Национальный исследовательский университет "Высшая Школа Экономики"
Опубликован: 20.11.2013 | Доступ: свободный | Студентов: 2377 / 1134 | Длительность: 08:39:00
Специальности: Преподаватель
Лекция 1:

Образовательная программа по направлению подготовки "Бизнес-информатика"

Лекция 1: 12345678 || Лекция 2 >
Аннотация: В данной лекции приведена общая характеристика направления подготовки "Бизнес-информатика", а также рассмотрены основные виды письменных работ, предусмотренных в образовательных программах по направлению подготовки "Бизнес-информатика": рефераты, курсовые и выпускные квалификационные работы.

1.1 Общая характеристика направления подготовки "Бизнес-информатика"

Приложения к курсу Вы можете скачать здесь.

Сегодня индустрия информационных технологий является одним из ключевых факторов успешного ведения современного бизнеса и функционирования госструктур. ИТ используются для поддержки как управленческой, так и основной деятельности предприятий и организаций.

Для разработки и внедрения методологических, технологических и технических ИТ-решений, отвечающих потребностям предприятий и организаций и направленных на достижение поставленных бизнес-целей, нужны специалисты, обладающие комплексными знаниями в области информатики, информационных технологий, экономики и менеджмента.

Подготовка таких специалистов ведется во многих странах мира в рамках направления подготовки "Бизнес-информатика" (business informatics: в Австрии, Бельгии, Болгарии, Великобритании, Ирландии, Италии, Канаде и др., а также направления Wirtschaftsinformatik в Германии, Швейцарии.

Бизнес-информатика - уникальное направление подготовки специалистов. В процессе обучения используется междисциплинарный подход, в котором основными областями учебных дисциплин являются информатика, информационные технологии, экономика и менеджмент. Приобретенные компетенции позволяют выпускникам данного направления успешно решать задачи в области проектирования архитектуры предприятия, разработки, внедрения, сопровождения и развития ИТ-решений для поддержки различных бизнес-процессов предприятий и организаций.

В России направление подготовки "Бизнес-информатика" введено приказом Министерства образования Российской Федерации в 2003 г. Разработчиком данного направления стал факультет бизнес-информатики Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" (НИУ ВШЭ). В тоже время для разработки проектов государственных образовательных стандартов и примерных учебных планов, координации действий научно-педагогического персонала высших учебных заведений (вузов), представителей бизнеса и ИТ-компаний, обеспечения качества обучения и развития образовательных программ был образован Международный учебно-методический совет по направлению 080500 "Бизнес-информатика"1Входит в структуру Учебно-методического объединения вузов РФ по образованию в области экономики, менеджмента, логистики и бизнес-и нформатики на базе Национального исследова тельского университета "Высшая школа экономики", которое функционирует в соответствии с приказами Министерства образования Российской Федерации от 15.01.2001 г. № 116 и № 197 от 12.07.2005 г., в состав которого ныне входит более 60 высших учебных заведений (вузов).

В официальном перечне Министерства образования и науки РФ направление подготовки "Бизнес-информатика" относится к группе направлений "Экономика и управление" и имеет классификационный номер 080500. Подготовку специалистов регламентируют следующие документы федерального уровня:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080500 Бизнес-информатика (квалификация (степень) "Бакалавр"), утвержденный приказом №27 Министерства образования и науки Российской Федерации 14 января 2010 г.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080500 Бизнес-информатика (квалификация (степень) "Магистр"), утвержденный приказом № 742 Министерства образования и науки Российской Федерации 21 декабря 2009 г.
  • Федеральный закон от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (ред. от 03.12.2011).
  • Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 "Об образовании" (ред. от 12.11.2012).
  • Федеральный закон от 24 октября 2007 № 232-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления уровней высшего профессионального образования" (ред. от 10.11.2009).
  • Приказ Минобразования России от 22 марта 2006 г. №6 "Об образовательной программе высшего профессионального образования специализированной подготовки магистров".
  • Приказ Минобразования России от 22 февраля 2005 года №40 "О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации".
  • Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. №71.
  • Положение об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации, утвержденное приказом Министерства образования Российской Федерации от 25.03.2003 № 1155.

В соответствии с Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" 2 Ст.5, глава 2 Федерального закона от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" ряд вузов имеет право на разработку собственных образовательных стандартов и требований. К их числу относятся университеты, в отношении которых установлена категория "национальный исследовательский университет". Так, в НИУ ВШЭ по направлению подготовки "Бизнес-информатика" подготовлены и действуют следующие образовательные стандарты:

  • Образовательный стандарт государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования "Государственный университет - Высшая школа экономики" по направлению подготовки 080500.62 "Бизнес-информатика" (уровень подготовки бакалавр), утвержден решением Ученого Совета НИУ-ВШЭ, протокол от 29.06.2012 № 38.
  • Образовательный стандарт государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования "Государственный университет - Высшая школа экономики" по направлению подготовки 080500.68 "Бизнес-информатика" (уровень подготовки магистр), утвержден решением Ученого Совета НИУ-ВШЭ, протокол от 24.06.2011 г. № 26.

Учебный процесс по направлению подготовки "Бизнес-информатика" построен по модели двухуровневого образования, что соответствует принципам Болонского процесса:

  • первая ступень высшего образования (4 года), квалификация - бакалавр бизнес-информатики;
  • вторая ступень высшего образования (2 года), квалификация - магистр бизнес-информатики.

Возможности профессиональной деятельности выпускников разнообразны. Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования для бакалавра и магистра бизнес-информатики областями профессиональной деятельности являются:

  • проектирование архитектуры предприятия;
  • стратегическое планирование развития ИС и ИКТ управления предприятием;
  • организация процессов жизненного цикла ИС и ИКТ управления предприятием;
  • аналитическая поддержка процессов принятия решений для управления предприятием.

К видам возможной профессиональной деятельности относятся:

  • аналитическая;
  • организационно-управленческая;
  • проектная;
  • научно-исследовательская;
  • консалтинговая;
  • инновационно-предпринимательская;
  • педагогическая (соответствует компетенциям магистров).

При этом выполняемые бакалавром и магистром профессиональные задачи различаются.

Бакалавр выполняет поставленные перед ним профессиональные задачи с помощью применения известных методик и типовых подходов, закрепленных в стандартах или практиках компаний.

Деятельность выпускника магистратуры отличает высокая доля самостоятельной работы и исследовательский характер. Для решения поставленных перед ним профессиональных задач часто требуется усовершенствование, модификация, развитие применяемых методов и методологий либо разработка новых подходов. К магистрам предъявляются более высокие требования в области научно-исследовательской, проектной и организационно-управленческой деятельности.

Различия в профессиональных задачах, выполняемых бакалавром и магистром, определяют разные модели компетенций для каждой ступени высшего образования, закрепленные в образовательных стандартах.

В образовательных программах по направлению подготовки "Бизнес-информатика" на каждом уровне обучения предусмотрено выполнение различных видов письменных работ, которые позволяют развивать и апробировать сформированные компетенции. К их числу относятся рефераты, курсовые и выпускные квалификационные работы (рис. 1.1).

Приведенные виды письменных работ носят исследовательский характер. Нормативными документами, определяющими их подготовку и защиту, являются положения и методические рекомендации по подготовке и защите рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ, которые разрабатываются вузами на основе документов федерального уровня, регламентирующих в целом процесс обучения специалистов по направлению подготовки "Бизнес-информатика" (общий перечень документов приведен выше).

Указанные документы устанавливают требования, предъявляемые к выполняемым в учебном процессе письменным работам.

Основные виды письменных работ

Рис. 1.1. Основные виды письменных работ

Все требования, предъявляемые к рефератам, курсовым и выпускным квалификационным работам, можно разделить на требования: к выполнению, структуре работы, содержанию, объему, оформлению, проверке текста на плагиат, рецензированию (рис. 1.2).

Классификация требований к письменным работам

Рис. 1.2. Классификация требований к письменным работам

Детальное описание требований, входящих в ту или иную группу, приведено в следующих разделах настоящей главы отдельно для каждого вида работ.

Лекция 1: 12345678 || Лекция 2 >
Анджелика Шарапова
Анджелика Шарапова

Оценки по каким дисциплинам идут в приложение к диплому по профессиональной переподготовке "Современные образовательные технологии"?

Дмитрий Соболев
Дмитрий Соболев

Я заввершаю обучение по программе "Современные образовтетельные технологии". Прошу прислать задание для итоговой работы.Мой адрес resoluteness@yandex/ru

Спасибо!

Анна Гардагина
Анна Гардагина
Россия, Тайшет
Дмитрий Марушко
Дмитрий Марушко
Беларусь, Минск