Опубликован: 19.04.2017 | Уровень: для всех | Доступ: платный
Лекция 44:

Внешнеэкономическая политика России в переходной экономике

< Лекция 43 || Лекция 44: 123 || Лекция 45 >

Либерализация внешней торговли

Либерализация внешней торговли играет стратегически важную роль в переходной экономике, стимулируя развитие рыночных отношений.

С этой точки зрения можно выделить важнейшие цели либерализации внешней торговли:

  • включение отечественных производителей в конкурентную борьбу на внешнем рынке и повышение международной конкурентоспособности национального производства;
  • укрепление частного сектора в экономике и наделение всех экономических агентов правом осуществлять внешнеторговые операции;
  • установление связи между внутренними и мировыми ценами, как бы <импортируя> мировую структуру цен;
  • через принятие жестких условий конкурентной борьбы на мировых рынках заставить отечественные предприятия снижать издержки, совершенствовать технологии, повышать качество продукции, содействуя повышению эффективности всей национальной экономики;
  • открытие для национальных производителей новых рынков сбыта (маркетинг);
  • <импорт> навыков управления в национальную экономику.

На практике либерализация внешней торговли на начальном этапе осуществления экономических реформ становится во многих случаях вынужденным шагом, поскольку позволяет снизить остроту кризиса в экономике и ускорить достижение макроэкономической стабилизации, без которой невозможно начало структурных преобразований.

Рыночная экономика предполагает свободный выход на внешний рынок каждого субъекта хозяйственной деятельности. При этом должны быть отменены все или почти все лицензии (разрешения на право заниматься внешнеторговой деятельностью) и квоты (лимиты на общие объемы ввозимой или вывозимой продукции). Их применение порождает бюрократизм и коррупцию, которые ставят преграды развитию рыночных отношений. Если по каким-то политическим причинам оказывается невозможным отменить все квоты и лицензии, то предпочтительно продавать их с аукциона, а не решать эти проблемы с помощью административного регулирования. Либерализация режима внешнеэкономической деятельности предполагает и изменение таможенной системы. Почти каждая страна использует разнообразные импортные и экспортные пошлины. Собираемые суммы направляются в государственный бюджет.

Что касается импорта, то считается, что в условиях переходной экономики появление дешевой импортной продукции попросту <задушит> отечественного производителя. Поэтому на первых этапах трансформации экономики необходимы высокие импортные пошлины, которые со временем могли бы уменьшиться.

Что касается экспорта, то считается, что в условиях переходной экономики экспортные пошлины следует устанавливать на те товары, которые на внутреннем рынке продаются по ценам ниже мировых. Тем самым возможно сохранение более низких внутренних цен, например, на энергоносители, без использования системы контроля над ценами. Проблема здесь состоит в росте коррупции, буквально процветающей в странах с переходной экономикой. Возникает реальная опасность, что ценные товары, дешевые на внутреннем рынке, будут контрабандой переправляться за границу вообще без уплаты каких-либо пошлин или налогов.

В первые годы либерализации внешней торговли в России произошли заметные сдвиги во внешнеторговых потоках: а) переориентация торговли на дальнее зарубежье; б) сокращение размеров торговли со странами Восточной Европы и с некоторыми традиционными партнерами среди развивающихся стран (например, с Индией).

В товарной структуре российского импорта сохраняется перекос в потребительскую сферу. Отличительной чертой современного периода является лишь определенная переориентация с ввоза сырья для легкой и пищевой промышленности (зерна, тканей, хлопка-сырца) на импорт готовых потребительских товаров, имеющих высокий уровень доходности (прежде всего продуктов питания). Такая высокая степень зависимости от импорта продовольствия, с одной стороны, создает потенциальную угрозу для экономической безопасности страны. С другой стороны, нельзя не видеть, что в результате непродуманной внешнеторговой политики западные производители зачастую сбрасывают на внутренние рынки России продукцию достаточно дешевую, но нередко уступающую по качеству отечественной.

В товарной структуре российского экспорта преобладают топливно-сырьевые ресурсы.

Новая роль государства во внешней торговле

Новая роль государства во внешней торговле заключается в создании необходимой нормативной и институциональной базы для регулирования внешнеэкономических связей, обеспечивающих взаимодействие экономики с мирохозяйственной сферой в целях решения национальных стратегических задач.

Реализация национальных интересов в новой экономической системе обусловлена подготовкой национальной экономики для вхождения в мировые хозяйственные связи, ее трансформацией в соответствии с мирохозяйственными условиями, с одной стороны, и национальными стратегическими целями, приоритетами и интересами - с другой.

В настоящее время происходит перекачивание национального богатства России в мировую геоэкономическую систему. Это будет продолжаться до тех пор, пока на общегосударственном уровне не будет принята новая внешнеэкономическая программа и выработан соответствующий механизм ее реализации.

Важнейшая проблема государственного регулирования внешней торговли - регулирование экспорта, или определение экспортного потенциала страны. Ориентация на дальнейшее развитие экспорта топлива и сырья бесперспективна, учитывая состояние производственно-технической базы в большинстве отраслей. Увеличение объемов экспорта продукции топливно-сырьевого комплекса в большинстве стран бывшего СССР происходило в последние годы за счет сокращения внутреннего потребления при снижении объемов добычи и производства.

Возможности дальнейшего наращивания традиционного экспорта, по существу, исчерпаны, тем более что уровень внутренних цен на топливо и многие виды сырья не только достиг мирового, но в некоторых случаях и превзошел его. Таким образом, отечественная перерабатывающая промышленность фактически оказалась на <голодном пайке>. Новая система государственной поддержки экспортеров, аналогичная существующей в ОЭСР и многих других странах мира, в России еще не создана. Создание такой системы должно стать важнейшей задачей правительства.

На основании анализа мирового опыта можно выделить основные направления общеэкономической и специальной государственной поддержки экспортеров:

  • гарантирование и страхование экспортных кредитов для обеспечения защиты экспортеров от долгосрочных коммерческих и политических рисков;
  • сертификация и долевая государственная поддержка эффективных экспортно ориентированных проектов;
  • предоставление налоговых льгот экспортерам отдельных видов продукции (прежде всего машиностроительной);
  • оказание информационного, консультационного, маркетингового и технического содействия экспортерам;
  • регулирование цен и тарифов на продукцию естественных монополий (цен на энергоносители, тарифов на электричество и тепловую энергию, транспортных тарифов).

Важно подчеркнуть, что политика поддержания экспорта должна избегать таких мер, как прямые экспортные субсидии, которые несовместимы с интеграцией стран Восточной Европы и бывшего СССР в систему международной торговли. Вновь вводимые меры поощрения экспорта должны полностью соответствовать международным правилам.

Регулирование импорта проявляется в направлении ужесточения таможенного обложения и распространения на него внутренних налогов.

Одни экономисты считают, что введение новых ставок импортного тарифа - это защита российских производителей, повышение конкурентоспособности их продукции, очистка рынка от недоброкачественных товаров.

Однако, по мнению других, новые импортные пошлины ведут как раз к обратному - повышению розничных цен, зажиму частного предпринимательства, сокращению импорта, что не способствует развитию производств, базирующихся на импортных технологиях, сырье и материалах. Введение новых пошлин сопровождается увеличением импортных затрат, а значит, и ростом внутренних цен. От повышения пошлин выигрывает лишь небольшая часть отечественных производителей, которая, не имея внутренних конкурентов, и дальше будет диктовать свои цены, в то время как по качеству и ассортименту их продукция значительно уступает западной.

Растущие импортные тарифы в краткосрочном плане будут вести к оскудению внутреннего рынка, ухудшению качества товаров, особенно потребительских. Сегодня российский потребительский рынок достаточно насыщен импортными продуктами питания и товарами ширпотреба. Однако их ввоз в значительной мере обеспечивается частными лицами, мелкими фирмами-импортерами, для которых новые пошлины означают потерю привычного запаса рентабельности, а в конечном итоге - вытеснение с рынка более крупными структурами, сокращение объемов челночного импорта, сужение ассортимента ввозимой продукции.

Сейчас по поручению правительства идет работа над программой снижения импортного таможенного тарифа и налога на добавленную стоимость с целью повышения уровня конкурентоспособности ряда отраслей, в первую очередь обрабатывающей промышленности.

< Лекция 43 || Лекция 44: 123 || Лекция 45 >
Bekzod Sobirjonov
Bekzod Sobirjonov
Валерий Иванов
Валерий Иванов

В каждом тесте который я проходил после лекций, половина вопросов исходит из последующих лекций. Почему это происходит? Исправьте.

Марина Тухтаева
Марина Тухтаева
Казахстан, Костанай, КГПИ
Марат Юсупов
Марат Юсупов
Россия, Уфа