Опубликован: 13.11.2016 | Уровень: для всех | Доступ: платный
Лекция 17:

Русская культура XIX - начала XX веков. Интеллигенция и ее роль в истории России

< Лекция 16 || Лекция 17: 1234 || Лекция 18 >

Вступление

В истории тысячелетней культуры Руси XIX в. занимает особое место. Это время небывалого развития классической художественной культуры, имеющей всемирное значение.

На формирование этого типа культуры оказали влияние следующие события:

  • Отечественная война 1812 г.;
  • реформы Александра II;
  • отмена крепостного права;
  • "хождение" в народ;
  • западноевропейские революции и их отражение в российском сознании;
  • распространение марксизма.

"Золотой век" этой культуры начался рождением А.С. Пушкина, дав великую неоантичную ясность и высоту, а закончился смертью не менее великого метафизика-философа В. Соловьева. Между "золотым" и "серебряным" веками русской культуры находится этап, который может быть охарактеризован социокультурной доминантой "народ и социум" (60-70-е гг.). В этот период небывалое развитие получили все основные виды искусства (живопись, музыка), но универсальной формой общественного самосознания становится литература. Именно литература задает систему ценностей, образцов поведения, жизненных приоритетов (между тем здесь необходимо помнить, что сказанное относится прежде всего лишь к небольшой части общества, поскольку, согласно переписи населения, в России 1897 г. грамотных было чуть более 20%).

17.1. Культура предреформенной России (1812 г. - 50-е гг. XIX в.)

Вопрос о национальной самобытности и шире о пути развития России был центральной идеей, широко обсуждавшейся передовой частью общества. Этот вопрос стал основой оформившегося идеологического противостояния западников и славянофилов. На европейские образцы развития ориентировались западники: А.Н. Герцен, Н.П. Огарев, В.П. Боткин, В.Г. Белинский, И.С. Тургенев, В.П. Анненков.

Славянофилы И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, К.С. Аксаков и др. в русском народе видели мирового лидера, должного спасти человечество, и полагали, что Россия должна развиваться самостоятельно от Запада, идти своим собственным путем. Оптимальным государственным устройством для России они считали самодержавие, которое имеет возможность наилучшим образом организовать существование государства. Надежды на возрождение России славянофилы связывали с православной верой как формой единения людей на основе духовной общности как условием достижения соборности.

Идея соборности стала центральной идеей творчества А.С. Хомякова. Соборность философ считал основным признаком крестьянской общины, построенной на принципе подлинного братства, где дух обладает высоким нравственным самосознанием и стремится к свободному творчеству. Западная же цивилизация подвергалась славянофилами критике как излишне рациональная, опирающаяся в управлении государством внешними законами и правилами в ущерб внутренней справедливости. Позже славянофильство преобразовалось в почвенничество, а в 70-х гг. данная идеология развивалась в рамках панславизма.

В начале века в искусстве и литературе России данного периода существовали три художественных направления: классицизм, сентиментализм и романтизм. Русская культура развивалась в тесной связи с западноевропейской культурой, поэтому представляется закономерным расцвет в России романтического направления, имевшего, однако, свою национальную основу, определившую его специфические черты. Такими особенностями русского романтизма стали:

  • национальная тематика (к примеру, русская опера развивалась преимущественно как жанр сказочного, былинного и комического характера, в частности, опера Верстовского, а также баллады В. Жуковского),
  • пафос высокой гражданственности и патриотические темы родины и служения отечеству (творчество И. Козлова, А. Дельвига, Н. Языкова),
  • интерес к духовному миру человека и его сокровенным чувствам (В. Жуковский, К. Батюшков),
  • мифологическая, сказочно-фантастическая сюжетика (романтические балеты К.А. Кавоса, А.А. Алябьева, отличающиеся красочностью постановок и фееричностью).

Таким образом, той разорванности сознания, той "мировой скорби", которая так характерна для западного крыла течения, русский романтизм не знал. И только после разгрома декабристов, с наступлением реакции, когда разочарование охватило значительную часть русского общества, в литературе усилились настроения пессимизма, получили распространение элегические мотивы (Е. Баратынский, Ф. Тютчев, В. Одоевский).

Вершиной русской культуры первой половины XIX в. стало творчество А.С. Пушкина (1799-1837) - родоначальника новой русской литературы, создателя русского литературного языка. Раннее творчество Пушкина, его свободолюбивая лирика стали проявлением романтизма в русской литературе, зрелое же творчество поэта, его драма "Борис Годунов", роман в стихах "Евгений Онегин", прозаические произведения "Повести Белкина", "Капитанская дочка" и др. принадлежат к реалистическому направлению в искусстве.

Если обратиться к русской живописи начала века, то здесь романтизм отозвался слабым эхом, сочетаясь с ярко выраженными тенденциями классицизма, одним из ярких представителей которого был Ф.А. Бруни ("Смерть Камиллы", "Медный змий", "Портрет писательницы княгини З.А. Волконской"). В героике классицизма находил выражение дух гражданственного подъема, охвативший русское общество в Отечественную войну 1812 г. Победа над великим противником, подчинившим ранее всю Европу, подняла веру в великую Россию, где государство и народ могут быть сплочены и едины. Однако с наступлением аракчеевщины в начале 20-х гг. иллюзии стали убывать, а после разгрома декабрьского восстания колорит времени изменился. Государство стало нуждаться особо остро в искусстве, поддерживающем государственность концепции, прославляющем власть. Таким искусством было искусство классицизма.

Кроме того, для распространения классицизма в живописи была и иная причина. Живопись стала единственным из видов творчества, считавшимся недворянским делом, в то время как революционное движение, литература, поэзия, философия были дворянскими и создавались дворянской интеллигенцией. Академия же художеств воспитывала детей с восьми-девятилетнего возраста, причем только из низших сословий, воспитывала в духе покорности традициям классицизма, к индивидуализму романтизма не имевшего ни малейшего отношения.

И если неоклассицизм в архитектуре и скульптуре в начале века был еще плодотворным течением (в частности, Мартос в 1818 г. закончил памятник Минину и Пожарскому), то в живописи неоклассицизм становился тормозом развития искусства. Однако романтизму следовали интуитивно О.А. Кипренский, С.Ф. Щедрин, В.А. Тропинин, выразившие полнее не бурный романтизм, а романтизм чувства, близкий сентиментализму. Наиболее яркое воплощение романтизированного академизма представляет творчество К.П. Брюллова. Он не произвел решительных преобразований в искусстве, но остался в русле традиции, однако силой своего таланта достиг большего, чем все последователи "благородной натуры" классической школы.

Его большие парадные портреты ("Всадница", "Портрет графини Ю.П. Самойловой, удаляющейся с бала") проникнуты восхищением и преклонением перед молодостью, красотой и обольстительностью, а в большом полотне "Последний день Помпеи" есть и драматическое переживание катастрофы, и классическая стройность эффектно расположенных в стройном ритме фигур и групп. Мировую известность приобрели романтические пейзажи мариниста И.К. Айвазовского и особенно его картина "Девятый вал".

Уникально творчество А.А. Иванова, квинтессенцией которого стало полотно "Явление Христа народу", где нашли своеобразное претворение традиции классицизма. Народный бытовой жанр зарождается в творчестве А.Г. Венецианова ("Гумно") и находит блестящее продолжение у П.А. Федотова ("Сватовство майора", "Свежий кавалер", "Вдовушка"), которому Брюллов незадолго до смерти сказал: "Вы меня обогнали..." Именно Федотова критические реалисты пореформенной России признали своим родоначальником. В это время, в 30-40-е гг., в литературе и искусстве утверждаются реалистические тенденции. С этого времени господствующим направлением во всех областях искусства становится реализм, основоположниками которого в русском искусстве были Пушкин и Гоголь. В музыке острая социальная направленность нашла отражение в творчестве А.С. Даргомыжского, опиравшегося в своих исканиях на традиции основоположника русской классической музыки М.И. Глинки.

< Лекция 16 || Лекция 17: 1234 || Лекция 18 >
Вераника Коротких
Вераника Коротких
Мария Чукреева
Мария Чукреева

Здравствуйте! Что писать в строке договора срок обучения и срок оказания услуг?

камилла Омарова
камилла Омарова
Россия, г. Махачкала
Индира Раушанова
Индира Раушанова
Казахстан, город Актобе, Актюбинский государственный педагогический институт, 2008