Оценки по каким дисциплинам идут в приложение к диплому по профессиональной переподготовке "Современные образовательные технологии"? |
Культура постановки проблемы в проектной деятельности
Введение
Международные тенденции, происходящие в области профессионального образования, определяют особые требования к глубине практико-ориентированных знаний выпускника вуза, его компетенциям в создании и эксплуатации новых продуктов, систем и услуг, а также к пониманию важности и стратегического значения научно-технического развития общества.
Культура постановки проблемы в проектной деятельности выстраивается на основе стандартов Всемирной инициативы CDIO [3; 4], одним из авторов которой является профессор аэронавтики, астронавтики и инженерных систем Массачусетского технологического института Эдвард Кроули (США). CDIO представляет собой крупный международный проект по реформированию инженерного образования, который был запущен в 2000 г. Этот проект под названием "Всемирная инициатива CDIO" включает технические программы ведущих инженерных школ и технических университетов США, Канады, Европы, России и др. стран. Видением проекта является предоставление студентам образования, которое подчеркивает инженерные основы, изложенные в контексте жизненного цикла реальных систем, процессов и продуктов "Задумай – Спроектируй – Реализуй – Управляй".
2.1. Современная культура инженерной деятельности
Если каких-то 50-60 лет назад движущей силой прогресса была фундаментальная наука, то сейчас такой силой все больше становится связка маркетинг-управление-инженерия, выдающая требования к прикладной науке. Яркое подтверждение этому тезису – нанотехнологии и наноматериалы, где самый главный вопрос не "Как это устроено?", а "Каким образом это можно изготовить?".
Суть инженерной деятельности заключается в применении достижений науки для создания технических изделий (каковыми могут быть устройства, технологии, системы, процессы), отвечающих заданным требованиям. Базовым методом инженерной деятельности является конструирование, т.е. создание нового из набора уже имеющихся, готовых элементов, хотя в последнее время происходит внесение в инженерию элементов проектной деятельности.
Инженерная деятельность способствует развертыванию совокупности взаимосвязанных технических устройств, которую часто называют "второй" природой или техногенной сферой. Основные задачи, возлагаемые на разработку технических устройств:
- Создание материальных и культурных ценностей.
- Производство, преобразование и передача различных видов энергии.
- Сбор, обработка и передача информации.
- Создание и использование различных средств передвижения.
- Поддержание обороноспособности.
В зависимости от сферы применения, выделяют следующие типы инженерной деятельности:
- Аэрокосмическая инженерия (Aerospace Engineering)
- Биоинженерия (Bioengineering)
- Инженерия коммунальных услуг (Building Services Engineering)
- Химическое машиностроение (Chemical Engineering)
- Гражданское строительство (Civil Engineering)
- Электротехника (Electrical Engineering)
- Охрана окружающей среды (Environmental Engineering)
- Пожарная техника (Fire Engineering)
- Инженерная геология (Geotechnical Engineering)
- Организация производства (Industrial Engineering)
- Инфотехника (Information Engineering)
- Машиностроение (Mechanical Engineering)
- Горное дело (Mining Engineering)
- Нефтепромысловое дело (Petroleum Engineering)
- Проектирование зданий и сооружений (Structural Engineering)
- Дорожный транспорт (Transportation Engineering)
Также отдельно выделяется сфера "Manufacturing Engineering" (Технология машиностроения), которая, очевидно, присутствует в предлагаемом списке в рамках сфер машиностроения и организации производства. Зачастую как самостоятельный тип инженерии выделяют разработку программного обеспечения (Software Engineering), разработку аппаратных решений (Computer Engineering), инженерию систем (System Engineering), сельскохозяйственную инженерию (Agricultural Engineering) и другие.
Для "инженера будущего" всё больше повышаются требования:
- к мобильности и умению работать в многообразной культурной среде;
- к умению работать с современными коммуникационными технологиями;
- к умению функционировать в мультидисциплинарной команде;
- к способности пользоваться виртуальными средами и инструментами;
- к приверженности к постоянному обучению и повышению квалификации;
- к лидерским и управленческим качествам;
- к профессиональной этике и личной ответственности за последствия инженерных решений.