Как уже отмечалось выше, методологии внедрения информационных систем являются источником информации для разработки иерархической структуры проекта внедрения и иерархической структуры работ проекта. Состав работ (процессов) и последовательность их исполнения в значительной мере определяются целями проекта внедрения, используемым программным обеспечением, особенностями автоматизируемой сферы деятельности, организационной структурой объекта автоматизации, принятой у разработчика организацией работы и пр.
В настоящем разделе мы рассмотрим особенности отдельных методологий внедрения: их цели, предусмотренные этапы, состав и взаимосвязи работ.
Методологии внедрения компании Microsoft
Для поддержки внедрения систем группы Microsoft Business Solutions  (Microsoft Dynamics NAV, Microsoft Dynamics AX, Microsoft CRM) компанией Microsoft разработан ряд методологий: On Target, Microsoft Business Solutions Partner Methodology, Microsoft Dynamics Sure Step. Все они поддерживаются специализированными  программными средствами и шаблонами проектной документации, которые не являются общедоступными и предоставляются только официальным партнерам Microsoft.
Наиболее старая версия - методология On Target - ориентирована главным образом на удовлетворение требований, сформулированных Заказчиком. Процесс внедрения делится на шесть этапов: подготовка проекта, анализ, дизайн, разработка  и тестирование, развертывание, опытная эксплуатация. Задачи этапов и выполняемые работы приведены в таблице 2.1.
                            Таблица
                            2.1.
                        Характеристика этапов внедрения по методологии On Target
| Этап проекта | Цели этапа | Выполняемые работы (пакеты работ) | 
| Подготовка проекта | Разработать проектную документацию. Сформировать команду проекта | Предварительное планирование проекта. 
Разработка проектных процедур. 
Формирование Рабочей группы Проекта. 
Разработка и утверждение Устава Проекта. 
Разработка спецификации на следующую стадию | 
| Анализ | Подготовить команду проекта.
Разработать функциональные требования к системе | Обучение Рабочей группы Заказчика (ключевые пользователи, разработчики и администраторы). 
Анализ бизнес-процессов Заказчика. 
Подготовка и утверждение функциональных требований к системе. 
Подготовка Плана и Бюджета Проекта. 
Разработка спецификации на следующую стадию | 
| Дизайн | Разработать технические требования к системе.
Разработать принципы реализации требований | Подготовка и утверждение Технического задания. 
Разработка и согласование Дизайна  решения (реализация функциональных требований в системе).
 Детальное описание системных модификаций и интерфейсов с внешними программами.  
Уточнение Плана и Бюджета Проекта. 
Разработка спецификации на следующую стадию | 
| Разработка и тестирование | Создать программный продукт
Проверить работоспособность продукта | Разработка и тестирование дополнительной функциональности. 
Разработка и утверждение дополнительных интерфейсов. 
Разработка программы тестирования модификаций и интерфейсов. 
Выполнение процедур тестирования модификаций и интерфейсов. 
Разработка спецификации на следующую стадию | 
| Развертывание | Установить систему у Заказчика | Развертывание (инсталляция) системы на рабочие места конечных пользователей.  
Настройка прав и уровней доступа пользователей. 
Разработка процедур переноса сальдо и операций. 
Разработка процедур верификации начальных данных и операций. 
Подготовка пользовательских инструкций. 
Обучение конечных пользователей. 
Разработка спецификации на следующую стадию | 
| Опытная эксплуатация | Запустить систему в эксплуатацию. 
Осуществить сдачу-приемку проекта | Перенос начальных сальдо и операций. 
Выполнение процедур верификации начальных данных.
Запуск системы в эксплуатацию. 
Опытная эксплуатация. 
Приемка | 
 В последующих версиях методологии - Microsoft Business Solutions Partner Methodology, Microsoft Dynamics Sure Step  - основной акцент делается на нуждах бизнеса Заказчика, которому, в конечном итоге, необходимо решение для эффективной работы бизнеса: система управления предприятием, обеспечивающая достижение его целей. Результат проекта, согласно MBS Partner Methodology, - это работающее решение для бизнеса Заказчика, а не простая настройка программного продукта. Использование в процессе внедрения этой методологии позволяет обеспечить высокую эффективность проекта для Заказчика и реальное достижение тех целей внедрения, ради которых Заказчик и начал проект. Методология обеспечивает регулярный контроль хода проекта на всех этапах, что направлено на снижение проектных рисков.
Таким образом, цели MBS Partner Methodology оказываются значительно шире, чем в предыдущей методологии, и включают в себя:
- создание решения, оптимально соответствующего бизнес-потребностям клиента;
- максимально эффективное использование ресурсов;
- минимизацию сроков и затрат на внедрение;
- 
уменьшение рисков компании клиента.
Состав этапов проекта внедрения  отличается от предыдущей версии методологии, как по названиям, так и по выполняемым работам.
| MBS Partner Methodology | On Target | 
| 1. Диагностика | 1. Подготовка проекта | 
| 2. Анализ | 2. Анализ | 
| 3. Дизайн | 3. Дизайн | 
| 4. Разработка и тестирование | 4. Разработка и тестирование | 
| 5. Развертывание | 5. Развертывание | 
| 6. Начальное сопровождение | 6. Опытная эксплуатация | 
 Содержание этапов проекта представлено в таблице 2.2.
В рамках данной методологии вводятся понятия концептуального (ориентированного на бизнес-пользователя) и детального (ориентированного на разработчика) дизайна системы, что обеспечивает последовательность и преемственность в  формировании пользовательских и системных требований к решению.
Появляются требования о выделении отдельной среды для разработки программного продукта, среды для тестирования, рабочей среды для интеграции результатов в рабочую систему.
                            Таблица
                            2.2.
                        Характеристика этапов внедрения по методологии MBS Partner Methodology
| Этап проекта | Цели этапа | Выполняемые работы (пакеты работ) | 
| Диагностика | Анализ и описание бизнес-процессов. Выявление основных потребностей бизнеса. 
Оценка функциональной применимости базового программного продукта. Определение ожидаемых результатов, сроков, границ и бюджета проекта | Организация рабочей группы сотрудников Заказчика для проведения диагностики.
Сбор предварительной информации.
Обследование и описание структуры предприятия, бизнес-процессов, основных целей, потребностей и ожиданий Заказчика. 
Согласование результатов обследования, установка критериев оценки результатов проекта. 
Подготовка отчета о Диагностике. 
Предложения по разработке и внедрению решения | 
| Анализ | Организация проекта. Детальное обследование и описание предприятия Заказчика. 
Изучение требований к внедряемому решению. Документирование функциональных требований, создание полного перечня требуемых модификаций и доработок функциональности | Открытие проекта, формирование Управляющего комитета и проектной группы. 
Подготовка плана проекта, Устава проекта, порядка отчетности, управления изменениями и рисками, сдачи-приемки проекта. 
Проведение тренинга для сотрудников клиента по базовой функциональности продукта. 
Уточнение и детализация требований к решению бизнес-процессов Заказчика. 
Выработка решений относительно изменения существующих бизнес-процессов, модификации функциональности продукта, построения интерфейсов с внешними системами. 
Подготовка Спецификации функциональных требований. 
Согласование и утверждение функциональных требований, уточнение параметров проекта | 
| Дизайн | Описание создаваемого решения, детальное проектирование модификаций и доработок функциональности. Планирование изменений бизнес-процессов. Уточнение подходов к разработке и испытаниям проектируемого решения | Разработка Концептуального дизайна (Технического задания), описывающего в терминах предметной области концепцию реализации решения, изменения функциональности и бизнес-процессов, требования к отчетности. 
Согласование и утверждение Концептуального дизайна Заказчиком проекта. 
Разработка Детального дизайна (Программного дизайна), описывающего в терминах системы предполагаемые модификации функциональности, интерфейсы с внешними системами, порядок тестирования разработки, порядок приемки работ. 
Согласование и утверждение Детального дизайна. 
Планирование порядка, сроков и ресурсов для разработки и контроля качества. 
Уточнение параметров последующих стадий | 
| Разработка и тестирование | Реализация и первичное тестирование модификаций и доработок функциональности. Установка и настройка системы. 
Планирование и проведение испытаний. 
Доработка решения по результатам испытаний | Настройка среды для разработки, среды для тестирования, рабочей среды для интеграции результатов в рабочую систему. 
Реализация модификаций и интерфейсов, первоначальное тестирование разработчиками. 
Передача результатов разработки Заказчику для тестирования, исправление обнаруженных ошибок, корректировка требований, повторная реализация и тестирование. 
Комплексное тестирование Заказчиком, исправление ошибок и корректировка требований. 
Установка результатов разработки в рабочую среду, настройка системы, перенос основных справочников и сальдо. 
Проведение финальных испытаний и подготовка к сдаче-приемке | 
| Развертывание | Подготовка и настройка рабочей системы. 
Разработка пользовательской документации. 
Тренинг конечных пользователей. Планирование и запуск в рабочую эксплуатацию. Сдача-приемка проекта | Проведение официальной сдачи проекта Заказчику. 
Оценка достижения целей проекта и критериев успеха. 
Планирование запуска в промышленную эксплуатацию. 
Подготовка системы к запуску, контроль готовности, заведение актуальных данных. 
Организация и проведение тренинга для конечных пользователей. 
Запуск ежедневной обработки в новой системе операций. 
Осуществление первоначальной поддержки специалистами партнера промышленной эксплуатации системы. 
Официальное завершение проекта, оценка проекта Заказчиком | 
| Начальное сопровождение | Сопровождение функционирования системы в режиме рабочей эксплуатации. 
Устранение выявленных несоответствий. 
Переход к режиму работы Заказчика в рамках контракта на регулярное сопровождение | Осуществление ежедневной поддержки работы Заказчика с системой (по телефону, электронной почте, с выездом специалистов на место). 
Периодические обновления системы, связанные с выходом новых версий, изменениями законодательства, развитием технологий. 
Проведение периодической оценки соответствия решения требованиям Заказчика, наличия потребностей в изменении и развитии решения. Планирование и организация новых проектов |