Опубликован: 10.08.2007 | Уровень: для всех | Доступ: платный
Лекция 11:

Фирма и общество: социальная ответственность бизнеса в современном мире

< Лекция 10 || Лекция 11: 1234 || Лекция 12 >

Анализ поведения фирмы в экономической системе не будет полным, если мы не отметим особенности места и роли, которую выполняет фирма в современном обществе. Помимо функций производства товаров и услуг, посредничества в деле воспроизводства рабочей силы и финансовых потоков в экономике, фирма представляет собой социальный институт, особую ячейку общества. С одной стороны, фирма обеспечивает поставку необходимых обществу товаров, которые служат основой поддержания его жизнедеятельности, а с другой стороны, эволюция общества накладывает специфические ограничения на форму и виды, в которых осуществляется деятельность фирмы. Таким образом, мы получаем новую взаимозависимость: взаимное влияние фирмы и общества друг на друга. Под обществом здесь мы понимаем экономическую систему в целом, включая правила поведения людей как потребителей и работников, их нормы, традиции, отношение к тому, что считается приемлемым или неприемлемым в данном случае относительно экономического поведения хозяйствующих субъектов.

Взаимное влияние общества и фирмы проявляется в двух направлениях: через предоставление фирмой необходимого количества товаров и услуг и через ограничения ее производительной деятельности. Рассмотрим подробнее оба эти аспекта.

Поставляет ли фирма оптимальное количество товара для общества?

Оптимальный объем продукта означает такое его количество, которое способно удовлетворить платежеспособную потребность спроса в данном товаре. При условии, что фирма не оказывает воздействие на спрос рынка, все потребители, желающие купить данный товар и готовые заплатить за него величину его предельной полезности в денежном выражении (что одновременно равняется и величине предельных затрат на его производство), могут приобрести его.

Если фирма производит оптимальный объем товара, ее воздействие и роль в обществе являются максимально положительными. Однако в современной экономической системе существуют два фактора, препятствующие оптимальной деятельности фирмы:

  • наличие внешних эффектов,
  • несовершенство рыночных структур.

Рассмотрим их подробнее.

Внешние эффекты

Функционирование экономического агента влечет за собой его воздействие на того, с кем он непосредственно взаимодействует: продавца или покупателя товара, услуги или ресурса. Если такое воздействие затрагивает еще дополнительную (третью) сторону, которая непосредственно не связана ни с субъектом, ни с предметом экономической операции, возникает внешний эффект (внешний по отношению к данному экономическому отношению), который не учитывается прямо участниками сделки и, следовательно, не принимается ими в расчет при выборе экономических параметров своей деятельности. Например, завод может сбрасывать отходы производства в близлежащий водоем, загрязняя окружающую среду жизни других людей; но поскольку эти "результаты" деятельности завода непосредственно не отражаются на благополучии фирмы, то они не будут приниматься во внимание при решении вопроса относительно качества и количества продукции, которую выпускает завод.

Внешние эффекты бывают как отрицательными (в случае загрязнения), так и положительными (например, дополнительное образование работника повышает не только его производительность, но и обходительность с людьми, то есть косвенным образом и эффективность труда других людей после общения с ним). Так как внешний эффект не учитываются в расчетах фирмы, то в случае отрицательного внешнего эффекта фирма недооценивает реальные издержки производства товара и, следовательно, перепроизводит товар, то есть производит большее его количество, чем необходимо с точки зрения общества (рис. 10.1).

Отрицательный внешний эффект деятельности фирмы

Рис. 10.1. Отрицательный внешний эффект деятельности фирмы

В случае положительного внешнего эффекта фирма производит слишком мало данного товара по сравнению с оптимальным, с точки зрения общества, поскольку положительное воздействие продукта на третью сторону не принимается во внимание и, следовательно, издержки производства товара переоцениваются (рис. 10.2).

Положительный внешний эффект деятельности фирмы

Рис. 10.2. Положительный внешний эффект деятельности фирмы

Причем Q может интерпретироваться не только как объем выпуска, но и как число товарных марок, которые выпускает фирма (как степень товарной дифференциации продукта). Тогда наличие отрицательного внешнего эффекта ведет к выпуску слишком большого числа товарных марок, а положительный внешний эффект означает, что дифференциация товара недостаточна для удовлетворения потребностей общества.

2. Несовершенство рыночных структур

Второй проблемой взаимоотношения фирмы и общества является несовершенство рыночных структур. Если фирма действует в условиях несовершенной конкуренции, она может оказывать воздействие на рыночный спрос, то есть сокращая выпуск, увеличивать цену товара. Цена товара оказывается выше предельных издержек его производства. Рыночное равновесие наблюдается при уменьшенном объеме выпуска (и сбыта). В результате образуются так называемые "чистые потери несовершенной конкуренции" - недопроизведенная продукция, потенциально потерянная для потребителей - величина треугольника ЕКС (рис. 10.3).

Чистые потери несовершенной конкуренции

Рис. 10.3. Чистые потери несовершенной конкуренции

Отсутствие у экономических агентов полной информации о рынке также приводит к искажению эффективности конкуренции. Например, асимметрия информации о качестве продаваемого товара (продавцы располагают информацией, им известно качество продаваемого товара, а покупателям - нет) приводит вначале к снижению равновесной цены, а затем и к вытеснению качественного товара за пределы рынка. Снижение цены происходит из-за того, что потребители, получая косвенную информацию о присутствии на рынке товаров низкого качества (не зная, однако, наверняка качества товара конкретных продавцов) снижают свою готовность платить. В условиях неопределенности снижается основной фактор спроса - ожидаемая полезность товара. Снижение цены приводит к снижению полезности (прибыли) продавцов, обладающих качественным товаром, и повышению полезности (прибыли) продавцов, обладающих некачественным товаром, так как товары различного качества характеризуются различным уровнем издержек производства. Продавцы качественного товара получают стимул покидать рынок, в то время как продавцы некачественного занимают их место. В долгосрочном равновесии происходит негативный отбор - наблюдается полное вымывание качественных товаров. В ряде случаев для сохранения качества на рынке потребители нуждаются в получении дополнительных сигналов, свидетельствующих о качестве товара. Сигнализирование зачастую связано c дополнительными затратами для фирм, что приводит к смещению точки равновесия по сравнению с общественно-эффективным уровнем.

Другой причиной искажения рыночного равновесия является асимметрия информации о ценах. В случае, если на рынке присутствуют информированные и неинформированные потребители, нарушается единственность конкурентного равновесия. В долгосрочном периоде на рынке возникает набор цен, аналогичный ситуации ценовой дискриминации, что ведет к снижению эффективности и благосостояния. Асимметрия информации становится причиной получения продавцами рыночной власти над частью потребителей и искажения конкурентного равновесия.

Таким образом, поскольку современной экономической системе присущи два вида несовершенств, то поведение фирмы будет отличаться от того оптимального поведения, которое требуется обществу в целом. Следовательно, общество неизбежно будет предпринимать шаги для корректировки нежелательных последствий деятельности фирмы: налоги, субсидии, законодательные поощрения и запреты.

< Лекция 10 || Лекция 11: 1234 || Лекция 12 >
Михаил Агапитов
Михаил Агапитов
ВКР
Подобед Александр
Подобед Александр
Как оплатить обучение?
Александр Качанов
Александр Качанов
Япония, Токио
Гаральд Егоркин
Гаральд Егоркин
Россия