Прошел курс "Безопасность информационных систем". 18 марта, осуществил оплату. До сих пор не пришел сертификат на почту в pdf. |
Основы законодательства в области обеспечения информационной безопасности
Правовое обеспечение информационной безопасности
При обеспечении информационной безопасности успех может быть эффективным только при применении комплексного подхода. Выше было отмечено, что для защиты интересов субъектов информационных отношений необходимо сочетать меры следующих уровней:
- законодательного;
- административного (приказы, распоряжения, политики и другие организационные действия руководства организаций, связанных с защищаемыми информационными ресурсами);
- процедурного (меры безопасности, ориентированные на персонал);
- программно-технического;
- физического (комплексная защита помещений, оборудования и персонала).
Законодательный уровень является важнейшим для обеспечения информационной безопасности. Будем различать на этом уровне две группы мер:
- меры, направленные на создание и поддержание в обществе негативного (в том числе с применением наказаний) отношения к нарушениям и нарушителям информационной безопасности ("мерами ограничительной направленности");
- направляющие и координирующие меры, способствующие повышению образованности общества в области информационной безопасности, помогающие в разработке и распространении средств обеспечения информационной безопасности (меры созидательной направленности).
На практике обе группы мер важны в равной степени, но необходимо подчеркнуть аспект осознанного соблюдения норм и правил ИБ. Это важно для всех субъектов информационных отношений, поскольку рассчитывать только на защиту силами системных администраторов и сотрудников службы безопасности предприятия было бы неправильно. Необходимо это и тем, в чьи обязанности входит наказывать нарушителей, поскольку обеспечить доказательность при расследовании и судебном разбирательстве компьютерных преступлений без специальной подготовки невозможно.
Краткий обзор зарубежного законодательства в области информационной безопасности
Одним из важнейших законов в этом направлении является американский "Закон об информационной безопасности" (Computer Security Act of 1987, Public Law 100-235, January 8, 1988). Цель закона — реализация минимальных, но достаточных действий по обеспечению безопасности информации в федеральных компьютерных системах, без ограничений спектра возможных действий.
В начале Закона называется конкретный исполнитель —Национальный институт стандартов и технологий, НИСТ (National Institute of Standardization — NIST), отвечающий за выпуск стандартов и руководств, направленных на защиту от уничтожения и несанкционированного доступа к информации, а также от краж и подлогов, выполняемых с помощью компьютеров. Документы, выпускаемые институтом, являются руководствами "симметричного действия", служащие как для регламентации действий специалистов, так и для повышения информированности общества.
Согласно Закону, все операторы федеральных информационных систем и баз данных, содержащих конфиденциальную информацию, должны сформировать планы обеспечения ИБ. Обязательным является и периодическое обучение всего персонала таких ИС. Институт, в свою очередь, обязан проводить исследования природы и масштаба уязвимых мест, вырабатывать экономически оправданные меры защиты. Результаты исследований применяются как в государственных системах, так и в частном секторе.
Закон обязывает НИСТ координировать свою деятельность с другими министерствами и ведомствами, включая Министерство обороны, Министерство энергетики, Агентство национальной безопасности (АНБ) и т.д., чтобы избежать дублирования и несовместимости. Помимо регламентации дополнительных функций НИСТ, Закон предписывает создать при Министерстве торговли США комиссию по информационной безопасности, которая должна:
- выявлять перспективные управленческие, техническо-технологические, программные и физические меры, способствующие повышению ИБ;
- выдавать рекомендации Национальному институту стандартов и технологий, доводить их до сведения всех заинтересованных ведомств.
С практической точки зрения важен раздел № 6 Закона, обязывающий все правительственные ведомства сформировать план обеспечения информационной безопасности, направленный на то, чтобы компенсировать риски и предотвратить возможный ущерб от утери, неправильного использования, несанкционированного доступа или модификации информации в федеральных системах. Копии планов направляются в НИСТ и в Агентство национальной безопасности (АНБ, National Safety Agency — NSA).
В 1997 году появился законопроект "О совершенствовании информационной безопасности" (Computer Security Enhancement Act of 1997, H.R. 1903), направленный на усиление роли НИСТ и упрощение операций с криптографическими средствами.
В законопроекте констатируется, что частные компании-разработчики готовы предоставить криптографические средства для обеспечения конфиденциальности, целостности и аутентичности данных и что разработка и использование шифровальных технологий должны происходить на основании требований рынка, а не распоряжений правительства. Кроме того, здесь отмечается, что за пределами США имеются сопоставимые и общедоступные криптографические технологии, и это следует учитывать при выработке экспортных ограничений, чтобы не снижать конкурентоспособность американских производителей аппаратного и программного обеспечения.
Очень важен раздел 3, в котором закрепляется обязанность НИСТ готовить стандарты, руководства, средства и методы для инфраструктуры открытых ключей (ниже аналогичный закон РФ об ЭЦП) по запросам частного сектора. Эти нормативные документы позволяют сформировать негосударственную инфраструктуру, пригодную для взаимодействия с федеральными ИС. В разделе № 4 особое внимание обращается на необходимость анализа средств и методов оценки уязвимых мест других продуктов частного сектора в области ИБ. Законом поощряется разработка требований и правил безопасности, нейтральных по отношению к конкретным техническим решениям, использование в федеральных ИС коммерческих продуктов, участие в реализации шифровальных технологий, позволяющее в конечном итоге сформировать инфраструктуру, которую можно рассматривать как резервную для федеральных ИС.
Важно, что в соответствии с разделами № 10 и далее предусматривается выделение финансирования, называются точные сроки реализации программ партнёрства и проведения исследований инфраструктуры с открытыми ключами, национальной инфраструктуры цифровых подписей. В частности, предусматривается, что для удостоверяющих центров должны быть разработаны типовые правила и процедуры, порядок лицензирования, стандарты аудита. В 2001 году был одобрен Палатой представителей и передан в Сенат новый вариант рассмотренного законопроекта — Computer Security Enhancement Act of 2001 (H.R. 1259 RFS).
За четыре года (1997-2001 годы) на законодательном и других уровнях информационной безопасности США было сделано следующие важные разработки:
- смягчены экспортные ограничения на криптографические средства (январь 2000 г.);
- сформирована инфраструктура с открытыми ключами;
- разработано большое число стандартов (например, новый стандарт электронной цифровой подписи — FIPS 186-2, январь 2000 г.).
Программа безопасности, предусматривающая экономически оправданные защитные меры, синхронизированные с жизненным циклом информационных технологий и систем, неоднократно входит в законодательные акты США. Например, согласно пункту 3534 ("Обязанности федеральных ведомств") подглавы II ("Информационная безопасность") главы 35 ("Координация федеральной информационной политики") рубрики 44 ("Общественные издания и документы"), такая "Программа" должна включать:
- периодическую оценку рисков с рассмотрением внутренних и внешних угроз целостности, конфиденциальности и доступности систем, а также данных, ассоциированных с критически важными операциями и ресурсами;
- правила и процедуры, позволяющие, опираясь на проведенный анализ рисков, экономически оправданным образом уменьшить риски до приемлемого уровня;
- обучение персонала с целью информирования о существующих рисках и об обязанностях, выполнение которых необходимо для их (рисков) нейтрализации;
- периодический аудит и (пере)оценку эффективности правил и процедур;
- порядок и действия при внесении существенных изменений в систему;
- процедуры выявления нарушений информационной безопасности и реагирования на них; эти процедуры должны помочь уменьшить риски, избежать крупных потерь; организовать взаимодействие с правоохранительными органами.
В законодательстве Германии можно выделить "Закон о защите данных" (Federal Data Protection Act of December 20, 1990 (BGBl.I 1990 S.2954), amended by law of September 14, 1994 (BGBl. I S. 2325)), который целиком посвящен защите персональных данных.
Законом устанавливается приоритет интересов национальной безопасности над сохранением тайны частной жизни. В остальном, права личности защищены весьма тщательно. Например, если сотрудник фирмы обрабатывает персональные данные в интересах частных компаний, он дает подписку о неразглашении, которая действует и после перехода на другую работу. Государственные учреждения, хранящие и обрабатывающие персональные данные, несут ответственность за нарушение тайны частной жизни "субъекта данных", как говорится в Законе. В материальном выражении ответственность ограничена верхним пределом в 250 тысяч немецких марок.
Из законодательства Великобритании можно выделить семейство так называемых "добровольных стандартов" BS 7799, помогающих организациям на практике сформировать программы безопасности. Ниже положения этого системообразующего стандарта будут рассмотрены подробнее.
Российское законодательство в области информационной безопасности
Основным законом Российской Федерации является Конституция, принятая 12 декабря 1993 года. В соответствии со статьей 24 Конституции, органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Статья 23 Конституции гарантирует право на личную и семейную тайну, на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, статья 29 — право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Современная интерпретация этих положений включает обеспечение конфиденциальности данных, в том числе в процессе их передачи по компьютерным сетям, а также доступ к средствам защиты информации.
Статья 41 гарантирует право на знание фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, статья 42 — право на знание достоверной информации о состоянии окружающей среды.
Отметим, что право на информацию может реализовываться средствами бумажных технологий, но в современных условиях наиболее практичным и удобным для граждан является создание соответствующими законодательными, исполнительными и судебными органами информационных серверов и поддержание доступности, актуальности и целостности, представленных на них сведений, то есть обеспечение их (серверов) информационной безопасности.
В сентябре 2000 года Президент Российской Федерации В.В.Путин утвердил "Доктрину информационной безопасности". Какую роль она сыграет в развитии отечественных информационных технологий и средств защиты информации?
Информационные технологии — бурно и динамично развивающаяся отрасль мирового хозяйства. Объем рынка информационной продукции составляет более 2-х триллионов долларов США, что сопоставимо с бизнесом в сферах топлива и энергетики, автомобилестроения. Серьезную опасность для России представляют стремление ряда стран к доминированию в мировом информационном пространстве, вытеснению России с внутреннего и внешнего рынка информационных услуг, разработка рядом государств концепций "информационных войн". Такие концепции предусматривают создание средств воздействия на информационные сферы других стран мира, нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, а также сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним.
"Доктрина информационной безопасности" закладывает основы информационной политики государства. С учетом существующих угроз для защиты национальных интересов России государство планирует активно развивать отечественную индустрию средств информации, коммуникации и связи с последующим выходом продукции на мировой рынок, обеспечивать гарантии безопасности для национальных информационных и телекоммуникационных систем и защиту государственных секретов с помощью соответствующих технических средств. Одновременно предусматривается повышать эффективность информационного обеспечения деятельности государства.
Принятие этого документа ставит в повестку дня и вопрос о необходимости совершенствования российского законодательства. К примеру, речь идет о принятии законов, касающихся пресечения компьютерной преступности.
Перечислим некоторые основополагающие законы и нормативные акты Российской Федерации в области информационной безопасности в их первой редакции:
1. Закон РФ "О государственной тайне" от 21.7.93 г. № 5485-1.
2. Закон РФ "О коммерческой тайне" (версия 28.12.94 г.).
3. Закон РФ "Об информации, информатизации и защите информации" от 25.1.95 г.
4. Закон РФ "О персональных данных" (версия 20.02.95 г.).
5. Закон РФ "О федеральных органах правительственной связи и информации" от 19.2.93 г. № 4524-1.
6. Положение о государственной системе защиты информации в Российской Федерации от ИТР и от утечки по техническим каналам. (Постановление Правительства РФ от 15.9.93 г. № 912-51).
7. Положение о Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации (Гостехкомиссии России). Распоряжение Президента Российской Федерации от 28.12.92 г. № 829-рпс.
В настоящее время практически все эти законы и положения уточнены и дополнены соответствующими главами, параграфами и поправками, отражающими реалии текущей ситуации.
В Гражданском кодексе Российской Федерации (редакция от 15 мая 2001 года) фигурируют такие понятия, как банковская, коммерческая и служебная тайна. Согласно статье 139, "информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности". Это подразумевает, как минимум, компетентность в вопросах ИБ и наличие доступных (и законных) средств обеспечения конфиденциальности.
В Уголовном кодексе Российской Федерации (редакция от 14 марта 2002 года) глава 28 "Преступления в сфере компьютерной информации" содержит три соответствующие статьи:
- статья 272 "Неправомерный доступ к компьютерной информации";
- статья 273 "Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ";
- статья 274 "Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети".
Первая из указанных статей подразумевает посягательства на конфиденциальность, вторая определяет действия с вредоносным ПО, третья — с нарушениями доступности и целостности, повлекшими за собой уничтожение, блокирование или модификацию охраняемой законом информации. В свете бурного развития локальных, региональных, национальных и всемирной сетей включение в сферу действия УК РФ вопросов доступности информационных сервисов является очень своевременным.
Статья 138 УК РФ, защищая конфиденциальность персональных данных, предусматривает наказание за нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений. Аналогичную роль для банковской и коммерческой тайны играет статья 183 УК РФ.
Интересы государства в плане обеспечения конфиденциальности информации нашли наиболее полное выражение в Законе "О государственной тайне" (с изменениями и дополнениями от 6 октября 1997 года). В нем государственная тайна определена как защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Там же дается определение средств защиты информации. Согласно данному Закону, это технические, криптографические, программные и другие средства, предназначенные для защиты сведений, составляющих государственную тайну; средства, в которых они реализованы, а также средства контроля эффективности защиты информации.