Опубликован: 06.08.2007 | Доступ: свободный | Студентов: 1931 / 1080 | Оценка: 4.45 / 4.29 | Длительность: 18:50:00
Специальности: Программист

Лекция 8: Организация таблиц символов

< Лекция 7 || Лекция 8: 123 || Лекция 9 >
Аннотация: В данной лекции рассматривается организация таблиц символов. Рассмaтриваются некоторые основные способы организации таблиц символов в компиляторе: таблицы идентификаторов, таблицы расстановки, двоичные деревья и реализация блочной структуры. Приведены также примеры программного кода и графическая интерпретация таблиц символов и идентификаторов.

В процессе работы компилятор хранит информацию об объектах программы в специальных таблицах символов. Как правило, информация о каждом объекте состоит из двух основных элементов: имени объекта и описания объекта. Информация об объектах программы должна быть организована таким образом, чтобы поиск ее был по возможности быстрее, а требуемая память по возможности меньше.

Кроме того, со стороны языка программирования могут быть дополнительные требования к организации информации. Имена могут иметь определенную область видимости. Например, поле записи должно быть уникально в пределах структуры (или уровня структуры), но может совпадать с именем объекта вне записи (или другого уровня записи). В то же время имя поля может открываться оператором присоединения, и тогда может возникнуть конфликт имен (или неоднозначность в трактовке имени). Если язык имеет блочную структуру, то необходимо обеспечить такой способ хранения информации, чтобы, во-первых, поддерживать блочный механизм видимости, а во-вторых - эффективно освобождать память при выходе из блока. В некоторых языках (например, Аде) одновременно (в одном блоке) могут быть видимы несколько объектов с одним именем, в других такая ситуация недопустима.

Мы рассмотрим некоторые основные способы организации таблиц символов в компиляторе: таблицы идентификаторов, таблицы расстановки, двоичные деревья и реализацию блочной структуры.

Таблицы идентификаторов

Как уже было сказано, информацию об объекте обычно можно разделить на две части: имя (идентификатор) и описание. Если длина идентификатора ограничена (или имя идентифицируется по ограниченному числу первых символов идентификатора), то таблица символов может быть организована в виде простого массива строк фиксированной длины, как это изображено на рис. 7.1. Некоторые входы могут быть заняты, некоторые - свободны.

Ясно, что, во-первых, размер массива должен быть не меньше числа идентификаторов, которые могут реально появиться в программе (в противном случае возникает переполнение таблицы); во-вторых, как правило, потенциальное число различных идентификаторов существенно больше размера таблицы.

Заметим, что в большинстве языков программирования символьное представление идентификатора может иметь произвольную длину. Кроме того, различные объекты в одной или в разных областях видимости могут иметь одинаковые имена, и нет большого смысла занимать память для повторного хранения идентификатора. Таким образом, удобно имя объекта и его описание хранить по отдельности. В этом случае идентификаторы хранятся в отдельной таблице - таблице идентификаторов. В таблице символов же хранится указатель на соответствующий вход в таблицу идентификаторов. Таблицу идентификаторов можно организовать, например, в виде сплошного массива. Идентификатор в массиве заканчивается каким-либо специальным символом EOS ( рис. 7.2). Второй возможный


Рис. 7.1.

Рис. 7.2.

вариант - в качестве первого символа идентификатора в массив заносится его длина.

Таблицы расстановки

Одним из эффективных способов организации таблицы символов является таблица расстановки (или хеш-таблица ). Поиск в такой таблице может быть организован методом повторной расстановки. Суть его заключается в следующем.

Таблица символов представляет собой массив фиксированного размера N. Идентификаторы могут храниться как в самой таблице символов, так и в отдельной таблице идентификаторов.

Определим некоторую функцию h1 (первичную функцию расстановки), определенную на множестве идентификаторов и принимающую значения от 0 до N - 1 (то есть 0 <= h1(id) <= N - 1, где id - символьное представление идентификатора). Таким образом, функция расстановки сопоставляет идентификатору некоторый адрес в таблице символов.

Пусть мы хотим найти в таблице идентификатор id. Если элемент таблицы с номером h1(id) не заполнен, то это означает, что идентификатора в таблице нет. Если же занят, то это еще не означает, что идентификатор id в таблицу занесен, поскольку (вообще говоря) много идентификаторов могут иметь одно и то же значение функции расстановки. Для того чтобы определить, нашли ли мы нужный идентификатор, сравниваем id с элементом таблицы h1(id). Если они равны - идентификатор найден, если нет - надо продолжать поиск дальше.

Для этого вычисляется вторичная функция расстановки h2(h) (значением которой опять таки является некоторый адрес в таблице символов). Возможны четыре варианта:

  • элемент таблицы не заполнен (то есть идентификатора в таблице нет),
  • идентификатор элемента таблицы совпадает с искомым (то есть идентификатор найден),
  • адрес элемента совпадает с уже просмотренным (то есть таблица вся просмотрена и идентификатора нет)
  • предыдущие варианты не выполняются, так что необходимо продолжать поиск.

Для продолжения поиска применяется следующая функция расстановки h3(h2), h4(h3) и т.д. Как правило, hi = h2 для i >= 2. Аргументом функции h2 является целое в диапазоне [0, N - 1] и она может быть быть устроена по-разному. Приведем три варианта.

  1. h2(i) = (i + 1) mod N. Берется следующий (циклически) элемент массива. Этот вариант плох тем, что занятые элементы "группируются" , образуют последовательные занятые участки и в пределах этого участка поиск становится по-существу линейным.
  2. h2(i) = (i + k) mod N, где k и N взаимно просты. По-существу это предыдущий вариант, но элементы накапливаются не в последовательных элементах, а "разносятся".
  3. h2(i) = (a * i + c) mod N - "псевдослучайная последовательность". Здесь c и N должны быть взаимно просты, b = a-1 кратно p для любого простого p, являщегося делителем N, b кратно 4, если N кратно 4 [6].

Поиск в таблице расстановки можно описать следующей функцией:

void Search(String Id,boolean * Yes,int * Point)
{int H0=h1(Id), H=H0;
  while (1)
  {if (Empty(H)==NULL)
    {*Yes=false;
    *Point=H;
    return;
    }
  else if (IdComp(H,Id)==0)
    {*Yes=true;
    *Point=H;
    return;
    }
  else H=h2(H);
  if (H==H0)
    {*Yes=false;
    *Point=NULL;
    return;
    }
  }
}

Функция IdComp(H,Id) сравнивает элемент таблицы на входе H с идентификатором и вырабатывает 0, если они равны. Функция Empty(H) вырабатывает NULL, если вход H пуст. Функция Search присваивает параметрам Yes и Pointer соответственно следующие значения :

true, P - если нашли требуемый идентификатор, где P - указатель на соответствующий этому идентификатору вход в таблице,

false, NULL - если искомый идентификатор не найден, причем в таблице нет свободного места, и

false, P - если искомый идентификатор не найден, но в таблице есть свободный вход P.

Занесение элемента в таблицу можно осуществить следующей функцией:

int Insert(String Id)
{boolean Yes;
  int Point=-1;
  Search(Id,&Yes,&Point);
  if (!Yes && (Point!=NULL)) InsertId(Point,Id);
  return(Point);
}

Здесь функция InsertId(Point,Id) заносит идентификатор Id для входа Point таблицы.

< Лекция 7 || Лекция 8: 123 || Лекция 9 >