Опубликован: 28.11.2005 | Уровень: для всех | Доступ: платный | ВУЗ: Школа IT-менеджмента АНХ при Правительстве РФ
Лекция 11:

Разработка диаграммы деятельности для моделирования бизнес-процессов

< Лекция 10 || Лекция 11: 1234 || Лекция 12 >
Аннотация: Особенности проектов по моделированию бизнес-процессов в среде IBM Rational Rose 2003. Добавление дорожек на диаграмму деятельности. Построение диаграммы деятельности с дорожками и потоком объектов. Пример построения диаграммы деятельности с дорожками и потоком объектов для модели бизнес-процесса.

Особенности проектов по моделированию бизнес-процессов в среде IBM Rational Rose 2003

Продолжая рассмотрение особенностей разработки диаграмм деятельности, следует отметить, что программа IBM Rational Rose 2003 может быть успешно использована для выполнения проектов по моделированию бизнес-процессов. Наиболее подходящим типом диаграмм для визуального представления схем выполнения бизнес-процессов являются диаграммы деятельности, на которых дополнительно размещаются так называемые дорожки ( Swimlane ). Назначение дорожек состоит в том, чтобы указать зоны ответственности за выполнения отдельных деятельностей в рамках моделируемого бизнес-процесса. В качестве имен дорожек используются либо названия подразделений (департаментов) рассматриваемой компании, либо названия отдельных должностей сотрудников тех или иных подразделений.

Проекты по моделированию бизнес-процессов могут выполняться либо с целью реорганизации или реинжиниринга компании, либо с целью собственно документирования бизнес-процессов. Особенности данных проектов заключаются в том, что в обоих случаях необходимо построить модели бизнес-процессов некоторой существующей компании. Чтобы акцентировать внимание на подобных проектах, их часто называют проектами типа "As is" ("Как есть"). Соответственно проекты по разработке новых продуктов или моделей новых систем называют проектами типа "To be" ("Как должно быть").

В данном контексте рассматриваемый ранее проект по разработке системы управления банкоматом следует отнести к проектам типа "Как есть", поскольку при построении диаграмм предполагалась известной существующая технология использования банкоматов для обслуживания клиентов. С другой стороны, если бы стояла цель разработки новой модели банкомата с некоторой дополнительной функциональностью или, например, разработки нового Интернет-магазина, то подобные проекты можно было бы отнести к проектам типа "Как должно быть". Именно этот тип проектов служит базовым для принятой в курсе лекций последовательности разработки канонических диаграмм в нотации UML, начиная от представления диаграмм вариантов использования и заканчивая диаграммами физического представления.

Выполнение проектов типа "Как есть" по моделированию бизнес-процессов в большинстве случаев начинают с построения диаграмм деятельности, которые служат для графического представления схем выполнения бизнес-процессов и документооборота рассматриваемой компании. После этого, исходя из требований проекта, разрабатывается модель диаграммы вариантов использования и выполняется реорганизация бизнес-процессов. Наконец, в случае необходимости разработки или внедрения корпоративной информационной системы, строятся диаграмма классов, диаграммы взаимодействия и компонентов, которые служат основой для программной реализации соответствующего проекта.

Таким образом, первый этап выполнения проектов типа "Как есть" связан с построением моделей существующих бизнес-процессов компании в форме диаграмм деятельности. В качестве примера проекта этого типа в данной лекции рассматривается модель бизнес-процесса по оптовой продаже товаров со склада торговой компании. Хотя данный пример имеет упрощенный характер, он позволяет наглядно представить основные особенности моделирования бизнес-процессов в нотации языка UML с использованием средства IBM Rational Rose 2003.

Для вновь разрабатываемого проекта по моделированию бизнес-процессов торговой компании в среде IBM Rational Rose 2003 создадим новый проект с именем: МодельБП. В качестве первой диаграммы проекта будет служить диаграмма деятельности, которая описывает отдельный бизнес-процесс в виде последовательности выполнения действий подразделениями компании при оптовой продаже товаров клиентам. Для удобства можно включить эту диаграмму в логическое представление, для чего необходимо в браузере проекта выделить логическое представление ( Logical View ) и выполнить операцию контекстного меню: New \to Activity Diagram (Новая \to Диаграмма деятельности).

< Лекция 10 || Лекция 11: 1234 || Лекция 12 >
Yegor Lonskiy
Yegor Lonskiy

Всем привет. Написано в описании, что стоимость 30 000 рублей. Вопрос: 30 000 за возможность пройти курс? или же 30 000 только за выдачу диплома?

Элина Рожкова
Элина Рожкова
Yegor Lonskiy
Yegor Lonskiy
Финляндия, Tornio
Ри Зар
Ри Зар
Россия, Казань