Опубликован: 10.01.2017 | Уровень: для всех | Доступ: платный
Лекция 3:

Проблемы измерения воспроизводственного потенциала региона

< Лекция 2 || Лекция 3 || Лекция 4 >

Понятие воспроизводственного потенциала региона

Теория и методы анализа потенциала экономических систем - одна из малоисследованных областей экономической науки на современном этапе. В литературе потенциал экономической системы в основном изучается на уровне предприятия. В качестве задачи при этом выдвигается создание инструментальных средств, позволяющих выявить, проанализировать, оценить потенциал предприятия и на основе оценки уровня его использования разработать систему стратегического планирования. На наш взгляд, подобные задачи весьма актуальны и для макроуровня, в частности для региона.

Исследуемый ниже потенциал больше будет раскрываться как фактически достигнутый - посредством использования уже имеющихся результатов функционирования и констатации реальных фактов за истекший период. Но нужно выделять и вторую трактовку, при которой потенциал рассматривается как величина, которую можно достичь, но которая пока не достигнута или отсутствует, т. е. это как бы "потенциальный" потенциал. В этом случае, как правило, задается определенное условие: например, "при полном использовании рабочей силы ВВП страны составит 15 трлн. руб." или "выполнив такой-то набор мероприятий, есть возможность увеличить ВВП страны до 15 трлн. руб.".

Начиная анализ, допустим, что воспроизводственный потенциал необходимо рассматривать с двух позиций:

  1. как единое целое;
  2. с возможным делением на отдельные компоненты.

При первом подходе воспроизводственный потенциал трактуется как нечто общее, неделимое на части, характеризующее способности экономики в целом, а точнее, потенциал раскрывается как мощь, сила экономических процессов или систем. Более того, само слово "потенциал" происходит от лат. potentia, что и означает силу, мощь. Эта категория измеряется с помощью одного или двух обобщающих, емких показателей. Здесь можно провести аналогию с подержанным автомобилем, обобщающие и емкие показатели потенциала которого - это год выпуска или величина пробега. Именно данные параметры, как правило, ложатся в основу решения о покупке данного автомобиля, а состояние отдельных компонентов, узлов и деталей рассматривается уже во вторую очередь. Таким же образом, на наш взгляд, с помощью емких показателей определяется и общий потенциал региона.

Самые распространенные показатели потенциала на уровне региона - абсолютные размеры совокупного общественного продукта, национального дохода, а также их величины на душу населения (для условий плановой экономики); абсолютный размер валового регионального продукта в целом, его величина в расчете на душу населения (для условий рыночной экономики).

В 2000 г. по абсолютному показателю ВРП Республика Башкортостан входила в первую десятку регионов страны, а по показателю ВРП на душу населения занимала 19-е место.

В целом необходимо подчеркнуть, что категория дохода - важнейшая характеристика потенциала практически любой экономической системы, так как очевидно, что чем больше доход, тем большими возможностями будет располагать экономическая система, в том числе и регион. Но обобщенно охарактеризовать воспроизводственный потенциал можно и с помощью других показателей.

На наш взгляд, обобщающей характеристикой воспроизводственного потенциала региона, а точнее, характеристикой его мощи, служит оценка конкурентоспособности региона, которая, как правило, выражается единым индексом. Кроме того, у потенциала и конкурентоспособности есть общие черты хотя бы потому, что в самом слове "конкурентоспособность" уже содержится слово "способность", лежащее в основе определения потенциала.

Национальная конкурентоспособность в исследовательском проекте Всемирного экономического форума определяется с точки зрения перспектив среднесрочного (5 лет) экономического роста и трактуется весьма широко, а именно - как способность поддерживать устойчивые высокие темпы роста реального душевого дохода, измеряемого темпами роста ВВП в расчете на душу населения в постоянных ценах (подобное определение можно использовать и для уровня региона). Это означает, что конкурентоспособность территории предполагает наличие и изучение определенного потенциала, необходимого для достижения цели. Конкурентоспособность выявляет состояние силы, мощи экономики данной страны и в этом смысле определяет воспроизводственный потенциал (в первой трактовке этого понятия).

Для характеристики общего воспроизводственного потенциала региона можно воспользоваться международной методикой определения экономического потенциала предприятия, которую мы адаптировали для условий региона. В результате о воспроизводственном потенциале региона нужно судить по следующим группам показателей:

  1. активы - ресурсы, контролируемые регионом, являющиеся результатом прошлых событий и источником будущих экономических выгод;
  2. обязательства - существующие в настоящий момент обязательства региона, рассматривающиеся как результат прошлых событий, источник будущих изъятий ресурсов региона и уменьшения экономических выгод;
  3. доходы - увеличение экономических выгод региона за отчетный период, которое выражается в увеличении стоимости активов или уменьшении обязательств;
  4. расходы - уменьшение экономических выгод за отчетный период, которое заключается в уменьшении или потере стоимости активов или увеличении обязательств.

При анализе обобщающего воспроизводственного потенциала региона можно опираться на понятие "уровень экономического развития региона", которое также характеризует регион с позиции мощи. Здесь, как и в случае с конкурентоспособностью, большинством авторов предпринимается попытка расчета интегрального показателя.

Общую величину воспроизводственного потенциала можно оценить и путем деления ВРП на коэффициент капитализации (так называемый доходный подход). Сложность в данном случае представляет расчет коэффициента капитализации применительно к региону.

Определенное представление о величине воспроизводственного потенциала может дать и суммарная величина рыночной стоимости предприятий региона, подсчитанная профессиональными оценщиками.

При втором подходе воспроизводственный потенциал делится на элементы и исследуются уже отдельные его компоненты. Их оценка также возможна в двух направлениях:

  1. как фактический потенциал;
  2. как "потенциальный" потенциал.

Хотя многие авторы часто смешивают оба указанных направления, тем не менее превалирует первый тип оценки. Нам представляется правомерным подход Л.Е. Романовой, согласно которому структурные элементы воспроизводственного потенциала можно распределить по фазам воспроизводственного процесса регионального продукта: производство, распределение, обмен, потребление. Каждая фаза обеспечивается определенным набором средств и возможностей (потенциалов). При таком подходе воспроизводственный потенциал региона формируется на основе взаимосвязанных и взаимозависимых элементов и под влиянием определенных факторов может изменять свои характеристики количественно и качественно. Таким образом, воспроизводственный потенциал должен рассматриваться как система, элементы которой взаимосвязаны, взаимозависимы, взаимообусловлены, имеют горизонтальные и вертикальные связи. В самом деле, воспроизводственный потенциал не может не являться системой, так как сама экономика, в том числе и региональная, представляет собой систему.

В воспроизводственном потенциале региона, как и в региональном продукте, выделяют натурально-вещественную и стоимостную структуры.

Можно выделить множество видов потенциала региона, так как на воспроизводство продукта действительно влияет большое количество факторов. В связи с этим возникает важный вопрос: все ли факторы связаны с потенциалом или нет? Несмотря на достаточно высокий уровень современной экономической науки, ответ на такой вопрос по-прежнему в значительной степени зависит от позиции самого исследователя. Необходимо принять определенную методологию исследования, попытаться классифицировать данные факторы, причем очевидно, что в данном случае нельзя ограничиться каким-либо одним подходом.

Основной классификацией, на наш взгляд, должно послужить описанное выше разделение воспроизводственного потенциала на виды по фазам воспроизводственного процесса продукта. Конечно, все перечисленные виды потенциала в прямой или опосредованной форме влияют на все стадии воспроизводственного процесса, так как сами эти стадии находятся в диалектической взаимосвязи. Например, доходы населения, представляя собой один из потенциалов конечного потребления в регионе, по доктрине Дж. М. Кейнса, оказывают сильное влияние на производство продукта; научно-технический потенциал прямо воздействует на фазу производства продукта и одновременно - на конечное потребление населения, ведь когда люди получают информацию о новейшей технике, спрос на нее повышается, и т. д. Впрочем, в целях исследования можно, хотя и условно, провести градацию по фазам воспроизводственного процесса.

Но и в этом случае при характеристике отдельных стадий возможен обобщающий подход. Например, при общей характеристике потенциала производства в регионе, помимо приведенных выше показателей, используется характеристика комплексности экономики. В 1980-х гг. потенциал Башкирской АССР воплощался в народнохозяйственном комплексе, который состоял из 99 отраслей материального производства, представленных в республике собственным производством (по 117-отраслевой классификации), из мощных региональных топливно-энергетического (ТЭК), военно-промышленного (ВПК), агропромышленного (АПК) и четырех других межотраслевых комплексов.

Следующий показатель, характеризующий общий потенциал производства в регионе, - это число отраслей специализации региональной экономики. Республика Башкортостан имеет четкую специализацию в межрайонном и международном разделении труда: 20 отраслей территориальной специализации и другие отрасли обеспечивают экономические связи республики со всеми субъектами РФ и десятками зарубежных стран.

Общий потенциал производства характеризуется также объемом экспорта. Некоторые авторы даже говорят об экспортном потенциале. В 2000 г. Республика Башкортостан по показателю доли экспорта в ВРП находилась на 21-м месте среди регионов страны. Импорт же, на наш взгляд, обобщенно характеризует потенциал потребления в регионе.

При разбивке потенциала воспроизводственного процесса на отдельные составляющие элементы можно натолкнуться на противоречия, так как потенциал уже рассматривается как совокупность определенных активов, запасов, имеющихся в наличии (национальное богатство, трудовые ресурсы и т. д.). То есть, если вернуться к аналогии с подержанным автомобилем, и год выпуска может быть поздним, и пробег может быть небольшим, но вследствие серьезного дефекта, отсутствия какого-либо важного узла, компонента или, наоборот, из-за наличия новейшего агрегата (например, двигателя), оценка потенциала автомобиля усложняется. То же самое происходит, например, при обобщающей характеристике воспроизводственного потенциала России с учетом оценки ее природных ресурсов и в виде ВВП. По оценкам Д.С. Львова, по показателю национального богатства на душу населения Россия опережает США и Канаду в 1,2 раза, Западную Европу - в 1,7 раза, страны Тихоокеанского региона - в 1,3 раза, страны Ближнего Востока - в 2,7 раза. Но с другой стороны, по показателю ВВП на душу населения Россия отстает от США в 5 раз, от Японии - в 4 раза, от Германии и ряда западноевропейских стран - в 3,5 раза.

Факторы формирования и использования воспроизводственного потенциала

На основе методики, описанной в работе А.Н. Дырдоновой, нами проведена классификация факторов, влияющих на формирование и использование воспроизводственного потенциала региона.

По направлению воздействия на воспроизводственный потенциал можно выделить внешние и внутренние факторы. Внешние факторы определяются политикой федерального центра, налоговой системой, экономической и политической ситуацией в стране и в мире. Внутренние факторы включают в себя результаты хозяйственной деятельности на территории, уровень экономического развития региона, состояние инфраструктуры, внутреннюю экономическую политику.

Одно из важных проявлений и результатов действия как внешних, так и внутренних факторов - это инвестиции. На наш взгляд, инвестиции вообще являются одним из главных условий функционирования и расширенного воспроизводства потенциала региона. Более того, инвестиции могут формировать и развивать новые виды, элементы воспроизводственного потенциала.

По характеру воздействия и устойчивости на воспроизводственный потенциал можно выделить объективные и субъективные факторы.

Объективные факторы в основном формируются под влиянием историко-генетических и внешних конъюнктурных предпосылок. Историко-генетические предпосылки определяют место региона в общей системе территориальной организации страны, тип освоения региона, его экономико-географическое положение, возможность доступа к основным рынкам, транспортным путям, ресурсам, природные условия, население и расселение, особенности развития производственной и непроизводственной сферы. Например, чем выше плотность населения, тем (при прочих равных условиях) выше стоимость земли. По закону А.С. Пигу при строительстве железной дороги цена земли вокруг нее возрастает, но возрастают и сопровождающие издержки. Внешние конъюнктурные предпосылки складываются из условий экономической ситуации вокруг региона на национальных и мировых рынках. В частности, это динамика мировых цен на нефть и другие минерально-сырьевые ресурсы, конъюнктура на фондовых биржах, состояние валютного рынка. Объективные факторы слабо поддаются воздействию со стороны региона.

Субъективные факторы представляют собой целенаправленную деятельность различных структур: экономических субъектов, общественных организаций, государственных и муниципальных органов власти. Степень влияния региона на субъективные факторы значительно выше. По скорости изменения можно выделить медленно изменяемые и быстро изменяемые субъективные факторы.

Медленно изменяемые факторы характеризуются значительным периодом формирования и преобразования. Это такие факторы, как транспортная и техническая инфраструктура территории, внутренняя социальная, политическая и экологическая ситуация.

Быстро изменяемые факторы включают в себя региональное и местное законодательство - это система нормативных правовых актов, регулирующих экономическую деятельность на территории региона, а также экономическая политика региональных государственных органов власти, которая проявляется, прежде всего, в направлениях расходования государственного бюджета.

Как видно из приведенной классификации, один из существенных факторов, воздействующих на воспроизводственный потенциал региона, - это государственная политика в целом, проводимая на разных уровнях власти, и политика, проводимая федеральным центром в отношении регионов в частности. Государственная политика обеспечивает диалектическую взаимосвязь внешних и внутренних, объективных и субъективных факторов.

Рассмотрим эту взаимосвязь на примере бюджетно-налоговой политики Республики Башкортостан и федерального центра. Это фактор, оказывающий решающее воздействие на воспроизводственный потенциал региона в целом и на финансовый потенциал в частности. В результате взаимодействия внешних и внутренних факторов может происходить производство (формирование), распределение, обмен и потребление отдельных элементов воспроизводственного потенциала в регионе. Вплоть до 2000 г. большая часть финансового потенциала в части доходов государственного бюджета оставалась на территории республики, и при этом Башкортостан являлся одним из основных доноров федерального бюджета, т. е. фактически делился своим мощным воспроизводственным потенциалом со значительным количеством слабых и депрессивных регионов России.

Кстати, в данном контексте можно по-иному осмыслить понятие "отсталый регион": такой регион будет характеризоваться низким фактическим воспроизводственным потенциалом, нуждающимся в дополнительном вливании извне, прежде всего в виде инвестиций. Хотя на территории отсталого региона могут присутствовать отдельные неиспользуемые компоненты воспроизводственного потенциала, для их вовлечения в оборот опять-таки требуются инвестиции. Таким образом, инвестиции представляют собой особый элемент воспроизводственного потенциала, который может заставить работать или позволяет поддерживать в рабочем состоянии остальные элементы и компоненты воспроизводственного потенциала.

В 2001 г. межбюджетные отношения Республики Башкортостан с Российской Федерацией были приведены в соответствие с федеральным законодательством. В итоге практически половина финансового потенциала Республики Башкортостан в части поступлений в государственный бюджет в настоящее время изымается федеральным центром, что не может не наложить отпечаток на дальнейшее экономическое развитие республики.

В связи с проблемой донорства и реципиентства необходимо отметить, что для федерального центра была бы крайне полезна информация о воспроизводственном потенциале субъекта в поэлементном разрезе. Для сравнения с достигнутыми регионом результатами эту информацию следует оценивать без учета принимаемых на региональном уровне решений и эффективности использования потенциала. И только затем нужно принимать решение о выравнивании экономического развития данного региона. Между тем в настоящее время основным критерием для помощи со стороны федерального центра служит уровень бюджетной обеспеченности населения региона, что отражает только фактическое состояние региона и стимулирует иждивенческие настроения органов управления субъектом Российской Федерации.

Федеральный центр воздействует на воспроизводственный потенциал регионов также и с помощью расходной части федерального бюджета, включающей в себя следующие инструменты:

  • межбюджетные трансферты;
  • субвенции, дотации и субсидии субъектам РФ;
  • федеральные программы регионального развития.

На долю межбюджетных трансфертов приходится большая часть расходов федерального бюджета в рамках экономического выравнивания регионов. Значительную роль в бюджетных отношениях играют субвенции, дотации и субсидии субъектам РФ, которые используются для финансирования регионов, не имеющих возможности покрыть своими доходами выплаты социального и иного характера. Хотя многими авторами данные инструменты рассматриваются как основные в проведении региональной политики, тем не менее известно, что при их использовании подрывается заинтересованность регионов в результативности проведения своей хозяйственной деятельности. Федеральные программы призваны, прежде всего, решать структурные экономические проблемы в отдельном регионе.

Например, в 2002 г. Правительством РФ была принята Федеральная целевая программа "Социально-экономическое развитие Республики Башкортостан до 2006 г." (реализуется с 2003 г.). Главной ее целью являлось обеспечение перехода экономики и социальной сферы республики на качественно новый уровень развития. Федеральная целевая программа включала в себя 79 инвестиционных проектов и 53 комплексных социальных мероприятия. Общий объем финансирования программы составлял 172 млрд. руб. Очевидно, что подобные программы - важный дополнительный источник финансирования мероприятий по комплексному решению социальных, экономических и научно-технических проблем республики, оказывающий непосредственное влияние на воспроизводственный потенциал региона.

Краткая история анализа воспроизводственного потенциала

Истоки анализа воспроизводственного потенциала заключены в исследованиях национального богатства, которое в первые годы существования СССР называлось народным богатством. Один из первых исследователей народного богатства - академик С.Г. Струмилин - еще в 1928 г. опубликовал статью "Народное богатство России и СССР". Он анализирует работы своих предшественников С.И. Гулишамбарова и С.А. Фалькнера, опиравшихся лишь на очень неточные и плохо сопоставимые друг с другом подсчеты иностранных авторов (например, Мэлголла).

Мэлголл, который анализировал данные по России за 1864, 1882, 1888 и 1894 гг., в составе народного богатства выделял следующие элементы:

  1. земля;
  2. скот и пр.;
  3. государственные и общественные сооружения;
  4. дома;
  5. мебель и домашний инвентарь;
  6. железные дороги;
  7. флот;
  8. фабрики;
  9. товары;
  10. драгоценные металлы;
  11. разное.

По расчетам Мэлголла, оценка земли в царской России за указанные годы поднялась на 215%, значительно опережая рост всех остальных вещных элементов национального богатства. Однако автор не раскрывает ни источников, ни методов своих расчетов.

Одна из попыток по исчислению народного богатства России к 1914 г. принадлежит А.Л. Вайнштейну. Он включал в народное богатство строения и сооружения, оборудование, товары и материалы, прочее имущество, т. е. только материальные блага, стоимость которых определялась овеществленным в них общественным трудом. Указанные виды анализировались в разрезе отраслей и секторов экономики. Расчеты А.Л. Вайнштейна показали, что на долю фондов сельского хозяйства, даже не считая земли и леса, приходилось 43% всего имущества, а на долю промышленности - не более 11,3%.

Учет народного богатства СССР после Октябрьской революции попыталось произвести Центральное статистическое управление (ЦСУ) в рамках составленного баланса народного хозяйства за 1923/24 хозяйственный год. Особенность методики ЦСУ заключалась в четком делении народного богатства СССР на народный (национальный) доход и народное имущество.

В состав народного имущества, по методике ЦСУ, включались следующие виды:

I. Сельское хозяйство:

  1. рабочий скот;
  2. прочий скот и птица;
  3. сельскохозяйственный и транспортный инвентарь;
  4. пчеловодство.

Промышленность:

  1. постройки;
  2. машины и орудия;
  3. прочий инвентарь.

III. Строительство:

  1. городские постройки;
  2. сельские постройки (жилые и хозяйственные).

IV. Сооружения по городскому благоустройству.

V. Транспорт:

  1. железные дороги;
  2. речной;
  3. морской;
  4. местный (в том числе шоссейные дороги, автотранспорт, трамваи).

VI. Земля (в том числе освоенная, неосвоенная).

В отличие от приведенных выше эта классификация не учитывала оборотные фонды, драгоценные металлы, а также бумаги государственных займов.

По мнению С.Г. Струмилина, народное богатство включает в себя не только весь овеществленный и накопленный в вещном виде труд нации, но и значительную часть капитализированного дохода. Сюда входит, прежде всего, стоимость всей земли как капитализированная рента, а также стоимость акций и других ценных бумаг, находящихся в обороте страны. С.Г. Струмилин, критикуя методику ЦСУ, с помощью собственных методик рассчитал стоимость отдельных элементов народного богатства России за 1914 г.: земельные и лесные богатства; жилищный городской и сельский фонд. Причем его расчеты проводились в разрезе регионов. В частности, он делает следующий вывод: повышение плотности населения на 85% приводит к возрастанию цены земли на 76%, т. е. "...каждый лишний работник повышает своим повседневным трудом доходность земли, а стало быть, и общее богатство России". На наш взгляд, это важный вывод, так как, с одной стороны, Россия располагает огромной земельной площадью, а с другой - стоимостной оценке подлежит лишь заселенная и освоенная часть этой площади. Другими словами, 1 квадратный метр хорошо освоенной, плотно заселенной земли в принципе может стоить дороже 1 гектара неосвоенной площади; без использования земли трудно дать ей стоимостную оценку. Таким образом, наличие потенциала у какого-либо объекта обязательно предполагает множество вариантов использования этого потенциала. Сам по себе потенциал без определения цели его использования существовать не может, поскольку под любым потенциалом всегда подразумевается то, для чего, собственно, и требуются резервы и возможности, а именно достижение некоторого конечного результата. Так, например, определение производственного потенциала и его отграничение от остальных видов системы экономических потенциалов следует из специфики цели его использования, т. е. формирования материальной базы производства, которая участвует в создании продуктов производства.

В дальнейшем на уровне всей страны и союзных республик баланс национального богатства разрабатывался как совокупность материальных ресурсов, которые на определенный момент находятся в собственности всего общества, отдельных коллективов и отдельных социальных групп и лиц (производственные и непроизводственные фонды, домашнее имущество населения). Однако баланс национального богатства отражал примат государственной собственности над всеми другими ее видами. Следует отметить, что в период плановой экономики исследованию национального богатства не уделялось достаточного внимания, данная категория в анализе народного хозяйства не использовалась широко. Вместе с тем имеются значительные наработки в области научно-технического потенциала.

Следствием перехода России к рыночной экономике стала замена системы баланса народного хозяйства (БНХ) системой национальных счетов (СНС). В СНС под национальным богатством понимается совокупность экономических активов страны, уменьшенная на стоимость ее финансовых обязательств. Экономические активы - это экономические объекты, на которые институциональными единицами осуществляются права собственности и от владения или использования которых извлекается экономическая выгода.

В соответствии с СНС экономические активы классифицируются следующим образом:

I. Нефинансовые экономические активы.

  1. Произведенные активы.
    • 1.1. Основные фонды.
    • 1.1.1. Материальные основные фонды.
    • 1.1.2. Нематериальные основные фонды (геологоразведочные работы, компьютерное программное обеспечение).
    • 1.2. Запасы материальных оборотных средств.
    • 1.3. Ценности.
    • 1.4. Накопленное имущество населения.
  2. Непроизведенные активы.
    • 2.1. Материальные непроизведенные активы.
    • 2.1.1. Земля.
    • 2.1.2. Богатства недр.
    • 2.1.3. Природные биологические ресурсы.
    • 2.1.4. Подземные водные ресурсы.
    • 2.2. Нематериальные непроизведенные активы (лицензии на использование изобретений).

II. Финансовые экономические активы.

Можно заметить, что, с одной стороны, разработанная с целью анализа структура национального богатства расширяется. В настоящее время одними экономистами в состав национального богатства включается научно-технический потенциал, другими - человеческий потенциал. С другой стороны, существующие оценки и перечни элементов, образующих национальное богатство, очень различаются.

На современном этапе необходимо осуществить переход от анализа национального богатства к анализу воспроизводственного потенциала страны в целом и регионов в частности. Так, в настоящее время различные виды потенциалов (например, инвестиционный, научно-технический, рециклинговый, человеческий) рассматриваются изолированно друг от друга и без взаимосвязи с национальным богатством. Воспроизводственный потенциал, по нашему представлению, должен стать фундаментальной категорией, обобщающей и структурирующей различные виды потенциалов. Национальное богатство станет составной частью этой категории.

Структура воспроизводственного потенциала

Структура воспроизводственного потенциала региона шире структуры баланса национального богатства, аккумулирующего лишь накопленное богатство и потенциал ресурсов. При этом в балансе национального богатства не учитываются трудовые ресурсы и потенциалы: продукта, инвестиционный, научно-технический, рециклинговый, финансовый, теневой и др.

Воспроизводственный потенциал также имеет сложную структуру. Некоторые элементы потенциала воспроизводства (например, человеческий потенциал) невозможно описать или условно выразить в стоимостном измерении.

Важный принцип оценки, который следует соблюдать при рассмотрении элементов воспроизводственного потенциала в разрезе активов, состоит в следующем: необходимо объективно оценивать элементы воспроизводственного потенциала, по возможности нивелируя различия в проведении экономической политики региональными органами управления. В этой связи нежелательно использование прогноза (например, экстраполяции) для оценки того или иного потенциала, в противном случае происходит смешивание эффективности использования потенциала с его размерами и в результате объем потенциала занижается.

Для целей макроэкономического анализа мы предлагаем следующую общую схему поэлементной структуры воспроизводственного потенциала региона ( рис. 3.1).

Схема анализа структуры воспроизводственного потенциала региона

Рис. 3.1. Схема анализа структуры воспроизводственного потенциала региона

Подобная же схема характерна не только для регионального, но и для местного, национального или международного уровней. Потенциал обладает собственным воспроизводством, т. е. процессы производства, распределения, обмена и потребления воспроизводственного потенциала происходят в целом и по отдельным компонентам. В связи с этим возникает проблема обеспечения расширенного воспроизводства регионального продукта на базе расширенного (а не суженного) воспроизводства потенциала. Экономический рост в регионе и в том, и в другом случаях будет качественно различаться.

Вкратце охарактеризуем приведенный рисунок. В воспроизводственном потенциале региона правомерно хотя бы условно выделять материальную и нематериальную части.

Основу материальной части образуют природно-ресурсный, трудовой потенциал, основные и оборотные фонды, туристско-рекреационный, рециклинговый потенциал, материальная часть научно-технического потенциала (учреждения, оборудование, кадры). К нематериальной части можно отнести нематериальную часть научно-технического потенциала (инновационный потенциал, информационные и правовые элементы), человеческий, предпринимательский, налоговый, финансовый потенциалы. Таким образом, определенные группы потенциалов, например научно-технический, могут содержать материальные и нематериальные компоненты. Финансовый потенциал отнесен нами к нематериальной части воспроизводственного потенциала, так как отрасль "Финансы, кредит, страхование" по существующей классификации относится к нематериальной сфере.

Следует иметь в виду, что каждый из элементов воспроизводственного потенциала можно разложить на подэлементы. Например, природно-ресурсный потенциал можно разбить на потенциал нефти, потенциал газа и т. д. (элементы П1, ..., Пn в схеме); накопленное богатство - на основные фонды, оборотные фонды, ценности и т. д. (элементы Н1, ..., Нn в схеме).

Кроме приведенной выше классификации, воспроизводственный потенциал региона можно структурировать следующим образом:

  1. территориальная структура - исследуется воспроизводственный потенциал в целом и по элементам городов и районов и их удельный вес в общей сумме;
  2. секторальная структура - исследуется воспроизводственный потенциал в целом и по элементам: предпринимательский сектор, финансовый сектор, государственный сектор, сектор домашних хозяйств, сектор некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, а также их удельный вес в общей сумме;
  3. отраслевая структура - исследуется воспроизводственный потенциал в целом и по элементам в разрезе отдельных отраслей: промышленность, сельское и лесное хозяйство, строительство, транспорт и т. д. ; возможно также исследование воспроизводственного потенциала производственной и непроизводственной сфер;
  4. воспроизводственная структура - о данной структуре речь шла выше.

Следует отметить, что структура воспроизводственного потенциала региона усложняется, если, например, отраслевой воспроизводственный потенциал рассматривать в территориальном разрезе (промышленный потенциал в разрезе районов и городов) или территориальный воспроизводственный потенциал изучать в отраслевом разрезе (потенциал г. Уфы разложить на отрасли) и т. д.

Между элементами воспроизводственного потенциала региона прослеживается взаимосвязь хотя бы на примере того, что потенциал промышленности используется для формирования потенциала сельского хозяйства. В самой промышленности потенциал отраслей тяжелого машиностроения используется, например, для производства потенциала других отраслей промышленности; для строительства основных фондов, безусловно, необходимы элементы потенциала и т. д. Таким образом, для производства и наращивания одного элемента воспроизводственного потенциала, как правило, требуется другой элемент воспроизводственного потенциала.

На наш взгляд, в воспроизводственном потенциале региона можно условно выделить положительные и отрицательные элементы. Положительные элементы направлены на ускорение экономического роста в регионе, отрицательные элементы тормозят экономический рост. Например, отрицательным элементом воспроизводственного потенциала может быть большой объем устаревших основных фондов.

В разрезе воспроизводимости выделяют воспроизводимые и невоспроизводимые элементы воспроизводственного потенциала. К невоспроизводимым, как известно, относят только полезные ископаемые, так как их нельзя произвести на территории региона. Остальные элементы можно причислить к воспроизводимым, так как их, как правило, хотя бы теоретически можно произвести в регионе.

Оценка воспроизводственного потенциала региона

В современной науке для оценки элементов воспроизводственного потенциала используются показатели разного характера, в связи с чем обобщающая стоимостная оценка потенциала представляет собой сложную проблему. Можно выделить восемь групп важнейших показателей, используемых для измерения элементов воспроизводственного потенциала:

  1. прямые абсолютные показатели (объем природных ресурсов в тоннах, куб. м; объем трудовых ресурсов в людях);
  2. максимальный ВРП, который может быть произведен при полной выработке потенциала (такой расчет возможен в отношении природных ресурсов);
  3. рыночная стоимость ресурсов (в том числе в отношении природных ресурсов);
  4. годовой ВРП при полном использовании того или иного ресурса (например, закон А. Оукена в отношении безработицы);
  5. текущие годовые показатели (например, государственных, инвестиционных, экологических расходов, выпуска определенных видов продукции и другие - при измерении инновационного, инвестиционного, налогового, экологического потенциалов);
  6. индексы (например, при измерении человеческого потенциала);
  7. удельные веса, темпы прироста, проценты (например, при расчете инновационного потенциала в качестве показателя рассматривается удельный вес наукоемкой продукции в общем объеме продукции);
  8. прогнозы показателей (например, при расчете налогового потенциала используется прогноз доходов).

Воспроизводственный потенциал региона значительно сложнее воспроизводственного потенциала предприятия. Действительно, если производственное предприятие представляет собой условно одну экономическую систему, то регион - это совокупность не только подобных, но и разнородных экономических систем. Кроме того, в отличие от предприятия на уровне региона существует потребность в обеспечении всего воспроизводственного процесса, проявляются такие элементы, как население, государство и государственный бюджет, инфляция, безработица, экономический рост, платежный баланс, природно-сырьевые ресурсы, экология. Подобные факторы не могут не усложнять структуру воспроизводственного потенциала макроуровня.

Яркая особенность регионального воспроизводственного потенциала - возможность и наличие процессов ввоза (импорта) и вывоза (экспорта) его элементов. Вывоз видов потенциала региона способствует росту воспроизводственного потенциала других регионов (например, подготовка вузами кадров для других регионов). Общая формула движения воспроизводственного потенциала (и его элементов) будет иметь следующий вид:

Qpt1 = Qpt0 + (Vpt + Ipt) - (Ppt + EXpt), (3.1)

где Qpt1 - объем воспроизводственного потенциала региона на конец текущего года;
Qpt0 - объем воспроизводственного потенциала региона на начало текущего года;
Vpt - объем воспроизводственного потенциала за год;
Ipt - импорт (ввоз) воспроизводственного потенциала в регион за год;
Ppt - потребление воспроизводственного потенциала в регионе за год;
EXpt - экспорт (вывоз) воспроизводственного потенциала за год.

Возможны случаи, когда для некоторых элементов воспроизводственного потенциала региона те или иные компоненты формулы (3.1) отсутствуют или проявляются несколько по-иному. Например, для полезных ископаемых элемент Vpt (вклад региона в увеличение своего воспроизводственного потенциала) либо будет отсутствовать, так как этот вид ресурса невозможно произвести, либо в него войдут новые разведанные запасы; для основных фондов в части зданий и сооружений величины Ipt и EХpt будут отсутствовать, так как они обладают недвижимым характером. Для расчетов, связанных с экологическим потенциалом, важно знать, что с экспортом продуктов, чье производство сопровождается сильным загрязнением окружающей среды региона, последний фактически будет экспортировать (EXpt) свой экологический потенциал.

В качестве приблизительной оценки величины (Vpt + Ipt) в воспроизводственном потенциале региона может служить объем всех инвестиций, произведенных в региональную экономику за год. Представление о величине Vpt могут дать такие показатели, как продукция строительства, продукция отраслей, производящих средства производства (машиностроение и т. д.).

Исследование состояния и движения воспроизводственного потенциала региона (и его элементов) по данной формуле дало бы весьма ценную информацию (например, объемы ввоза, вывоза научно-технического, финансового, инвестиционного потенциалов) для органов управления региональной экономикой.

Таким образом, воспроизводственный потенциал региона формирует солидную часть региональных особенностей, отражающихся на характере специализации и комплексного развития региона, межотраслевых и межрайонных пропорциях, потреблении и накоплении в регионе, а также в значительной степени влияет на структуру и эффективность региональной экономики.

Вопросы для самопроверки

  1. Что входит в понятие воспроизводственного потенциала региона?
  2. В чем отличие и сходство воспроизводственного потенциала предприятия и региона?
  3. Перечислите показатели воспроизводственного потенциала региона.
  4. Охарактеризуйте структуры воспроизводственного потенциала региона.
  5. На основе каких элементов можно измерить потенциал воспроизводства региона?
< Лекция 2 || Лекция 3 || Лекция 4 >
Елена Лобанова
Елена Лобанова
Россия, Чита, ЗабГУ, 2015
Жаксат Кенжин
Жаксат Кенжин
Казахстан, Казахстан, Уральск