Опубликован: 13.05.2017 | Уровень: для всех | Доступ: платный
Лекция 10:

Индексы в статистике

< Лекция 9 || Лекция 10: 123 || Лекция 11 >

10.1. Понятие и виды статистических индексов

Каждый месяц Росстат в публикациях приводит большое количество разнообразнейших индексов, которые помогают лучше понять текущее состояние и развитие экономики страны. Индексы относятся к одним из самых распространенных видов статистических показателей. Наиболее известный и упоминаемый среди них - индекс потребительских цен, являющийся индикатором изменения цен и уровня жизни населения. Даже не экономист знает, что его значение, превышающее 100%, означает рост цен. Существует множество других статистических индексов, которые измеряют интенсивность изменения других важнейших социально-экономических явлений и процессов, например, объема ВВП, инвестиций в основной капитал, товарооборота, валютных курсов, уровней процентных ставок и т.д.

Общее определение индексов как статистических показателей можно сформулировать следующим образом.

Индексы - это относительные величины, которые выражают соотношение уровней социально-экономических явлений и используются для решения таких задач, как:

  • обобщающая характеристика изменения одноименного показателя по разнородной совокупности во времени (индексы динамики), в пространстве (территориальные индексы) или по сравнению с некоторым заданным уровнем (например, планируемым или нормативным - индексы выполнения плана);
  • анализ влияния отдельных факторов на изучаемое явление;
  • оценка динамики среднего показателя по однородной совокупности, в том числе за счет изменений ее структуры.

Но не все относительные величины являются индексами. Отличительной чертой индексного метода является возможность проследить изменение непосредственно несоизмеримых отдельных элементов сложного явления в едином показателе. В качестве примера можно привести индекс потребительских цен, который в одной числовой характеристике представляет изменение цен на огромное множество товаров, предлагаемых покупателю. Другой пример: если предприятие выпускает несколько видов разнородной продукции, то нельзя получить общий объем выпуска прямым суммированием количества товаров по видам, и, следовательно, нельзя непосредственно с помощью простой относительной величины проследить общее изменение физического объема продукции. Индексный метод позволяет отдельные элементы сложного экономического явления привести к соизмеримому виду и дать единую характеристику изменения явления в целом, в данном случае - изменения выпуска продукции.

Кроме характеристики интенсивности изменения самого явления, индексы могут выполнять и аналитическую функцию: на их основе определяют влияние различных факторов на развитие явления. Например, при формировании товарооборота можно проследить прирост его объема за счет индивидуальных изменений цен на товары и изменений в объеме продаж.

На основе индексов проводится оценка изменения средних показателей по однородной совокупности, например средней цены товара, продаваемого в разных регионах, в том числе за счет непосредственно роста уровня цен и за счет изменения структуры продаж.

Статистические индексы классифицируются по следующим направлениям (рис. 10.1):

  • выбранной в знаменателе индекса базе сравнения;
  • степени агрегирования (или охвата) явления;
  • форме построения сводных индексов;
  • характеру исследуемой величины;
  • виду весов, выбранных в индексе;
  • периоду сравнения.
Классификация статистических индексов

Рис. 10.1. Классификация статистических индексов

Экономическое содержание выбранной базы сравнения позволяет провести деление всех индексов на динамические, территориальные и индексы сравнения с плановыми (нормативными) значениями показателей.

Последняя группа включает в себя индексы планового задания [показывают степень увеличения (снижения) показателя, предусмотренную планом], индексы выполнения плана (показывают соотношение между фактическим значением показателя и его плановым уровнем), индексы сравнения с нормативными значениями (например, индексы выполнения норм расходов материала).

По степени агрегирования, или охвата явления, индексы делятся на индивидуальные и сводные. Индивидуальный индекс характеризует изменение показателя у отдельной единицы совокупности (например, изменение цены на принтеры определенной марки). Сводный индекс выступает в качестве обобщенной характеристики изменения показателя в целом по всей совокупности разнородных единиц (изменение цен в целом на принтеры всех видов).

Сводные индексы, в свою очередь, делятся на общие и групповые (субиндексы). Общие показывают изменение сложного явления в целом в рамках исследуемой совокупности, групповые - ее части. Например, если в качестве общего взять индекс потребительских цен, то субиндексом может являться индекс цен на продовольственные товары.

10.2. Индивидуальные индексы: правила их построения и анализа

Индивидуальный индекс представляет собой относительный показатель, характеризующий изменение отдельного элемента сложного экономического явления.

Методика исчисления индивидуальных индексов динамики социально-экономических показателей подобна методике расчета относительных величин: сравнивается абсолютное значение показателя в текущем и базисном периоде.

Величина, изменение которой изучается с помощью индекса, называется индексируемой величиной.

В индексной методологии принята следующая система обозначений:

i - индивидуальный индекс;

I - общий (сводный) индекс;

q0, q1 - количество единиц (или физический объем) продукции (товаров) в натуральных единицах измерения;

p0, p1 - цена единицы продукции (товара);

z0, z1 - себестоимость единицы продукции;

t0, t1 - затраты рабочего времени на производство единицы продукции (трудоемкость продукции);

w0, w1 - количество продукции, выработанной одним работником в единицу времени (производительность труда);

Т1 и Т0 - затраты труда на производство продукции (T=t' q).

Подстрочные обозначения "0" и "1" показывают временной период. Период времени, по отношению к которому производят сравнение, называют базисным и обозначают через "0", а период, сравниваемый с базисным, - отчетным и обозначают его через "1".

Приведем примеры построения индивидуальных индексов:

  • индивидуальный индекс цен рассчитывается так:

Он показывает, как цена на данный товар в текущем периоде изменилась по сравнению с ценой этого же товара в базисном периоде;

  • индивидуальный индекс физического объема имеет вид

Он позволяет сравнить физические объемы товарооборота (или производства продукции).

Аналогичным образом строятся индивидуальные индексы сравнения с плановыми или нормативными значениями, например индекс выполнения плана по объему продукции

где qпл - количество единиц данного вида продукции, предусмотренное планом.

В числителе и знаменателе территориальных индексов находятся значения показателя, относящиеся к двум сравниваемым территориям, например индивидуальный территориальный индекс цен на определенный товар будет иметь вид

где рА, рВ - цена данного товара соответственно на территориях А и В.

Любой индекс может быть выражен в виде простого кратного отношения или в процентах. В первом случае он показывает, во сколько раз изменилась количественная характеристика экономического явления: его значение больше 1 свидетельствует об увеличении величины рассматриваемого показателя, меньше 1 - о снижении его уровня. Если индекс выразить в процентах и вычесть из него 100%, станет известно, на сколько процентов изменился показатель, характеризующий явление: отрицательное значение покажет процент снижения показателя, положительное - процент его увеличения.

Ниже представлены формулы расчета индивидуальных индексов наиболее часто используемых экономических показателей.

Таблица 10.1.

Пример 10.1. Магазин продал 1800 кг товара "А" по цене 210 руб. за килограмм в июле, а в июне - 1600 кг этого же товара по цене 200 руб. Определим индивидуальные индексы:

  • индивидуальный индекс физического объема реализованной продукции

  • индивидуальный индекс цен

На основе проведенных расчетов можно сделать вывод, что в июле по сравнению с июнем объем реализации товара "А" увеличился в 1,125 раза, или на 12,5%, а цена этого товара - в 1,05 раза, или на 5%.

< Лекция 9 || Лекция 10: 123 || Лекция 11 >
Юрий Насакин
Юрий Насакин

Мне нужно изучить математическую статистику с нуля для обработки данных на компьютере. Читаю уже вторую лекцию, но пока ничего даже отдалённо близкого к моей цели не нахожу. Есть ли математическая статистика в дальнейших лекциях? Или я зря теряю время на изучение этого курса? У меня крайне ограниченный временной срок - я не могу терять время на самостоятельную проверку моего вопроса посредством изучения данного курса.

Альмира Мукашева
Альмира Мукашева

Какие документы еще необходимы что бы получить удостоверение?

Александр Костюк
Александр Костюк
Россия, Нижегородская область
Айжамал Айдаралиева
Айжамал Айдаралиева
Казахстан, Западно-Казахстанская область, г.Уральск