Опубликован: 10.08.2007 | Уровень: для всех | Доступ: платный | ВУЗ: Национальный исследовательский университет "Высшая Школа Экономики"
Лекция 10:

Государство и фирма: способы взаимодействия

Деятельность современной фирмы проходит в экономической системе, в которой одним из главных субъектов является государство. Государство определяет правила, по которым совершаются деловые операции экономических агентов, регулирует отдельные аспекты функционирования производящих и потребляющих субъектов экономики, оказывает поддержку или устраняет те или иные сферы деятельности индивидов и институтов экономической системы. Взаимодействие государства и фирмы в условиях современной развитой экономики происходит в различных формах и областях деятельности фирм.

Главной областью влияния государства на деятельность фирмы является отраслевая политика правительства, которая выражается в виде проведения антимонопольной политики: стимулирования предпринимательства, развития конкурентных начал, регулирования или дерегулирования отдельных отраслей промышленности.

Цели и методы антимонопольной политики

Объектами воздействия антимонопольной политики служат как отдельные фирмы или ассоциации фирм, так и отрасли в целом.

Суть фактически любой антимонопольной политики заключается в использовании выгод крупномасштабной экономики и в нейтрализации ее побочных последствий, связанных с ослаблением конкуренции на товарных рынках. Рассмотрим подробнее концепции, определяющие основные цели антимонопольной политики государства.

1. Стремление к экономической эффективности

Согласно данной концепции, конкуренция (или любая другая эффективная рыночная структура) не есть благо само по себе, но лишь способ достижения экономической эффективности общества с учетом статической эффективности аллокация ресурсов и динамического межвременного выбора всех экономических агентов. Конкуренция рассматривается как средство создания среды, благоприятной для снижения издержек производства, создания новых продуктов, новых фирм, новых видов деятельности, новых методов производства и организации, развития НИОКР, технического прогресса и инноваций. При выработке отраслевой конкурентной политики от государства требуется учет краткосрочных и долгосрочных последствий его воздействия на экономику.

2. Оптимизация поведения экономических агентов

Данная цель исходит из того, что поиски конкуренции - это процесс, а не результат. То есть не следует опираться на застывшие структуры рынка для увеличения общего благосостояния. Конкурентный процесс позволяет фирмам использовать свою частную информацию и организовывать дело для получения прибыли и обеспечения собственного роста - позволяет им самостоятельно оптимизировать свое поведение. Очевидно, что глобальное долгосрочное равновесие в экономике не может быть достигнуто с помощью государства, так как рынки находятся в процессе постоянной эволюции. Причинами несовершенства рынков являются: наличие частной информации (которой располагают только фирмы), внешние шоки (воздействие которых на экономическую систему невозможно предугадать) и отдельные непредвиденные инновации (которые могут изменить направления развития производства самым непредсказуемым образом). Отраслевая политика должна только создавать условия, благоприятные для конкуренции: свобода входа/выхода с рынка, стимулы к инновациям, поддержка определенной степени соперничества между фирмами, что в конечном счете и приведет фирмы к оптимальному, с точки зрения экономики в целом, поведению.

3. Улучшение функционирования общества в целом

Отраслевая политика правительства в данном случае должна преследовать интересы всего общества, к которым относятся:

  • защита национальной промышленности;
  • помощь фирмам и отраслям в трудных ситуациях;
  • развитие регионов;
  • защита занятости;
  • стимулирование фирм-лидеров;
  • защита от иностранного капитала;
  • развитие мелкого и среднего бизнеса;
  • защита интересов потребителей;
  • установление правил добросовестной конкуренции.

В тех случаях, когда несовершенство рыночных структур приходит в противоречие с конкурентной политикой государства, приоритет должен отдаваться общественным интересам, даже если в краткосрочном периоде отраслевая политика может вести к возникновению рыночной власти отдельных фирм.

Основные методы

Выделяют два типа методов антимонопольной политики:

  • прямой метод включает меры, устраняющие, ограничивающие или предупреждающие монопольное положение отдельных субъектов на рынке;
  • косвенный метод использует финансово-кредитные меры предупреждения и преодоления монополистических явлений в экономике.

Исследуем подробнее, каким образом общие цели антимонопольной политики реализуются в практике воздействия на несовершенства поведения экономических субъектов, главными из которых являются антиконкурентная деятельность фирм и естественная монополия.

Политика в защиту конкуренции

Свободная конкуренция, права и интересы потребителей выступают объектами защиты антимонопольной политики. В свете этого деятельность фирм, препятствующая конкуренции или ограничивающая ее, а также направленная на приобретение преимуществ, которые могут быть использованы во вред другим субъектам рынка, носит название недобросовестной конкуренции и считается незаконной.

Незаконное поведение фирм

Согласно традиционной антимонопольной политике, к поведению фирм, которое считается незаконным, относятся следующие действия.

  • Фиксирование продажных цен:

    тайное и явное, так что назначаемые фирмой цены выпадают из сферы влияния рынка.

  • Ценовая дискриминация:

    продажа (или покупка) различных единиц товара или услуги по ценам, разница в которых напрямую не соответствует различиям в стоимости поставляемого товара.

  • Ограничения покупки:

    запрет заказчикам покупать какой-либо товар в другом месте, у другого продавца, по другой цене или в другом объеме, чем установлено фирмой-продавцом.

  • Ограничения продажи:

    запрет поставщикам продавать товар другому клиенту, в другом месте, по другой цене или в другом объеме, чем это предусмотрено контрактом с фирмой-покупателем.

  • Взаимосвязанные продажи:

    продажа одного товара клиенту при условии, что он покупает какой-либо еще (оговоренный заранее в контракте) продукт данной фирмы.

  • Недобросовестная реклама:

    акцент в рекламных посланиях на таких качествах продукта, которые в действительности у данного изделия отсутствуют, или подчеркивание недостатков товара конкурирующей фирмы, которых на самом деле у него может и не быть.

  • Недобросовестная маркировка товара:

    оформление внешнего вида товара таким образом, который не отвечает его назначению, или указание таких его внутренних характеристик, которые продукту не присущи.

  • Вертикальные или горизонтальные ограничения конкуренции:

    давление на поставщиков (потребителей) продукции или на другие фирмы, производящие данный продукт, с целью усиления собственного влияния фирмы на рынке через принудительное навязывание партнерам своих правил поведения.

Михаил Агапитов
Михаил Агапитов

Не могу найти  требования по оформлению выпускной контрольной работы по курсу профессиональной переподготовки "Менеджмент предприятия"

Подобед Александр
Подобед Александр

Я нажал кнопку "начать курс" и почти его уже закончил, но для получения диплома на бумаге, нужно его же оплатить? Как оплатить? 

Артем Кравченко
Артем Кравченко
Россия, МИИТ, 2010
Александр Сериков
Александр Сериков
Россия, Москва, МВТУ им. Баумана Н.Э.