Международная (внешняя) торговля
Международная (внешняя) торговля: общая характеристика
Международная (внешняя) торговля - торговля товарами и услугами между странами.
Международная (внешняя) торговля нужна для большинства стран как в экономическом, так и социальном отношении. Она жизненно необходима для решения фундаментальных вопросов любой экономики: Что производить? Как производить? Для кого производить? Внешняя торговля способствует более эффективному использованию как внутренних ресурсов, так и ресурсов, принадлежащих другим странам, с целью более полного удовлетворения безграничных потребностей населения внутри страны и за рубежом. Более того, изменения в объемах чистого экспорта (разница между экспортом и импортом) могут оказать значительное влияние на уровни внутреннего производства и доходов.
Внешняя и внутренняя торговля отличаются друг от друга тем, что: а) ресурсы на международном уровне менее мобильны, чем внутри страны; б) во внутренней торговле каждая страна использует свою валюту, а во внешней - мировую; в) внешняя торговля более подвержена политическому контролю.
Что составляет основу торговли между странами? Ответ: международное разделение труда, с помощью которого страны могут развивать специализацию, повышать производительность своих ресурсов и таким образом увеличивать общий объем производства. Суверенные государства, как и отдельные лица и регионы страны, могут выиграть за счет специализации на изделиях, которые они могут производить с наибольшей относительной эффективностью, и последующего их обмена на товары, которые они не в состоянии сами эффективно производить.
В ответе на вопрос <Почему страны торгуют?> лежат три обстоятельства:
- Экономические ресурсы - природные, человеческие, инвестиционные товары - распределяются между странами мира крайне неравномерно; страны существенно различаются по своей обеспеченности экономическими ресурсами.
- Эффективное производство различных товаров с учетом использования передовых технологий или комбинаций ресурсов.
- Максимальное удовлетворение безграничных потребностей всех живущих на Земле.
Характер и взаимодействие этих трех обстоятельств можно проиллюстрировать. Япония, например, обладает большой и хорошо образованной рабочей силой; квалифицированный труд стоит дешево, поскольку имеется в изобилии. В связи с этим Япония способна эффективно производить (с низкими издержками) разнообразные товары, для изготовления которых требуется большое количество квалифицированного труда. Фотокамеры, радиоприемники и видеомагнитофоны - это лишь некоторые примеры подобных трудоемких товаров. Напротив, Австралия обладает обширными земельными пространствами, но недостаточными людскими ресурсами и капиталом и поэтому может дешево производить такие <землеемкие> товары, как пшеница, шерсть, мясо. Бразилия имеет плодородные почвы, тропический климат, там выпадает большое количество осадков, в изобилии имеется неквалифицированный труд, т.е. все необходимое для производства дешевого кофе.
Индустриально развитые страны находятся в лучшем стратегическом положении в плане производства разнообразных капиталоемких товаров, например, автомобилей, сельскохозяйственного оборудования, машин и химикатов. Экономическая эффективность, с которой страны способны производить различные товары, может изменяться и действительно изменяется со временем. Например, Россия, экспортировавшая полвека назад преимущественно сельскохозяйственные товары и сырье, теперь вывозит изделия обрабатывающей промышленности. Сдвиги в распределении ресурсов и технологии могут приводить к сдвигам в относительной эффективности производства товаров в различных странах. Например, новые технологии, которые способствовали развитию производства синтетических волокон и искусственного каучука, радикально изменили структуру ресурсов, необходимых для изготовления этих товаров и, таким образом, изменили относительную эффективность их производства. Иначе говоря, по мере эволюции национальных экономик могут изменяться количество и качество рабочей силы, объем и состав капитала.
Взаимовыгодная специализация и торговля между любыми двумя странами возможны до тех пор, пока внутренние соотношения издержек для любых двух продуктов различаются. Специализируясь в том или ином производстве, в соответствии со сравнительными преимуществами, страны могут получать большие реальные доходы при фиксированных объемах ресурсов. Условия торговли определяют, каким образом этот прирост мирового производства будет поделен между торгующими странами. Растущие издержки ставят границы выгодам от специализации и торговли.
Торговые барьеры выступают в форме защитных пошлин. Анализ спроса и предложения обнаруживает, что защитные пошлины приводят к повышению цен и снижают объемы товаров, на которые эти пошлины распространяются. Иностранные экспортеры проигрывают от сокращения продаж их товаров. Отечественные производители, однако, выигрывают от роста цен и увеличения объема продаж. Таким образом, пошлины ведут к менее эффективному размещению внутренних и мировых ресурсов.
В определенных случаях наиболее сильными аргументами в пользу защитных мер выступают ссылки на неразвитость национальной промышленности и необходимость самообеспеченности в оборонных отраслях. Сторонники протекционизма, как правило, подчеркивают немедленный эффект от введения торговых барьеров и игнорируют долгосрочные последствия. Критики протекционизма доказывают, что свободная торговля стимулирует экономический рост, а протекционизм этому процессу не способствует.
В последние годы в некоторых странах, особенно с переходной экономикой, наблюдается возрождение протекционизма.
Экономическая интеграция является важным средством либерализации торговли. Самым ярким примером является Европейское сообщество, образованное из трех сообществ: Европейское экономическое сообщество - ЕЭС, или <Общий рынок>, Европейское сообщество по атомной энергии - Евратом и Европейское объединение угля и стали - ЕОУС, в котором отменены внутренние торговые барьеры, применяется общая система пошлин в отношении развивающихся стран и предусматривается свобода движения рабочей силы и капитала. В 1947 г. было создано Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ): а) с целью стимулирования применения недискриминационного режима для всех торгующих стран; б) для снижения уровня пошлин; в) для устранения импортных квот.
В силу чего возникает международная торговля?
В рыночной экономике внешняя торговля возникает в силу того, что спрос и предложение различаются от страны к стране.
Со стороны спроса страна может обладать неплохим потенциалом для производства того или иного блага, однако не полностью удовлетворять свою потребность в нем. Иначе говоря, внутренний спрос на какое-то благо не обязательно равен его производству. Например, одна страна является чистым импортером нефти. А другая, например, Кувейт, напротив, не нуждается в импорте, так как данная страна ее экспортирует. Вот для этого и нужна внешняя торговля. Если бы отсутствовала внешняя торговля, то спрос на различные иностранные товары и услуги не был бы удовлетворен.
Со стороны предложения практически ни один ресурс не распределен равномерно по всей земле. Кто-то обладает большими материальными и людскими ресурсами (квалифицированные кадры), а кто-то очень нуждается в них. Многие ресурсы нелегко перевезти из одной страны в другую. Это справедливо в отношении климата, земельных угодий и залежей полезных ископаемых. Трудовые ресурсы с точки зрения мировых рынков труда еще менее мобильны, чем внутри страны. Нелегок и перелив капитала: контроль за обменными курсами, политические риски и простое незнание возможностей за рубежом могут послужить серьезным препятствием к иностранному инвестированию.
Сложности перевозки ресурсов из одной страны в другую стимулируют развитие альтернативы - перевозки готовых благ.
Во внешней торговле страны специализируются на производстве тех благ, в которых они имеют максимальные сравнительные преимущества.