Национальный исследовательский университет "Высшая Школа Экономики"
Опубликован: 20.11.2013 | Доступ: свободный | Студентов: 2375 / 1130 | Длительность: 08:39:00
Специальности: Преподаватель
Лекция 3:

Выбор темы и планирование исследовательской работы

< Лекция 2 || Лекция 3: 123456 || Лекция 4 >
Аннотация: Данная лекция посвящена вопросам выбора темы исследовательской работы, составления рабочего плана исследования, работы с литературными источниками, систематизации и хранения научной информации.

3.1 Выбор темы исследования

Выбор темы исследования зависит от типа будущего исследования: фундаментального или прикладного (см. рис. 3.1).

Виды научных исследований

Рис. 3.1. Виды научных исследований

В научной литературе указанные виды исследований определяются следующим образом:

"Фундаментальные исследования направлены на усиление интеллектуального потенциала общества путем получения нового знания и его использования в общем образовании и подготовке специалистов практически всех современных профессии.

Прикладные исследования направлены на интеллектуальное обеспечение инновационного процесса как основы социально-экономического развития современной цивилизации. Знания, получаемые в прикладных исследованиях, ориентированы на непосредственное использование в других областях деятельности (технологии, экономике, социальном управлении и т. д.)"1Новая философская энциклопедия / Под редакцией В. С. Стёпина. Интернет версия http://iph.ras.ru/elib/3281.html.

Большая часть исследовательских работ, выполняемых в процессе подготовки по направлению "Бизнес-информатика", имеет прикладной характер и решает практические задачи.

Первоочередная задача при выборе темы исследовательской работы состоит в определении направления исследования, объекта и предмета исследования.

Укрупненное направление исследований рекомендуется выбирать согласно собственными научными интересами и областью будущей профессиональной деятельности, которая в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по направлению подготовки 080500 "Бизнес-информатика" охватывает:

  • проектирование архитектуры предприятия;
  • стратегическое планирование развития ИС и ИКТ управления предприятием;
  • организацию процессов жизненного цикла ИС и ИКТ управления предприятием;
  • аналитическую поддержку процессов принятия решений для управления предприятием.

Отметим, что выбор направления исследования взаимосвязан с выбором кафедры, на которой будет выполняться будущее исследование.

Существенную помощь при выборе направления исследований и конкретизации тематики оказывает изучение научной литературы и специальных периодических изданий в области информатики, информационных технологий, экономики, менеджмента: аналитических обзоров, статей в журналах и других периодических изданиях, материалов, представленных на сайтах ИТ-компаний, материалов отраслевых и специализированных конференций, тезисов выступлений. Рекомендуется сначала изучить специальную научную литературу, потом периодические издания. Изучение литературы начинают с информационного поиска соответствующих источников в библиотечных каталогах и просмотра библиографии прочитанных книг. На основании изученных источников определяется сфера научных интересов. Вопросы работы с литературой рассмотрены в разделе 3.3.

Рекомендуется также ознакомиться с ранее выполненными студенческими работами.

Примеры тематики по отдельным направлениям исследований для курсовых работ, выпускных квалификационных работ бакалавров и магистерских диссертаций, выполняемых в НИУ-ВШЭ по направлению подготовки "Бизнес-информатика", приведены в приложениях 1, 2, 3, 4.

Тематика рефератов определяется в программах учебных дисциплин.

Если студент работает по профилю обучения, направление исследования желательно связывать с решением задач по месту работы.

В таблице 3.1 представлены рекомендуемые приемы и источники информации, которые могут помочь студенту в выборе направления и темы исследовательской работы.

Таблица 3.1. Рекомендуемые приемы для выбора направления прикладных исследований и темы исследовательской работы
Действие (прием) Источник информации
Ознакомление с направлениями исследований и тематикой кафедр

Сайты кафедр вуза. Например:

Ознакомление с ранее выполненными студенческими работами

Архивы студенческих работ по кафедрам, электронные базы студенческих работ. Например:

1. Информационный поиск и ознакомление с результатами:

  • исследований, выполненных на стыке дисциплин информатики, ИТ, экономики, менеджмента;
  • российских и зарубежных научных трудов в области информатики, ИТ, экономики, менеджмента;
  • материалов специализированных и отраслевых конференций;
  • материалов сайтов ИТ-компаний, аналитических и консалтинговых компаний.

2. Анализ материалов и выявление малоизученных вопросов

Каталоги, сайты компаний, журналы. Подробный список источников приведен в приложении 5. Например:

1. Поиск информации об ИТ-инновациях.

2. Оценка теоретической и методологической базы ИТ-инноваций.

3. Определение потребности в развитии методологической базы или разработке практических рекомендаций по применению ИТ-инноваций в практике бизнеса.

Выявление потребности в:

  • оценке возможности употребления известных теоретических подходов и специальных методов, используемых в смежных областях, к своей проблематике;
  • разработке соответствующих рекомендаций по применению

Проектная документация и отчеты по проектам. Например:

Выявление практической потребности в разработке рекомендаций по применению лучших зарубежных практик в области ИТ применительно к конкретной отрасли, предприятию

Отметим, что при выборе направления исследований и определении темы желательно использовать имеющиеся накопленные материалы и практический опыт решения определенных проблем (при наличии таковых). Рекомендуемая взаимосвязь исследовательских работ, выполняемых в учебном процессе, подробно рассмотрена в "Образовательная программа по направлению подготовки "Бизнес-информатика"" .

Пример согласования тематики и использования материалов выполненных работ приведен на рис. 3.2.

Пример согласования тематики работ, выполненных на первой ступени обучения

Рис. 3.2. Пример согласования тематики работ, выполненных на первой ступени обучения
< Лекция 2 || Лекция 3: 123456 || Лекция 4 >
Анджелика Шарапова
Анджелика Шарапова

Оценки по каким дисциплинам идут в приложение к диплому по профессиональной переподготовке "Современные образовательные технологии"?

Дмитрий Соболев
Дмитрий Соболев

Я заввершаю обучение по программе "Современные образовтетельные технологии". Прошу прислать задание для итоговой работы.Мой адрес resoluteness@yandex/ru

Спасибо!

Анна Гардагина
Анна Гардагина
Россия, Тайшет
Дмитрий Марушко
Дмитрий Марушко
Беларусь, Минск