Россия, Ульяновск, Ульяновский государственный университет, 2005 |
Проявления монополистической деятельности и ее ограничение
10.1. Монопольные цены и монополистическая деятельность
В условиях монополии и доминирующего положения хозяйствующего субъекта (продавца) последний может навязывать покупателю монопольно высокую цену, особенно в случаях, когда спрос неэластичный. Законодательство следующим образом определяет это понятие: монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращение товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:
- путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:
- расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара,
- состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным,
- условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара;
- путем поддержания или неснижения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия
- расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно снизились,
- состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону уменьшения,
- условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону уменьшения.
Если же цена товара не соответствует хотя бы одному из указанных параметров, то она не считается монопольно высокой.
Следует отметить, что эти условия признания цены товара как монопольно высокой требуют уточнения.
Закон определяет товарный рынок как сферу обращения товара, который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности покупатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами. Таким образом, сопоставимый товарный рынок может находиться в любой точке на территории Российской Федерации и за ее пределами. Однако географические и другие особенности различных регионов определяют экономически разные условия для находящихся в этих регионах хозяйствующих субъектов (например, сырьевая база расположена рядом или сырье надо привозить из другого региона). Поэтому при выборе сопоставимого рынка необходимо учитывать не только сопоставимость состава покупателей или продавцов, условий доступа на рынок, условий обращения товара, государственного регулирования, но и сопоставимость условий производства товара для хозяйствующих субъектов на изучаемом и сопоставимом товарных рынках. Если такой сопоставимый рынок найти не удается, то при квалификации цены как монопольно высокой следует учитывать разницу условий для производителей (продавцов) товара на различных товарных рынках.
Что касается условия, когда цена товара превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли, то Закон о защите конкуренции не раскрывает, какие расходы для производства и реализации товаров и прибыли следует считать необходимыми. Величина расходов для производства и реализации и величина прибыли в определенной степени зависят от выбранной предприятием предпринимательской стратегии. Стратегия в свою очередь зависит от стадии жизненного цикла спроса на продукцию предприятия и стадии жизненного цикла выпускаемого товара. Очевидно, что для доказательства установления хозяйствующим субъектом монопольно высокой цены данное условие необходимо конкретизировать в соответствии с тем, на какой стадии жизненного цикла товара находится выпускаемая (реализуемая) предприятием продукция и какой стадии жизненного цикла соответствует спрос на эту продукцию.
Такой же подход могут использовать и предприятия для доказательства того, что цена их товара не является монопольно высокой.
Цена товара не признается монопольно высокой, если она:
- является ценой товара - результата инновационной деятельности, приводящей к созданию нового невзаимозаменяемого товара или нового взаимозаменяемого товара при снижении расходов на его производство и (или) улучшение его качества;
- сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке.
Монопольно низкую цену может установить как хозяйствующий субъект, доминирующий на рынке в качестве покупателя (при монопсонии или ограниченной монопсонии спроса), так и продавец. В Законе о защите конкуренции это определено следующим образом: монопольно низкая цена - цена товара, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена ниже суммы необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и ниже цены, которая в условиях конкуренции сформировалась на сопоставимом товарном рынке, в том числе установленная:
- путем снижения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:
- расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара,
- состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным,
- условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара;
- путем поддержания или неповышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:
- расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно возросли,
- состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону увеличения,
- условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону увеличения.
Цена товара не признается монопольно низкой, если она не соответствует хотя бы одному из указанных условий. Кроме того, не признается монопольно низкой цена товара, если ее установление продавцом не повлекло за собой ограничение конкуренции в связи с сокращением числа не входящих с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке; она не ниже цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке.
Для уточнения условий признания цены товара как монопольно низкой следует применять тот же подход, что и для уточнения условий признания цены товара как монопольно высокой.
Необходимо отметить, что цена товара, установленная субъектом естественной монополии в пределах тарифа на такой товар, определенного органом регулирования естественной монополии, не может признаваться монопольно высокой или монопольно низкой.
В соответствии с антимонопольным законодательством монополистическая деятельность - это злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.
Положения антимонопольного законодательства, относящиеся к хозяйствующим субъектам, распространяются и на группу лиц, связанных общими интересами и взаимными обязательствами. Такой группой признается совокупность юридических и (или) физических лиц, применительно к которым выполняется одно или несколько следующих условий (ст. 9 Закона о защите конкуренции):
- хозяйственное общество (товарищество) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо имеет в силу своего участия в этом хозяйственном обществе (товариществе) либо в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества);
- хозяйственные общества (товарищества), в которых одно и то же физическое лицо или одно и то же юридическое лицо имеет в силу своего участия в этих хозяйственных обществах (товариществах) либо в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале каждого из этих хозяйственных обществ (товариществ);
- хозяйственное общество и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо осуществляет функции единоличного исполнительного органа этого хозяйственного общества;
- хозяйственные общества, в которых одно и то же физическое лицо или одно и то же юридическое лицо осуществляет функции единоличного исполнительного органа;
- хозяйственное общество (товарищество) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо на основании учредительных документов этого хозяйственного общества (товарищества) или заключенного с этим хозяйственным обществом (товариществом) договора вправе давать этому хозяйственному обществу (товариществу) обязательные для исполнения указания;
- хозяйственные общества (товарищества), в которых одно и то же физическое лицо или одно и то же юридическое лицо на основании учредительных документов этих хозяйственных обществ (товариществ) или заключенных с этими хозяйственными обществами (товариществами) договоров вправе давать этим хозяйственным обществам (товариществам) обязательные для исполнения указания;
- хозяйственное общество и физическое лицо или юридическое лицо, если по предложению такого физического лица или такого юридического лица назначен или избран единоличный исполнительный орган этого хозяйственного общества;
- хозяйственные общества, единоличный исполнительный орган которых назначен или избран по предложению одного и того же физического лица или одного и того же юридического лица;
- хозяйственное общество и физическое лицо или юридическое лицо, если по предложению такого физического лица или такого юридического лица избрано более чем 50% количественного состава коллегиального исполнительного органа либо совета директоров (наблюдательного совета) этого хозяйственного общества;
- хозяйственные общества, в которых более чем 50% количественного состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) избрано по предложению одного и того же физического лица или одного и того же юридического лица;
- хозяйственные общества, в которых более чем 50% количественного состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) составляют одни и те же физические лица;
- лица, являющиеся участниками одной и той же финансово-промышленной группы;
- физическое лицо, его супруг, родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры.