одного выводка - вызвано было тем, что самка в одиночку не могла сохранить потомство: добывать пищу, охранять территорию от врагов, передавать знания. Отсюда произрастает институт отцовства и начинается история социализации в точном смысле слова. Ее нижняя граница - возникновение института отцовства и на его основе - формирование института родительства. Завершилась история инстинктов, началась история институтов.
Отсюда берет свое начало и общественное разделение труда, так как исторически первая его форма относится не к сфере производства, как мы привыкли думать, а к сфере воспитания потомства. Женщина обеспечивает вынашивание плода, выкармливание младенца грудью и психофизиологический уход за ребенком. Отец подключается к воспитанию позже, но обучает детей всей сумме необходимых для жизни в обществе знаний.
Таким образом, в ходе многовекового развития человеческое общество создало вокруг и по поводу отношений родительства сложные системы ценностей, традиций, норм и правил поведения, механизмов социального контроля (телесные наказания, отлучение от наследства, почитание старших, лишение родительских прав).
4.2. Типы и агенты социализации
Социализация - процесс приобщения к принятым в обществе ценностям и нормам. В широком смысле слова социализация может длиться всю жизнь. В узком смысле - ограничивается периодом взросления вплоть до совершеннолетия. В том и другом случае содержанием этого процесса выступает усвоение культурных норм общества и освоение социальных ролей, которые положено выполнять любому человеку как члену общества.
Любопытные факты
Японцы гордятся тем, что число внебрачных детей равно 1,1% от общего числа новорожденных. Уровень разводов превышает показатели предыдущих лет (менее 25%). Те же пары, у которых есть дети, редко решаются на развод, так что число родителей-одиночек почти не изменилось за последние 30 лет.
Семейная социализация понимается двояко: с одной стороны, как подготовка к будущим семейным ролям, с другой - как влияние, оказываемое семьей на формирование социально зрелой личности. В зависимости от того, какие роли существуют в данной семье и какова ее структура (нуклеарная, многопоколенная, расширенная), надо выделять несколько типов социализации.
Супружеская социализация означает подготовку брачной пары к совместной жизни, распределение семейных обязанностей, исполнение роли мужа и жены, установление норм совместной жизни и их исполнение. Супружеская социализация является однопоколенной и разнополой, она продолжается на протяжении всего периода сохранения брака и представляет собой цепочку взаимных влияний, обучений, поучений, контроля за исполнением, а также совокупности санкций, которые супруги применяют по отношению друг к другу.
Внутри семьи супружество для мужчин и отцовство отличаются от супружества для женщины и материнства; по мере того как женщины все более погружались в заботы семьи, мужчины занимались ею все меньше. Первая обязанность отца - обеспечить семью материально. Его эмоциональный вклад редко считается столь же важным, как мужская работа в доме или зарабатывание денег.
Другой тип социализации называется родительско-детской. Ее содержанием выступает передача культурных ценностей от одного поколения к другому, приучение к дисциплине и послушанию, обучение элементарным навыкам повседневной жизни и личной гигиены, усвоение культурных норм межличностного обращения с чужими и своими (родственниками, друзьями) людьми, освоение социальных ролей, принятых в большом обществе (например, роли покупателя или ученика), овладение основами профессионального мастерства.
Письмо в редакцию
"Никогда не думала, что у меня будут какие-либо проблемы с детьми, так как считаю себя современным родителем, способным понять и принять подростков. Мне 33 года, дочери - 12 лет. В семье есть еще младший брат 6 лет и мой муж (отец дочери) 37 лет. В наших взаимоотношениях существуют следующие проблемы, обсудить которые (или услышать ответы на которые) очень хотелось бы:
- ревность к младшему брату, доходящая порой до открытой агрессии;
- ревность ко мне, выражающаяся в зависти к одежде, к покупкам, к моему поведению: "Ты у нас всегда хорошенькая (с ехидством)";
- нежелание участвовать в общих хозяйственных делах семьи - "Я вам что, служанка?";
- незаинтересованность ни в чем (отсутствие увлечений, кроме болтовни по телефону);
- отрицание всего на свете;
- откровенное хамство и грубость.
С последним пунктом мы с мужем справиться не в силах, и я очень боюсь, что дело дойдет до рукоприкладства. Кроме того, я чувствую, что моя любовь к дочери куда-то исчезает, как только она начинает грубить мне. А это происходит, к сожалению, как только я переступаю порог дома с работы... Очень хочется наладить взаимоотношения в семье и чувствовать, что после работы хочется вернуться домой..."
Наверное, похожие проблемы возникают и у других наших читателей, поэтому затронутые вопросы и ответы на них будут интересны многим. Если кто-то может помочь этой нашей читательнице (возможно, вы в своей семье научились решать такие проблемы или избегать их), пишите в форум на сайте или по e-mail (эти письма будут переправлены автору письма). Надеюсь, что и эта рассылка сможет хоть немного помочь ей.
Агенты первичной социализации выполняют множество функций, к примеру, отец - это опекун, администратор, воспитатель, учитель, друг. Поскольку родители уже прошли значительную часть социализации и накопили жизненный опыт, они должны передать его тем, кто не имеет этого опыта. Они передают детям не только сумму решений проблем как готовые элементы, но и технологию избежания ошибок.
Если родители неэффективно выполняют роль первичного агента социализации, их роль берут на себя другие агенты той же самой первичной социализации, в частности родственники или ровесники.
Среди агентов первичной социализации не все играют одинаковую роль и обладают равным статусом. По отношению к ребенку, проходящему социализацию, родители находятся в превосходящей позиции. Напротив, ровесники равны ему. Они прощают ему многое из того, что не прощают родители: ошибочные решения, нарушение нравственных принципов и социальных норм, бесцеремонность и т.д. В каком-то смысле ровесники и родители воздействуют на ребенка в противоположных направлениях, и первые сводят на нет усилия вторых.
Иначе говоря, у взрослых ребенок учится тому, как быть взрослым, а у ровесников - как быть ребенком: уметь драться, хитрить, как относиться к противоположному полу, дружить и быть справедливым. Поэтому родители часто смотрят на ровесников как на своих конкурентов в борьбе за влияние на ребенка. Малая группа ровесников выполняет важнейшую социальную функцию - облегчает переход от состояния зависимости к независимости, от детства к взрослости. Родители вряд ли научат, например, тому, как быть лидером или добиться господства над другими, используя силу, хитрость, обман.
Социализирующие функции родителей и ровесников взаимозаменяемы. Ровесники часто заменяют родителей, выполняя их функции социализации. И наоборот. Взаимозаменяемы функции родителей и родственников, вторые могут заменить первых.
Продолжительность родительско-детской социализации самая большая - с момента рождения первого ребенка до момента смерти последнего родителя. Для родителей дети всегда остаются детьми, даже если им по 40-50 лет. Первые влияют на вторых, начиная с первых шагов вторых и заканчивая их брачным выбором. Социологи отмечают, что степень родительского влияния на брачный выбор детей (а это влияние направлено в сторону гомогамного выбора, на повторение детьми родительского опыта) зависит от силы чувств, связывающих разные поколения в семье. При этом, как предполагается, если эти чувства позитивны, то вероятность того, что дети поступят так, как делали и как хотят их родители, выше, чем в случае, когда их отношения негативны.
Существует достаточно устойчивая взаимосвязь между тем, в какой семье воспитывался человек, и его собственной семейной жизнью. У каждого из супругов имеется опыт жизни в родительских семьях. На основе этих представлений они пытаются построить отношения в собственных семьях. Если эти сценарии совпадают, то количество семейных конфликтов минимально. Если в родительской семье доминировала сильная и энергичная мать, которая к тому же уделяла дочери максимум тепла и заботы, пусть и в строгой форме, то у девочки на ее примере формируется материнская позиция по отношению к своей семье. Она стремится стать опекуном, защитником, заботливой мамой и даже командиром, который все знает лучше других, который готов не только помочь, но и приструнить.
Отцы - плохие родители?!
Исследователи в США обнаружили, что у детей, проживающих только с отцом, сумма медицинской страховки была значительно меньше, чем у детей из полных семей или с одной матерью. Такие данные озадачили исследователей, так как считается, что матери-одиночки - наиболее незащищенный социально-экономический контингент.
Это откровенно удивляет, так как в среднем прибыль женщины, самостоятельно воспитывающей ребенка, составляет $22 000, а это на $10 000 меньше, чем у одиноких отцов. Некоторые специалисты объясняют это тем, что необеспеченные отцы-одиночки либо не знают о программах социальной защиты, либо не хотят просить о помощи. А может быть, такие программы не направлены на одиноких отцов?
После образования собственной семьи социализация со стороны родителей заметно снижается, на смену ей приходят: а) супружеская социализация в семье взрослых детей и б) обратная исходной родительско-детской социализация, которую можно назвать детско-родительской. Нынешнее молодое поколение обучает "своих стариков" не только азам компьютерной техники, веяниям моды, приобщает их к техническим благам современной цивилизации, но и корректирует, контролирует и формирует их социальные отношения с обществом. Максимума детско-родительская социализация достигает в тот период, когда состарившиеся родители становятся беспомощными и требуют опеки со стороны детей. Тогда покровительственный тон отношений взрослых детей по отношению к очень пожилым или уже старым родителям нередко превращается в настоящий авторитаризм и деспотизм. Дети как бы возвращают себе потерянное когда-то. Теперь они выполняют функцию родителей, а те, беспомощные, превращаются в послушных детей. Социологи отмечают такую особенность: в семьях с демократическим стилем родительско-детских отношений наблюдаются столь же демократичные детско-родительские модели социализации. И наоборот. Причем демократизм в межпоколенческих отношениях социализации чаще присущ среднему классу, а авторитарный - рабочему классу.
Обследование 272 девяти-, десяти- и одиннадцатилетних мальчиков и девочек, посещавших школу в крупном городе на юго-востоке США, обнаружило различное влияние родителей и ровесников (табл. 3).
Вопросы | Лучший друг | Сверстники | Родители |
---|---|---|---|
|
72,2 | 25,9 | 1,9 |
|
75,3 | 14,4 | 10,3 |
|
95,9 | 3 | 1,1 |
|
85,3 | 8,5 | 6,2 |
|
93,4 | 5,1 | 1,5 |
|
69,4 | 14 | 16,6 |
|
54,2 | 29,2 | 16,6 |
|
49,2 | 29,5 | 21,4 |
|
30 | 44,4 | 25,6 |
|
33,5 | 38,9 | 27,6 |
|
70,9 | 14 | 15,1 |
|
83 | 13,7 | 3,3 |
|
92,4 | 4,4 | 3,2 |
|
70,6 | 26,8 | 2,6 |
|
46 | 31,6 | 22,4 |
|
70,6 | 7,3 | 22,1 |
|
54 | 44,5 | 1,5 |
|
57 | 27,6 | 15,4 |
Как видно из таблицы, родительское воздействие было минимальным только по четырем вопросам: выбор телепередач для просмотра (8), выбор музыки (9), выбор материала для чтения (10) и спортивные предпочтения (15). В этом возрасте родители в большой степени определяли даже выбор одежды и еды. Девочки в возрасте от 12 до 15 лет гораздо сильнее ориентируются на родителей, чем на ровесников. Однако с годами влияние сверстников возрастает, а родителей - уменьшается.
В юношеском возрасте ребенок избавляется от детской зависимости и переходит к отношениям, которые основаны на взаимном доверии, уважении и относительном, но неуклонно растущем равенстве. В большинстве семей процесс проходит болезненно и воспринимается как вызывающее поведение.
Подростковый возраст - время проверки всех членов семьи на социальную, личностную и семейную зрелость. Он протекает с кризисами и конфликтами. В этот период начинается отделение подростка от родителей, противостояние им. Ребенок может стать грубым, резким, критиковать родителей и других взрослых. Раньше близкие многого не замечали в ребенке, верили в непогрешимость своего авторитета, и вот состоялось как бы свержение их с пьедестала. Происходит это потому, что в глазах подростка мать и отец остаются источником эмоционального тепла, без которого он чувствует себя беспокойно. Остаются они и властью, распоряжающейся наказаниями и поощрениями, и примером для подражания, воплощающим в себе лучшие человеческие качества, и старшим другом, которому можно доверить все. Но со временем эти функции меняются местами.
У юношей возникает больше разногласий с родителями, чем у девушек. Однако если девушки в чем-то не согласны с родителями, как правило, это выявляется в более раннем возрасте.
Подростки младшего возраста чаще разделяли взгляды своих родителей. Мальчики более независимы во взглядах от родителей, чем девочки. Исследования показывают, что даже в вопросах о свободе сексуальных отношений, где молодежь более независима, подростки часто соглашаются с мнением своих родителей, если между ними имело место хотя бы умеренное количество бесед на темы пола.
Конфликты между поколениями обычно возникали по повседневным бытовым вопросам: шум, аккуратность, пунктуальность и проживание под одной крышей, а не из-за важных ценностей, таких как честность, настойчивость, упорство и забота об окружающих.
Выяснилось, что чем меньшую эмоциональную поддержку подросток получает от родителей, тем более он восприимчив к влиянию сверстников, обладающих преступными наклонностями, и наоборот. Юноши и девушки, любящие и ценящие своих родителей, испытывают меньшую потребность подстраиваться под требования сверстников, поэтому, когда им приходится принимать какие-то решения, они ориентируются в первую очередь на мнение своих родителей.
Наконец, третий тип социализации между братьями и сестрами - социализация сиблингов - является однопоколенной и одно/разнополой. Ее специфика выражается в том, что братья и сестры выступают в процессе обучения, воспитания, общения и социализации не только как группа родственников, но также как группа ровесников или, точнее сказать, квазировесников, поскольку они способны воспроизводить в семейном взаимодействии между собой те структуры и типы отношений, которые существуют в группе дворовых подростков, школьных товарищей, университетских коллег. Братья и сестры - не только защитники и опекуны друг по отношению к другу, но также бескомпромиссные критики и объективные оценщики. Конкурируя между собой за родительские ласки и любовь, они, если их несколько, помогают каждому избавиться от пережитков эгоизма, не быть избалованным ребенком и лучше подготовиться к вступлению во взрослую жизнь.
Таким образом, в семье можно выделить три типа агентов социализации: супругов (по отношению друг к другу), родителей (по отношению к своим детям) и сиблингов (отношения между братьями и сестрами).