Московский институт развития образования
Опубликован: 01.12.2014 | Доступ: платный | Студентов: 40 / 8 | Длительность: 10:04:00
Специальности: Преподаватель
Лекция 5:

Педагогическое проектирование

< Лекция 4 || Лекция 5: 123 || Лекция 6 >
Аннотация: В лекции описаны тенденции и проблемы развития инженерного образования в современных условиях, развитие мировой системы инженерного образования в эпоху глобализации. Рассмотрен метод проектов как педагогическая технология мотивации и личностно ориентированного обучения в высшей инженерной школе. Представлены структура выполнения проекта в команде, последовательность образовательного процесса по методу проектов Особое внимание уделено CDIO, Цель, принципы и ресурсы концепции (инициативы) CDIO. Комплексный подход CDIO. 12 стандартов CDIO к образовательным программам. Описаны результаты внедрения всемирной инициативы CDIO

5.1 Тенденции и проблемы развития инженерного образования в современных условиях

Состояние современного инженерного образования в мире объективно отражено в Первом Всемирном докладе ЮНЕСКО по инженерным наукам, опубликованном в 2010 г. [1]. В Докладе, составленном на основе материалов исследований по разным странам, констатируется: несмотря на растущий спрос на эффективные инженерные кадры, в различных регионах мира наблюдается нехватка инженеров, представляющая реальную угрозу развитию общества.

Основные глобальные проблемы инженерного образования вызваны: падением популярности инженерных специальностей среди молодежи и со-ответствующим снижением доли студентов в технических университетах из-за ассоциации инженерной деятельности с тяжелой плохо оплачиваемой работой и низкой мотивации к обучению; недофинансирование инженерных программ обучения, сказывающееся на снижении качества подготовки инженеров и недостаточной практической направленности образовательного процесса для наиболее полного удовлетворения реальных потребностей промышленности и корпоративного сектора; дезинтеграция системы инженерного образования с наукой и бизнес-сообществом, обусловливающая снижение самодостаточности инженерных вузов из-за отсутствия научной базы для реализации инновационных программ и недостаточной практической подготовки современных инженеров.

В ХIХ–ХХ вв. Россию называли страной инженеров и изобретателей. Как отмечается в научной литературе, институты советского периода готовили инженерные кадры чуть ли не самой высокой квалификации в мире.

Системный кризис, охвативший мировое инженерное образование, не мог обойти стороной Россию. В настоящее время страна продолжает заметно отставать от мировых лидеров по основным показателям, определяющим уровень научно-технологического развития (конкурентоспособность инженерного продукта на мировом рынке). Так, доля России на мировом рынке наукоемкой продукции составляет всего 0,3–0,5%, в то время как доля США достигает 36%, Японии – 30%, Германии – 17% [2].

Сложившаяся ситуация, вызванная проблемами в инженерном высшем образовании, во многом связана с неудачными попытками реформирования российской системы образования в 1990-е гг. Результаты международного исследования "Сравнительный анализ качества высшего образования в глобальной экономике знаний", проведенного Институтом развития образования НИУ "Высшая школа экономики" в 2009–2011 гг., свидетельствуют о том, что российские инженерные вузы и факультеты все еще готовят специалистов не для инновационной, а для индустриальной экономики.

Качество инженерного образования современной России вызывает нарекания работодателей и властных структур. К главным сдерживающим причинам многочисленные исследователи относят: низкая престижность профессии инженера, ее невысокий статус в обществе; массовизация ВПО, низкий конкурс при поступлении в инженерные вузы, снижающаяся физико-математическая подготовка абитуриентов; неурегулированность требований работодателей и системы подготовки; отсутствие реальной связи между работодателями и вузами; неразвитость связей между вузовскими кафедрами и бизнес-компаниями; устаревающие материально-техническую и кадровую базы вузов, отсталые образовательные технологии, учебные планы и программы (в отличие от общемировых тенденций, мала доля практико ориентированных технологий обучения, преобладает лекционно-семинарская система обучения); неразработанность системы прогнозирования потребности в инженерных кадрах, недостаточное развитие целевой контрактной формы подготовки специалистов; отсутствие масштабной, четко сформулированной комплексной стратегии развития инженерного образования.

Таким образом, в российском инженерном образовании по целому ряду направлений образовался разрыв между потребностями общества и результатами образования, между объективными требованиями времени и общим недостаточным уровнем образованности, между профессиональной ориентацией и потребностью личности в гармоническом удовлетворении разнообразных интересов, между современными методологическими подходами к развитым наукам и архаическими формами их преподавания.

Между тем очевидно, что реальные перемены в экономике могут быть достигнуты только за счет неуклонного роста высококвалифицированных инженерных кадров – без инженерного творчества, креативного мышления, изобретательности никакой технический прогресс невозможен.

Приблизить образовательные программы к реальной жизни, связать теорию с практикой – одна из важнейших задач, стоящих сегодня перед инженерным образованием. Для этого необходимо сформировать устойчивое взаимодействие между вузом и ключевыми предприятиями, где работодатель выступает в роли заказчика на рынке труда, определяет результаты обучения в виде набора компетенций выпускников. Эффективность взаимодействия вуза и работодателя определяет степень соответствия качества подготовки специалистов требованиям экономики, востребованность выпускников на рынке труда и, в конечном счете, эффективность использования кадрового потенциала в экономике.

Инженерное образование – важнейшая составляющая технологической модернизации России. Модернизация инженерного образования должна идти с опережением1Опережающее профессиональное образование направлено на развитие у человека пред-расположенности к получению знаний и переходу от концептуального осмысления действительности к решению прикладных социальных, управленческих, организационных, технологических задач. [3]. Россия должна двигаться по пути наукоемкой экономики. Необходимо, чтобы производительность труда росла за счет повышения человеческого капитала, качества инженерного образования, внедрения инновационных технологий.

Согласно обобщенному мнению отечественных экспертов, к основным критериям, которым должна удовлетворять оптимальная система отечественного инженерного образования, следует отнести: соответствие общим тенденциям развития мировой системы инженерного образования; адаптация к быстро изменяющимся запросам рынка, гибкая (за короткие сроки) перестройка на подготовку нужных экономике специалистов; обеспечение достаточного разнообразия вариантов профессиональной подготовки при одном базовом инженерном образовании; выраженная направленность на самообразование личности, воспитание мобильного члена общества, способного в течение жизни многократно менять профиль деятельности; обеспечение с достаточно высокой вероятностью получения выпускниками работы по приобретенной специальности; профессиональная подготовка "под конкретное рабочее место" в сокращенные сроки обучения.

В промышленно развитых странах сделан вывод о том, что выход из кризисного состояния, связанного с ситуацией в сфере реальной экономики и инженерном образовании, возможен только на основе развития высокотехнологичного сектора. Глобализация экономических процессов в мире, бурное развитие науки и техники, быстрая смена технологий способствуют подготовке высококвалифицированных инженерных кадров, превращению инженерных профессий в разряд самых престижных и высокооплачиваемых. При этом велика роль государства в поддержке инженерного образования, создании соответствующих стимулов по обеспечению притока молодых исследователей и преподавателей в промышленность и инженерные вузы.

В мировой образовательной системе: усиливается общее стремление к демократизации, обеспечивающей доступность образования для всего населения страны, в первую очередь для способной талантливой молодежи независимо от ее социального происхождения и материального положения, и преемственность ступеней и уровней образования; все более отчетливым становится стремление к обеспечению права на образование всем желающим, то есть реальная возможность и равные шансы для каждого человека получить образование в учебном заведении любого типа и уровня, независимо от национальной и расовой принадлежности, политических взглядов и вероисповедания; происходит перестройка основной (базовой) школы, заключающаяся в том, чтобы закладывать базовые знания и умения одновременно с обеспечением обучаемых максимально широкими возможностями учебно-профессиональной ориентации.

Основные тенденции развития мировой системы инженерного образования в условиях стремительного развития технологий, тотальной компьютеризации и автоматизации представлены на рис.5.1.

Тенденции развития мировой системы инженерного образования в эпоху глобализации

Рис. 5.1. Тенденции развития мировой системы инженерного образования в эпоху глобализации

Гуманизация инженерного образования, выступающая отражением ориентации на нужды и интересы человека, обращенности обучения к личности, означает осознание обществом определяющей роли личностного фактора (творческой индивидуальности) в обеспечении эффективности производства. Фундаментализация инженерного образования обеспечивает целостное восприятие научной картины мира, раскрытие сущности фактов и явлений, синтез междисциплинарных знаний из различных областей науки и практики, высокую степень универсальности, направленность на интеллектуальное развитие личности, потребность в смене сфер деятельности на протяжении всей его жизни. Универсализация инженерного образования означает подготовку специалиста широкого профиля, что в условиях перехода к международным образовательным стандартам требует основательной теоретической подготовки по широкому спектру проблем в сфере профессиональной деятельности, быстрой адаптации к неизбежным изменениям продукции, технологий, условий и характера современного производства. Экологизация инженерного образования предполагает гармонизацию отношений человека с природой через познание современной естественно-научной картины мира, уяснение места человека в природе, решение проблемы биосферы и Вселенной в целом. Усиление экономической и правовой подготовки инженеров обусловлено интенсификацией процессов глобализации мирохозяйственных связей на основе принципов рыночной экономики для оценки технико-экономических характеристик продукции, показателей ее конкурентоспособности, обеспечения надлежащей правовой защиты изобретений и др. научно-технических разработок, интелектуальной собственности.

Таким образом, в настоящее время в глобальном масштабе формируется новая парадигма инженерного образования, сущность которой во многом определяют фундаментальность, целостность и направленность на удовлетворение интересов личности, саморазвивающейся на протяжении всей жизни. Новая парадигма связана с пересмотром ценностных ориентиров и приоритетов инженерного образования, переоценке и переосмыслении статуса инженера: с прагматической узкоспециализированной подготовки на приобретение широких обобщенных знаний о глубинных, сущностных основаниях и связях между процессами окружающего мира; с примата знаний на развитие общей культуры и научных форм мышления; с исторического контекста становления научного знания на современные представления о структуре и целостном содержании науки. Новая парадигма инженерного образования организационно воплощается в многоуровневое формирование теоретического типа научного, рационального мышления личности и создание интеллектуального фундамента для ее саморазвития и самореализации в изменяющихся внешних условиях.

< Лекция 4 || Лекция 5: 123 || Лекция 6 >
Анджелика Шарапова
Анджелика Шарапова

Оценки по каким дисциплинам идут в приложение к диплому по профессиональной переподготовке "Современные образовательные технологии"?

Дмитрий Соболев
Дмитрий Соболев

Я заввершаю обучение по программе "Современные образовтетельные технологии". Прошу прислать задание для итоговой работы.Мой адрес resoluteness@yandex/ru

Спасибо!

Яна Прима
Яна Прима
Россия, МГИДА, 2003
Светлана Иовлева
Светлана Иовлева
Россия, Симферополь, НУБиП "Крымский агротехнологический университет", 2011